Брук Питер
Брук Пи́тер (Peter Brook) (21.3.1925, Лондон – 2.7.2022, Париж), английский режиссёр.
Родился в семье российских иммигрантов. Ко времени обучения в Оксфордском университете (1942–1944) относятся первые режиссёрские опыты в кино и театре. Одна из первых постановок на профессиональной сцене – «Адская машина» Ж. Кокто (1945, театральный клуб Chanticleer, Лондон). В этом же году Брук был приглашён в Бирмингемский репертуарный театр (его постановки: «Человек и сверхчеловек» Б. Шоу, «Король Джон» У. Шекспира, «Женщина с моря» Г. Ибсена), где началось многолетнее творческое содружество с П. Скофилдом. После успеха спектаклей «Бесплодные усилия любви» (1946) и «Ромео и Джульетта» (1947) Шекспира (в Королевском шекспировском театре), «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому (театр Lyric, Лондон, 1946) и некоторых других Брук стал главным режиссёром театра «Ковент-Гарден» (1948–1950), где поставил оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1948), «Саломея» Р. Штрауса (1949, сценография С. Дали) и др.
«Гамлет» Шекспира, показанный на гастролях в Москве (1955), сыграл важную роль в приобщении советского театра к мировому театральному процессу. В сокровищницу мировой сценической шекспирианы вошли спектакли «Мера за меру» (1950) и «Тит Андроник» (1955; оба – в Королевском шекспировском театре). Брук стремился выявить музыкальность шекспировских текстов, акцентируя тончайшие взаимодействия между ритмом, тоном и энергией актёрской игры и речи. Проводил параллель между искусством театра и кинематографом, придавал особую динамику сценическому действию, чередуя крупные и общие планы, разрабатывал универсальный сценический язык, понятный любому зрителю независимо от национальной культуры и уровня образования. Выдвинувшись в первый ряд английских режиссёров, Брук, наряду с произведениями Шекспира, ставил пьесы Ж.-П. Сартра, Ж. Ануя, А. Миллера, Т. С. Элиота, Ф. Дюрренматта, Т. Уильямса, К. Фрая и др. В его спектаклях играли ведущие актёры (П. Скофилд, А. Гиннесс, Дж. Гилгуд, Л. Оливье). В 1962–1970-х гг. Брук работал в обновлённом Королевском шекспировском театре, где в 1962 г. осуществил постановку трагедии Шекспира «Король Лир». Этот суровый и жестокий спектакль, занявший центральное место в творчестве Брука 1960-х гг., – итог раздумий художника о судьбах человечества, прошедшего через все ужасы 20 в.
С начала 1960-х гг. Брук занялся экспериментальной работой, цель которой – постичь глубинную подсознательную основу сценического действа. Эта работа включала программу упражнений «театр жестокости» – в развитие идей А. Арто (совместно с американским режиссёром Ч. Маровицем, Лондонская академия музыкального и драматического искусства, 1964), «деконструкцию» «Бури» Шекспира и «Эдипа» Сенеки (обе поставил в 1968). К этому же времени относятся антивоенные спектакли «Физики» Ф. Дюрренматта (1963), «Марат/Сад» (1964) и «Дознание» (1965) П. Вайса, коллективное сочинение о войне во Вьетнаме «US» (1966). Постановка «Марат/Сад» из Королевского шекспировского театра была перенесена на Бродвей, в 1966 г. удостоена премии «Тони», а Брук был назван лучшим режиссёром.
В 1970 г. Брук поставил «Сон в летнюю ночь» Шекспира – спектакль, проникнутый духом праздничности и прославляющий искусство театра. В 1971 г. начал работу в основанном им Международном центре театральных исследований в Париже, где вместе с интернациональной группой актёров, художников, музыкантов исследовал природу и воздействие театра на общество. Преследуя цель взаимодополнения разных культур (которое, по мнению Брука, только и может по-настоящему объединить человечество), постоянно обращался к мифологии, фольклору и литературе Востока, в том числе поставил грандиозный спектакль по пьесе Ж.-К. Каррьера «Махабхарата» по мотивам индийской поэмы (1985, совместно с Каррьером и М.-Э. Эстьен).
Среди других постановок: «Тимон Афинский» (1974), «Мера за меру» (1978), «Буря» (1990), «Трагедия Гамлета» (2000) по Шекспиру, «Вишнёвый сад» (1981 и 1988) А. П. Чехова, «Человек, который…» по книге психолога О. Сакса «Человек, который принял свою жену за шляпу» (1991; 2-я редакция 1993), «Счастливые дни» С. Беккета (1995), «Твоя рука – в моей» К. Рокамора по письмам А. П. Чехова и О. Л. Книппер (2003), «Фрагменты» по Беккету (2008), «Warum warum» по текстам Арто, Г. Э. Г. Крэга, В. Э. Мейерхольда, Шекспира и др. (2010). Брук поставил оперные спектакли: «Фауст» Ш. Гуно (1953), «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (1957) – оба в театре «Метрополитен-опера», камерный вариант оперы Ж. Бизе – «Трагедия Кармен» (1981), «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (2010, оба – театр «Буфф дю Нор», Париж) и др.
Видное место в кинематографе 2-й половины 20 в. заняли фильмы Брука «Опера нищих» (1953), «Модерато кантабиле» (1960), «Повелитель мух» (1963), а также киноверсии театральных постановок, в том числе фильм «Махабхарата», снятый по одноимённой пьесе (премия «Эмми», 1990).
В 1974–2010 гг. художественный руководитель театра «Буфф дю Нор».
В 2010-х гг. совместно с французским драматургом Мари-Элен Эстьен выступил автором сценария и режиссёром фильмов, а также спектаклей с одноимённым названием: «Костюм» (короткометражный, 2013), «Поле битвы» по пьесе «Махабхарата» (2015); постановок: «Заключённый» (2018, National Theater, Лондон), «Почему?» (2019, Шекспировский центр Полонского, Нью-Йорк).
Автор книг о театре: «Пустое пространство» (1969), «Точка сдвига» (1987), «Открытая дверь» (1995), «Игра на слух: Размышления о музыке и звуке» (2019).
Командор ордена Почётного легиона (2013). Премия принцессы Астурийской в области искусства (2019, Испания). Государственная награда Индии Падма Шри за ценный вклад в искусство (2021).
Двоюродный брат – В. Н. Плучек.