Камю Альбер
Камю́ Альбе́р (Albert Camus) (7.11.1913, Мондови, Французский Алжир, ныне Дреан, провинция Эль-Тарф, Алжир – 4.1.1960, Вильблевен, департамент Йонна, регион Бургундия-Франш-Конте, Франция; похоронен на кладбище Лурмарена, департамент Воклюз, регион Прованс – Альпы – Лазурный Берег), французский писатель.
Отец – сельскохозяйственный рабочий Люсьен Камю, погиб в Марнском сражении 1914 г.; мать – Катрин Сантес, испанка. Летом 1914 г. мать с Альбером и его старшим братом Люсьеном переехала в г. Алжир. В 1923–1932 гг. Камю учился в лицее, где познакомился с произведениями Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше, А. Жида, М. Барреса, А. Мальро, М. Пруста. В 1930 г. заболел туберкулёзом, из-за чего прервал учёбу на год. После окончания лицея (1932) изучал философию в Алжирском университете (окончил в 1936); в этот период читал труды С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, О. Шпенглера, Л. Шестова.
Первые публикации – заметки и эссе в периодической печати в 1932–1933 гг.: «Жан Риктюс. Поэт нищеты» («Jehan Rictus, le Poète de la Pauvreté»), «О музыке» («Essai sur la musique»; рус. пер. 1998), «Философия века» («La Philosophie du siècle»), эссе «Бред» («Délires») и др.; статьи изданы в сборнике «Ранний Камю» («Le premier Camus», 1973). В них проявились важные для дальнейшего творчества мотивы: бунт против общественных условностей, уход в мир грёз, принижение рационального начала в искусстве.
В 1935 г. вступил в алжирскую секцию Французской коммунистической партии, из которой вышел в 1937 г. В 1935 г. возглавил Театр труда (позднее переименован в Театр команды) в г. Алжир, где выступил как режиссёр, актёр и сценарист: дебютная постановка – пьеса «Восстание в Астурии» («Révolte dans les Asturies», 1936), созданная в соавторстве с другими участниками театра. В 1936–1939 гг. в театре поставлены пьесы «Каменный гость» А. С. Пушкина и «На дне» М. Горького, адаптации романа «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского, произведений А. Жида, А. Мальро и др.
Сборник эссе «Изнанка и лицо» («L'Envers et l'endroit», 1937; частичный рус. пер. 1998) ставит вопрос об обретении личностью достоинства в абсурдном мире; хаосу истории Камю противопоставил мудрость природы.
В 1938–1939 гг. редактор газеты Alger républicain («Республиканский Алжир»).
В книге «Миф о Сизифе» («Le mythe de Sisyphe», 1942; рус. пер. 1980), ставшей вехой в творчестве писателя, Камю исследовал тему абсурда и «верховного самоубийства» как бунта против бессмысленности существования. «Человеком абсурда» представлен Кириллов из романа Ф. М. Достоевского «Бесы» (1871–1872) – идейный самоубийца, считающий, что если жизнь не имеет смысла, то нет смысла её проживать. Однако в «Мифе о Сизифе» признание абсурда – это не конец жизни, а начало поиска истинных ценностей: ясности ви́дения, честности, полноты переживания, отказа от примирения с абсурдом.
Тема продолжена в повести «Посторонний» («L'étranger», 1942; рус. пер. 1968 издан в журнале «Иностранная литература»). Её герой, мелкий служащий Мерсо, представляет экзистенциалистский вариант «естественного человека», живущего с сознанием бессмысленности бытия. Он непреднамеренно убивает человека и попадает под суд; присяжные и судья считают более неприемлемым не убийство, а его пренебрежение нормами человеческого общежития. Мерсо оказывается в пограничной ситуации, т. е. в положении выбора перед лицом смерти, когда, согласно экзистенциалистской философии, наступает прозрение. Герой выбирает помнить, что мир абсурден, отказывается идти на компромисс с обществом и принимает казнь. Повесть написана в бесстрастном стиле, который Р. Барт охарактеризовал как «нулевая степень письма» (одноимённая книга, 1953).
Пьеса «Калигула» («Caligula», 1944; премьера в парижском театре Эберто, 1945, режиссёр П. Эттли, роль Калигулы исполнил Ж. Филип; рус. пер. 1988) с философских позиций переосмысляет сюжет из сочинения Светония Транквилла «О жизни двенадцати цезарей» (2 в.). После утраты любимой женщины Калигула осознаёт абсурдность бытия, бунтует против жизни и приходит к нигилизму, превратившись в жестокого тирана. Он обладает почти безграничной властью и свободой, но желает получить недостижимое (луну в небе), стремится к абсолюту. В финале пьесы герой осознаёт свою неправоту и совершает «верховное самоубийство»: он знает о готовящемся заговоре, но не пытается его предотвратить.
Во время оккупации Франции фашистской Германией писатель жил в Париже, Клермон-Ферране, Панелье (Овернь), Оране (Алжир) и вёл подпольную работу. В 1943–1944 гг. публиковал в периодической печати «Письма к немецкому другу» («Lettres a un ami allemand», отдельным изданием – 1948; рус. пер. 1980). С 1944 г. возглавлял печатный орган Сопротивления – газету Combat («Бой», Париж). Участие в Сопротивлении ознаменовало начало нового периода в творчестве писателя.
