Люнье-По Орельен-Мари
Люнье́-По Орелье́н-Мари́ (Aurélien-Marie Lugné-Poe; настоящие имя и фамилия Орельен Франсуа Мари Люнье, Aurélien Francois Marie Lugné) (27.12.1869, Париж – 19.6.1940, Вильнёв-лез-Авиньон, департамент Гар, ныне регион Окситания), французский театральный режиссёр, актёр.
В 1886 г. вместе с Ж. Бурдоном организовал в парижском лицее Кондорсе любительский театр «Кружок школяров» (первое представление состоялось 5 марта 1887). Наиболее значительная постановка Люнье-По с этой труппой – «Женщина с моря» Г. Ибсена (1892).
Одновременно в 1888 г. поступил на драматические курсы Парижской консерватории (класс Г. Вормса). С октября 1888 г. полтора года играл в «Свободном театре» А. Антуана (Елецкий – «Нахлебник» И. С. Тургенева). С мая 1891 г. играл в экспериментальном символистском Художественном театре (Le théâtre d’art) П. Фора (существовал в 1890–1892), где принял участие в подготовке первых спектаклей по пьесам М. Метерлинка: «Непрошеная» (исполнил роль Деда) и «Слепые» (роль Первого Слепорождённого). После закрытия театра Фора предпринял усилия по созданию репертуарного театра символистского направления. Открытию нового театра предшествовала триумфальная постановка в мае 1893 г. «Пеллеаса и Мелисанды» Метерлинка (режиссёр и исполнитель роли Голо).
6 октября 1893 г. постановкой пьесы «Росмерсхольм» Ибсена Люнье-По открыл в Париже театр «Эвр» («Творчество»), программой которого стала начатая ещё в Художественном театре разработка эстетики символизма: создание новой реальности путём синтеза пантомимы, театра теней, света, цвета, запаха, декорационного оформления и т. д.
Интерпретация «Строителя Сольнеса» Ибсена (1894; Люнье-По – режиссёр и исполнитель главной роли) побудила Метерлинка опубликовать программную статью «Трагическое повседневное», в которой сформулированы символистская концепция трагического, принцип диалога «второго порядка» (возникающего помимо слов и не имеющего однозначного смысла). Претворяя эти принципы в жизнь, Люнье-По использовал особое звучание текста (актёры несколько растягивали слова, составляя их в музыкально звучащие фразы), плоскостную мизансцену, принцип теней, тюлевый занавес и т. д. Большое значение имело сотрудничество режиссёра с художниками группы «Наби» (М. Дени, Э. Вюйар, П. Боннар, П. Серюзье, П. Рансон), оформлявшими его постановки. Деятельность Люнье-По способствовала формированию символистской театральной критики: К. Моклер, А. Боэр, Ж. Леметр, Ф. Фенеон. Среди постановок первого сезона: «Враг народа» Ибсена, «Одинокие» Г. Гауптмана, «Свыше человеческих сил» Б. Бьёрнсона, «Кристальный паук» Рашильд, «Кредиторы» А. Стриндберга. В дальнейшем репертуар расширился: «Аннабелла» Дж. Форда (1894, Люнье-По в роли Джованни), «Глиняная повозка» Шудраки (1895, оформление А. де Тулуз-Лотрека) и «Шакунтала» Калидасы (1895) и др. В 1896 г. Люнье-По впервые на мировой сцене поставил здесь «Саломею» О. Уайльда. С 1895 г. на сцене театра «Творчество» играла Сюзанна Депре (1875–1951; впоследствии ведущая актриса труппы и жена Люнье-По). Среди ведущих исполнителей также: Б. Бади, Л. Лара, Э. де Макс. В сезоне 1905/1906 в театре играла Э. Дузе – в пьесах Ибсена (Ребекка – «Росмерсхольм», Гедда – «Гедда Габлер»), М. Горького (Василиса – «На дне»).
Этапным в истории мирового театра стал спектакль «Король Убю» А. Жарри (1896), который принято считать началом авангардного театра 20 в. В главной роли выступил Ф. Жемье, создавший образ обывателя, захватывающего польский трон. Гротескные персонажи стали фарсовым и трагическим предсказанием политических событий 20 в. В спектакле контрастно соединялись различные театральные жанры: мистерия и фарс, хроника и аристофановская комедия, высокая трагедия и политический памфлет. Условное оформление Тулуз-Лотрека, Серюзье, Рансона, Боннара, Вюйара открывало широкие возможности для актёрской импровизации.
Новые эстетические принципы «Короля Убю» получили развитие в спектакле «Ревизор» Н. В. Гоголя, поставленном Люнье-По в 1898 г. Конфликт строился на противопоставлении безликого современного обывателя Хлестакова (первая комическая роль Люнье-По) и карнавальной стихии города, представленного яркими и стилизованными персонажами, соединяющимися в единую массу. Спектакль не был положительно воспринят ни критикой, ни зрителями.
Почувствовав кризис в условиях засилья коммерческого театра, Люнье-По в 1899 г. закрыл театр (позднее возобновил его деятельность). Осуществлял отдельные постановки в Париже, гастролировал с С. Депре по миру (в том числе в 1915 – в России), организовывал гастроли Дузе, А. Дункан.
Вошёл в историю как первый постановщик ранних пьес Р. Роллана («Аэрт» и «Волки», 1898; «Триумф разума», 1899), Э. Верхарна («Монастырь», 1900), П. Клоделя («Благая весть Марии», 1912; «Залог», 1914), Ф. Кроммелинка («Великолепный рогоносец», 1920), А. Салакру («Земной круговорот», 1925). В его театре в 1921 г. как актёр дебютировал А. Арто. В 1929 г. Люнье-По отошёл от руководства театром «Эвр». Сотрудничал с различными парижскими труппами. Написал воспоминания о французском театре конца 19 – начала 20 вв.