Бати Гастон
Бати́ Гасто́н (Gaston Baty, настоящее имя и фамилия Жан-Батист-Мари-Гастон Бати, Jean-Baptiste-Marie-Gaston Baty) (26.5.1885, Пелюссен, департамент Луара – 13.10.1952, там же), французский режиссёр, актёр, художник театра.
Получил богословское образование, позже окончил университет в Лионе. Вёл литературную деятельность (пьеса Бати «Страсть» поставлена в 1905 г. в театре под руководством Ж. Руше, Лион). Художественные взгляды формировались под влиянием творчества немецких романтиков, постановок режиссёров Г. Фукса и Ф. Эрлера. С 1919 г. в труппе Ф. Жемье (Париж). В 1921–1928 гг. возглавлял собственную труппу «Барак Химеры», где поставил спектакли «Майя» С. Гантийона (1924, 1927), «Сменные головы» Ж. Пеллерена (1925–1926), «Диббук» Ан-ского (1927–1928) и др. Считал, что художественный образ спектакля возникает на пересечении всех видов искусств и рождается в действии, поэтому театр должен преодолеть зависимость от литературы. Автор ряда теоретических работ, в том числе манифеста «Маска и кадило» («Le Masque et l’Encensoir», 1926).
В 1927 г. вместе с Ш. Дюлленом, Л. Жуве и Ж. Питоевым вошёл в театральное объединение «Картель», выступавшее против коммерциализации театра. В 1930–1947 гг. руководил театром «Монпарнас» («Монпарнас-Бати»), поставил спектакли: «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта (1930–1931), «Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому (1933), «Мадам Бовари» по Г. Флоберу (1936–1937) и др. С 1936 г. вместе с другими членами «Картеля» возглавлял «Комеди Франсез», где поставил «Подсвечник» А. Мюссе (1936), «Соломенную шляпку» Э. Лабиша (1938) и др. Во многих своих постановках выступал как художник. Одновременно с драматическими ставил экспериментальные кукольные спектакли (первое публичное представление – 1944).
Вдохновлённый идеей децентрализации театральной жизни, посвятил последние годы провинциальной труппе «Комеди де Прованс» (1950–1952) в г. Экс-ан-Прованс.