Пьеса «Недоразумение» («Le Malentendu», 1944; премьера в парижском театре «Матюранс», 1944; рус. пер. 1985) повествует об убийстве главного героя, вернувшегося на родину после долгого отсутствия, его матерью и сестрой, которые не узнают его. Криминальная история перерастает в философскую трагедию об абсурдности бытия; пессимистический взгляд писателя на земной удел человека сочетается, по словам Камю, с «относительным оптимизмом в том, что касается самого человека» (Camus. 1962. P. 1729).
Одним из источников вдохновения для романа «Чума» («La peste», 1947; Премия критиков, 1947; рус. пер. 1969) послужило эссе А. Арто «Театр и чума» (1934), представляющее чуму и театр силами, которые через разрушение внешней респектабельности общественных установлений развязывают конфликты и реализуют скрытые возможности человека.
Действие романа разворачивается в небольшом городке Оран на побережье Средиземного моря, где происходит нашествие крыс и разражается эпидемия. В центре произведения не судьба индивидуума, но коллективная история встречи с безличным абсолютным злом. В письме к Р. Барту от 11 января 1955 г. Камю отмечал, что явное содержание «Чумы» – борьба европейского Сопротивления против фашизма (Camus. 1962. P. 1965). Однако абстрактно-символический пласт произведения позволяет толковать его и как притчу об извечном человеческом уделе. В романе Камю развил экзистенциалистские мотивы предшествующих произведений (абсурдность бытия, свобода человека, его выбор перед лицом смерти) и пришёл к выводу, что «есть больше оснований восхищаться людьми, чем презирать их» («Чума». Цит. по: Камю. 1969. С. 377). Повествование принимает форму хроники, протокола и ориентировано на точность и достоверность документального свидетельства. В 1948 г. писатель совместно с Ж.-Л. Барро создал по мотивам романа пьесу «Осадное положение» («L'État de siège», премьера 1948 в театре «Мариньи»).
Второй период творчества Камю завершает философская работа «Бунтующий человек» («L'homme révolté», 1951; рус. пер. 1980), посвящённая истории идеи бунта. Отправной точкой размышлений остаются абсурд и вытекающий из него бунт, однако теперь это не полное отрицание человека и общества, чреватое вседозволенностью, но требование солидарности, признание ценности Другого: «Я бунтую, следовательно, мы существуем» (Камю. 1990. С. 134). Главы книги исследуют «метафизический» (восстание против несправедливости человеческого удела), «исторический» бунт (переход мысли в действие – революцию, которая приводит к кровавой диктатуре, подчинению и разобщению людей); «бунт и искусство» (попытка преодолеть абсурд и достигнуть единства через красоту).
Повесть «Падение» («La chute», 1956; рус. пер. 1969 опубликован в журнале «Новый мир») отразила эволюцию в позднем творчестве писателя. Произведение представляет исповедь Жан-Батиста Кламанса, «ложного пророка», который изобличает общество и пытается оправдать свой безнравственный проступок всеобщей низостью и порочностью. По мнению литературоведа С. И. Великовского (1931–1990), в «Падении» Камю учинил расправу над собственным мировоззрением, чтобы устранить «заслоны, оберегавшие его былой гуманизм от поглощения болезненным скепсисом и мизантропией» (Великовский. 1973. С. 199). В сборнике рассказов «Изгнание и царство» («L'exil et le royaume», 1957; частичный рус. пер. 1969), куда Камю первоначально планировал включить «Падение», писатель призвал презреть суетность повседневной жизни, одолеть в себе косность привычного существования и слиться с природой.
Камю – автор пьес «Праведники» («Les Justes», 1949, премьера в 1949 в театре «Эберто») о революционном движении в России в начале 20 в., «Реквием по монахине» («Requiem pour une nonne», 1956, адаптация одноимённой пьесы У. Фолкнера; рус. пер. 1970) и др. Среди других произведений: рассказы, эссе, письма. Состоял в переписке с Б. Л. Пастернаком (опубликована на русском языке в 1987). В 1959 г. осуществил постановку по роману Достоевского «Бесы» в Театре Антуана в Париже.
Нобелевская премия по литературе (1957) «за значительные произведения, с проницательной вдумчивостью освещающие проблемы человеческой совести в современном мире» (The Nobel Prize in Literature 1957 // The Nobel Prize). В речи по случаю вручения премии («Шведская речь» – «Discours de Suède», 1958) Камю изложил основные положения своей эстетики, среди которых – возрастающая роль искусства в современном мире и ответственность художника за всё происходящее. Согласно писателю, назначение искусства состоит «в отказе лгать о том, что знаешь, и сопротивлении гнёту» (Камю. 1993. С. 398).
Погиб в автомобильной катастрофе.
Русскому читателю стал первоначально известен благодаря изданию критических материалов по его эстетическим взглядам (Великовский С. Альбер Камю перед лицом истории // О современной буржуазной эстетике. Москва, 1965. Вып. 2. С. 98–153). На русском языке произведения Камю публикуются с 1968 г.