«Театр жестокости»
«Теа́тр жесто́кости» (франц. théâtre de la сruauté), выработанная А. Арто радикальная концепция эстетики сценического действия, которая отводит центральную роль телесному и чувственному резонансу всех участников. Создание и последующее воздействие концепции «театра жестокости» – важнейшая веха в истории европейского и мирового театра. Новаторство Арто проявилось в решительном отказе от методов чисто драматургического и драматического театра, театра пьесы и актёра.
Источником размышлений Арто послужило знакомство с камбоджийской танцевальной традицией на национальной колониальной выставке в Марселе в 1922 г. и балийским театром на международной колониальной выставке в Париже в 1931 г. В 1935 г. на основе концепции «театра жестокости» Арто осуществил в Париже постановку «Семья Ченчи», признанную неудачной им самим. В 1938 г. издательство «Галлимар» опубликовало небольшой сборник текстов Арто «Театр и его двойник» («Le Théâtre et son double»), содержащий разрозненные статьи и высказывания об экспериментальном театре. Отказываясь от выстраивания связного повествования, «театр жестокости» раздражает зрителя, «жестоко» принуждая к непосредственной физической реакции на происходящее. Слово, речь перестают быть основным средством выразительности. Зритель оказывается погружён в среду постоянных колебаний, разрывов в световой, цветовой и звуковой организации действия. Реагируя на возникающий диссонанс, зритель неизбежно становится соучастником происходящего, испытывая эффект полного погружения в реальность, созданную в результате театрального действия, и одновременно переживая особое метафизическое вдохновение. Встреча с реальностью требует как от актёра, так и от зрителя «театра жестокости» выхода за рамки собственного психологического мира и системы ожиданий. Предельная концентрация телесных аффектов и пластического действия достигается благодаря усилиям постановщика, занимающего в «театре жестокости» ключевое место. Задачей режиссёра в работе с актёрами является «высвобождение» элементарной выразительности человеческого тела (дыхание, жест, движение), не опосредованной предварительно какой-либо рациональной функцией. Тело как подвижная целостность становится прямым воплощением сил становления, одновременно развоплощая отдельную личность. Таким образом, по мысли Арто, достигается тотальное слияние театра и жизни. Итоги поисков Арто в области театрального действия запечатлены в нескольких аудиозаписях под общим названием «Покончить с божьим судом» («Pour en finir avec le jugement de Dieu»), сделанных незадолго до смерти в ноябре 1947 г. для французского радио, подвергнутых цензуре и не воспроизводившихся 25 лет.
Развитие идей Арто в области театральной практики связано с деятельностью американского «Живого театра» (Нью-Йорк, с 1947), «бедного театра» польского режиссёра Е. Гротовского, британского режиссёра П. Брука (постановка «Марат/Сад», 1965), итальянского режиссёра Р. Кастеллуччи (постановка «Проект "J". О концепции лика Сына Божьего», 2011), российских театральных коллективов «Кафтан Смеха» (2003–2008) и «Шёпот» (2008–2017) и многих других театров и режиссёров во всём мире. Интерпретация идей Арто в контексте существования различных форм театра дана в книге П. Брука «Пустое пространство» (1968).
Комплекс идей, связанных с концепцией «театра жестокости» и фигурой А. Арто в целом, обсуждается в трудах философов М. Бланшо, Ж. Делёза и Ф. Гваттари, Ж. Деррида, С. Зонтаг, Ю. Кристевой.