Дюллен Шарль
Дюлле́н Шарль (Charles Dullin) [12(или 8).5.1885, Йен, Савойя – 12(или 11).12.1949, Париж], французский актёр, режиссёр, педагог, театральный деятель.
Работал клерком в Лионе, там же брал первые уроки актёрского мастерства и поступил в Лионскую консерваторию. С 1905 г. играл в небольших театрах на окраинах Парижа (дебютировал в роли Рао – инсценировка романа «Приключения капитана Коркорана» Ж.-Б. Ассолана, театр в Бельвиле), выступал с чтением стихов в кафе «Проворный кролик»; художественные вкусы Дюллена формировались под влиянием П. Пикассо, М. Жакоба, Г. Аполлинера.
В 1907–1908 гг. в театре «Одеон» под руководством А. Антуана. По приглашению Ж. Руше в 1909–1912 гг. (с перерывами) работал в «Театре искусств» (Париж). Здесь же началось сотрудничество с Ж. Копо (роль Смердякова в спектакле Копо и Ж. Круэ по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» в 1911 принесла Дюллену широкую известность); в 1912 г. дебютировал как режиссёр («Мария Магдалина» К. Ф. Хеббеля). В 1913–1919 гг. работал с Копо в театре «Старая голубятня» (Гарпагон в «Скупом» Мольера – одна из значимых ролей, сохранившихся в репертуаре Дюллена до конца жизни). В 1919–1921 гг. Дюллен играл в спектаклях Ф. Жемье, Г. Бати и др.
В 1922 г. основал в Париже театр «Ателье», превратившийся в один из знаменитых авангардистских театров Франции; работал там до 1940 г., сыграв более 30 ролей и поставив 70 спектаклей («Вольпоне» Ж. Ромена по Б. Джонсону, 1928; «Ричард III» У. Шекспира, 1933; «Врач своей чести» П. Кальдерона, сезон 1934/1935, и др.). Считал, что главная цель спектакля – наиболее полное воплощение замысла драматурга, а важнейшее средство достижения этой цели – мастерство актёра, в основе которого лежит импровизация. В 1927 г. Дюллен вместе с Бати, Ж. Питоевым и Л. Жуве вошёл в «Картель четырёх» – театральное объединение, сыгравшее важную роль в истории французского сценического искусства.
Ставил спектакли в «Комеди Франсез» («Женитьба Фигаро» П. Бомарше, 1937; «Жорж Данден» Мольера, 1939, и др.).
В 1940 г. Дюллен передал руководство «Ателье» А. Барсаку. В 1941–1947 гг. возглавлял парижский «Театр де ла Сите», где в 1943 г. осуществил постановку пьесы Ж.-П. Сартра «Мухи», раскрыв экзистенциальную тему пьесы как остросовременную антифашистскую (исполнил роль Юпитера).
До 1949 г. играл в провинции. В «Театре Селестинцев» (Лион) поставил свой последний спектакль – «Мачеха» О. де Бальзака (1949, сыграл роль генерала де Граншана).
Снимался в кино («Шахматист», 1927; «Отверженные», 1933; «Вольпоне», 1941, и др.).
Педагогическую деятельность начал в 1921 г., среди учеников – А. Арто, Ж.-Л. Барро, Ж. Вилар, Э. Декру, М. Марсо, Ж. Маре.