Жуве Луи
Жуве́ Луи́, Жюль Эжен Луи Жуве (франц. Jules Eugène Louis Jouvet) (24.12.1887, Крозон, департамент Финистер, ныне в регионе Бретань, Франция – 16.8.1951, Париж), французский актёр, режиссёр, театральный деятель.
Родился в семье инженера. Приехал в Париж в 1907 г., учился фармакологии. В 1908 г. вольнослушатель Парижской консерватории, учился у лучших мастеров «Комеди Франсез». В 1909 г. познакомился с Ш. Дюлленом, дружба с которым продолжалась всю жизнь. С юности увлекался театром, с 1911 г. актёр «Театра искусств» Ж. Руше (Париж), где выступал в ролях классического и современного репертуара: Альцест, Арнольф («Мизантроп», «Школа жён» Мольера), Освальд («Привидения» Г. Ибсена), Меркаде (одноимённая пьеса О. де Бальзака).
Познакомившись здесь с Ж. Копо, в 1913 г. (по окончании университета) по его приглашению работал в театре «Старая голубятня» (Париж) актёром, помощником режиссёра, заведующим постановочной частью. Среди лучших ролей: Доктор («Ревность Барбулье» Мольера), сэр Эндрю Эгьючик («Двенадцатая ночь» У. Шекспира). Виртуозно владел искусством внешней характерности, порой доводя её до буффонады, сохраняя при этом глубину психологической правды образа.
В 1914 г. призван в армию, после демобилизации вернулся в театр «Старая голубятня», вместе с ним гастролировал в США. Разработал и осуществил постоянное архитектурное оформление сцены «Гаррик-театр» в Нью-Йорке. В 1922 г. ушёл из «Старой голубятни», чтобы самостоятельно заниматься режиссурой.
С 1922 г. актёр, режиссёр и технический директор театра «Комедия Елисейских Полей» (руководил театром в 1924–1934). Получил признание как режиссёр после премьеры спектакля «Кнок, или Торжество медицины» Ж. Ромена (1923, Жуве в роли Кнока), имевшего огромный успех в течение 28 сезонов. Среди значительных постановок: «Зигфрид» (1928) и «Амфитрион 38» (1929) Ж. Жироду, «Царь Эдип» Ж. Кокто (1934). В выборе репертуара Жуве ориентировался на современную драматургию, открыв для Франции произведения Ромена, М. Ашара, Жироду.
В 1927 г. Дюллен, Г. Бати, Ж. Питоев и Жуве организовали театральное объединение «Картель четырёх», противостоявшее коммерциализации французской сцены, духу буржуазного развлекательного театра.
В 1930–1931 гг. работал в театре «Пигаль» (Париж). В 1934–1951 гг. руководитель театра «Атеней» (Париж), где поставил спектакли: «Троянской войны не будет» (1935, Жуве в роли Гектора), «Электра» (1937, в роли Нищего) и «Ундина» (1939, в роли Ганса) Жироду, «Школа жён» Мольера (1936, Жуве блистательно сыграл Арнольфа). С 1951 г. театр носит имя Луи Жуве.
В «Комеди Франсез» поставил «Комическую иллюзию» П. Корнеля (1937), «Песнь песней» Жироду (1938) и др. После оккупации Парижа труппа во главе с Жуве гастролировала в Швейцарии и Латинской Америке (до 1945). Среди лучших спектаклей послевоенного периода: «Безумная из Шайо» Жироду (1945, Жуве в роли Тряпичника), «Дон Жуан» (1947, в заглавной роли) и «Тартюф» (1950, в заглавной роли) Мольера.
С 1913 г. снимался в кино, в том числе в фильмах Ж. Ренуара («На дне», 1936), М. Карне («Забавная драма», 1937; «Северный отель», 1938), Ж. Дювивье («Бальная записная книжка», 1937; «Конец дня»,1939; «Призрачная тележка», 1939); принёс в кинематограф высокую культуру речи, жеста и мимики.
Среди других фильмов: «Топаз» (1933), «Алиби» (1937), «Марсельеза» (1938), «Вольпоне» (1941), «Набережная Орфевр» (1947), «Возвращение к жизни» (1949), «Любовная история» (1951).
В 1933 г. поставил фильм «Кнок» (совместно с Р. Гупийером).
Автор многочисленных статей и книг, посвящённых искусству театра.
Президент Общества истории театра.
С 1931 г. преподавал в Парижской консерватории (профессор с 1934).
Награждён орденом Почётного легиона (1950).