Результативность
Результати́вность (англ. effectiveness), показатель, характеризующий степень достижения цели.
Традиционным методом оценки результативности является линейный метод, при котором результативность определяется как степень достижения фактического показателя в процентах от планируемого показателя. Имеются также и другие методы оценки результативности.
Линейный метод оценки результативности описывается следующей формулой: Результативность = Факт/План * 100%.
Например, если измеряемая величина составила 81 при плане 90, то результативность составит в этом случае 81/90 * 100% = 90%.
В ряде случаев, в частности при оценке достижения такого результата, к которому важно максимально приблизиться, применяют нелинейную шкалу. Например, при оценке результата «доля продукции, полностью удовлетворяющей показателю качества», можно предложить следующую шкалу: в случае если доля качественной продукции в общем объёме произведённой составляет менее 90%, показатель результативности равен нулю; если более 89%, но менее 99%, то он вычисляется по формуле: (Х – 89)*10, где Х – доля продукции, полностью удовлетворяющей показателю качества. В случае если Х больше, чем 99%, то показатель результативности вычисляется по формуле 100 + (Х – 99)*100.
В предложенном примере видно, что целевой является доля качественной продукции в общем объёме, которая равна или выше 99%. Если эта доля окажется больше, чем 99%, то результативность будет больше 100%. При этом результативность при доле качественной продукции меньшей, чем 89%, нулевая.
Если оценивается несколько показателей, то в некоторых случаях используется показатель минимальной результативности. Минимальная результативность – это наименьшее значение из полученных показателей результативности. Показатель минимальной результативности используется, когда необходимо получить сбалансированное достижение всех заданных показателей.
При оценке результативности иногда применяется дискретная шкала. Например, при оценке степени достижения цели «снизить процент возвратов с величины A до величины B» можно применить следующую шкалу: не снизили данный процент – результативность равна нулю, удалось снизить – результативность 100%.
Дискретная шкала может применяться также в случае, если цель сформулирована следующим образом: «удерживать среднюю стоимость привлечения нового клиента не выше A». Тогда в случае, если средняя стоимость привлечения нового клиента оказалась выше A, то результативность равна нулю, а если ниже – то 100%.
Показатель результативности применяется при оценке реализации годовых и квартальных планов, а также при материальном стимулировании сотрудников, когда величина стимулов зависит от степени достижения заранее намеченных результатов.
Результативность применяется вместе с другими показателями, среди которых эффективность – соотношение результатов и затрат (см. также статьи Анализ затрат и выгод, Ключевые показатели эффективности). И результативность, и эффективность соотносят результат с планом (результативность) или с затратами (эффективность). Показатели результативности и эффективности не исчерпывают все разнообразие показателей. Наряду с ними применяются разнообразные абсолютные показатели.
Примеры показателей результативности:
степень выполнения плана выпуска продукции в % от запланированного уровня. Так, например, если было запланировано выпустить в году продукции на 100 млн руб. а фактически выпустили на 110 млн руб., то результативность составит 110%;
количество новых клиентов в % от запланированного уровня. Так, например, если по плану было намечено привлечь к концу отчётного периода 20 новых клиентов, а к концу отчётного периода удалось привлечь лишь 18, то результативность работы по привлечению новых клиентов можно оценить в 90%;
степень достижения доли рынка. Так, например, в планах было намечено достичь 40% от общего размера рынка той или иной продукции. Фактически удалось достичь 41%. Результативность составит 102,5%. В данном примере величина результативности носит условный характер, т. к. она в процентах оценивает процентную долю, что не в полной мере корректно. В данном случае можно применить нелинейную шкалу: если доля рынка составляет меньше 40%, то результативность равна нулю, а если 40% и более, то 100%. Таким образом, в оценке результативности многое зависит не только от соотношения результата и плана, но и от принятой шкалы оценки.