Жонглирование
Жонгли́рование, жанр циркового искусства, основанный на умении в определённом ритме подбрасывать и ловить различные предметы. Первое историческое свидетельство о жонглировании относится к 20 в. до н. э. (рельефное изображение девушки, жонглирующей мячами, в гробнице египетского номарха Хнумхотепа II в Бени-Хасане). Жонглирование существовало в Древнем Риме, Греции, Китае, Японии. В выступлениях средневековых жонглёров в качестве реквизита использовались игральные кости, бубны, курительные трубки, фарфоровые тарелки и др.
Современное жонглирование является одним из основных цирковых жанров и характеризуется многообразием форм, стилей и реквизита; разделяется на классическое и жонглирование бытовыми предметами. Классические жонглёры работают со специально приспособленными предметами реквизита; среди наиболее известных представителей: Э. Растелли, М. Труцци, К. М. Никольский, Н. А. Кисс, С. М. Игнатов, Э. Гатто.
Расцвет искусства жонглирования бытовыми предметами связан с появлением на рубеже 19–20 вв. салонных жонглёров, которые жонглировали сигарами, цилиндрами, бильярдными киями и др. Работа с предметами различного веса и формы усложняла жонглирование, требовала использования ограниченного числа предметов (обычно не более 5), одновременно давала исполнителям возможность актёрского обыгрывания действия. С салонным жонглированием связано появление комических жонглёров [Кинг Репп, К. Баггесен, Т. Э. Хирн, Ребла (А. Дж. Стивенс), О. К. Попов и др.]. Со 2-й половины 20 в. в салонном жонглировании стали использовать в основном 3 предмета.
Отдельную жанровую разновидность представляют номера групповых жонглёров, где предметы перебрасываются между жонглёрами. Некоторые виды жонглирования развивают принципы детских или народных игр. На основе древней китайской игры с вращающимися катушками (кундшу) немецкий артист А. Каулфус в 1908 г. изобрёл оригинальный вид жонглирования – «Игру с дьяболо», получившую развитие в современном цирке. Американский артист А. Стрит в 1898 показал жонглирование мячиками, бросая их в стенку и об пол, как в детской игре. Среди его последователей: К. Гультини, А. Н. Резниченко (соединил жонглирование с игрой на ударных музыкальных инструментах), С. Г. Суанов, М. Мошен, Ф. Брюн. Искусство жонглирования часто связано с другими цирковыми жанрами: жонглёры на проволоке, на лошадях, на мотоциклах, на шарах; жонглёры-дрессировщики и др. Отдельную группу составляют жонглёры, работающие с тяжёлым реквизитом (крафт-жонглёры), антиподисты (жонглирование при помощи ног).