Жемье Фирмен
Жемье́ Фирме́н (Firmin Gemier; настоящая фамилия Тоннер, Tonnerre) (21.2.1869, Обервилье, близ Парижа – 26.11.1933, Париж), французский актёр, режиссёр, театральный деятель.
Сын трактирщика. С 1887 г. участвовал в любительских спектаклях, посещал драматические курсы, подрабатывал клакером в парижских театрах. Существенное влияние на эстетическое формирование Жемье оказал «Свободный театр», куда в 1892 г. его пригласил А. Антуан как актёра и помощника режиссёра. В этом театре сыграл более 20 ролей, среди лучших – старик Баумерт («Ткачи. Пьеса из сороковых годов» Г. Гауптмана, 1893).
В 1895–1906 гг. играл во многих театрах Парижа (в том числе «Амбигю-Комик», «Одеон»). Одной из крупнейших актёрских удач стала роль папаши Убю («Король Убю» А. Жарри), созданная в 1896 г. в театре «Творчество» под руководством О.-М. Люнье-По. Мастер грима, Жемье обладал виртуозной актёрской техникой.
В 1897 г. был приглашён в «Театр Антуана», где занял ведущее положение. Оставив эту труппу в 1900 г., работал в парижских театрах «Жимназ», «Ренессанс», «Шатле». Стремясь самостоятельно определять репертуарную политику, ориентируясь на широкого зрителя, отдавал предпочтение пьесам Э. Золя, А. Бека, Р. Роллана, Э. Фабра; открыл для Франции драматургию А. В. Сухово-Кобылина (поставил «Свадьбу Кречинского», сезон 1901/1902).
Переходя в 1901–1902 гг. из театра в театр, в 1903 г. был приглашён в Швейцарию для организации народного празднества в честь 100-летней годовщины присоединения кантона Во к Швейцарской конфедерации (этот опыт развил в 1919 и 1920, когда стал режиссёром подобных народных праздников в Париже).
В 1904 г. после гастролей в санкт-петербургском Михайловском театре получил предложение от директора Императорских театров В. А. Теляковского возглавить французскую труппу, но возвратился в Париж.
В 1906–1921 гг. директор, актёр, художник и один из пайщиков «Театра Антуана»; в начале 1920-х гг. открыл при этом театре «Драматическую консерваторию». В 1906–1917 гг. поставил 73 пьесы (в том числе впервые во Франции инсценировал роман «Анна Каренина» Л. Н. Толстого, сыграл роль Каренина; поставил пьесу У. Джиллетта «Шерлок Холмс», исполнял роль Шерлока Холмса до 1908; обе пьесы – 1907). Организатор Национального передвижного театра (1911–1913) на базе труппы «Театра Антуана».
В 1917 г. создал во Франции Шекспировское общество, ставил пьесы У. Шекспира.
В 1919–1920 гг. организовывал массовые зрелища в помещении Зимнего цирка (Париж), где поставил действа «Эдип, царь Фив» (трагедия Софокла в переложении С.-Ж. де Буэлье, исполнил главную роль) и «Большая пастораль». В том же году в Париже открыл Национальный народный театр (Le Théâtre national populaire, TNP) во дворце Трокадеро. До конца жизни оставался его директором, продолжая работать как актёр в других театрах.
В 1922–1930 гг. руководил театром «Одеон».
В 1926 г. создал Всемирное театральное общество (первый конгресс состоялся в Париже в июне 1927).
Творчество Жемье, сторонника и пропагандиста идей народного театра, оказало значительное влияние на развитие сценического искусства Франции и Европы в целом.
Снимался в фильмах: «Человек, совершивший убийство» (режиссёр А. Андреани, «L'homme qui assassina», 1913), «Матерь скорбящая» (режиссёр А. Ганс, «Mater dolorosa», 1917), «Маг» (режиссёр Р. Ингрэма, «The Magician», 1926), «Человек без имени» (режиссёры Р. Ле Бон, Г. Ушицки, «Un homme sans nom», 1932), «Ракета» (режиссёр Ж. Натансон, «La fusée», 1933). Как режиссёр поставил картину «Самум» («Le simoun», 1933).