Миссия (в экономике)
Ми́ссия в экономике, описание компании и её отличительных особенностей в конкурентном пространстве. Миссия организации содержит изложение сути её бизнеса и видов деятельности, которые она планирует осуществлять, клиентов, которых она стремится обслуживать и потребности которых удовлетворять, её стратегических целей и подходов к их достижению. Формулировка миссии основывается на базовых ценностях, фундаментальных принципах и целях компании.
Миссия часто представлена в форме «заявления о миссии», которое содержит краткое изложение того, что компания делает для клиентов, сотрудников и владельцев, и, как правило, включает общее описание организации, её основных функций и целей.
Предприятия связывают своё существование с удовлетворением определённой потребности общества и делают это в рамках своей миссии. Миссия – это также заявление о том, какую роль компания играет в обществе. «Заявление о миссии» используется организацией для лаконичного объяснения цели (целей) своего существования. Часто оно состоит из одного предложения или небольшого абзаца.
Помимо декларирования целей компании «заявление о миссии» может содержать информацию о культуре организации, её ценностях, этических нормах и принципах ведения бизнеса, которые должны соблюдаться при осуществлении её деятельности и влиять на взаимоотношения с внешними стейкхолдерами (клиентами, дистрибьюторами, поставщиками, инвесторами, органами власти и др.). Немаловажное значение в ряде случаев имеет и декларирование позиции компании в отношении вопросов социального характера и защиты окружающей среды.
«Заявление о миссии» и «заявление о видении»
Если суть видения заключается в описании того, чем хочет стать организация, то миссия – это констатация того, что представляет собой организация в настоящее время и почему она существует. В «заявлении о видении» говорится о пункте назначения, которого компания хочет достичь, о том, как следует двигаться дальше и как реализовать видение фирмы.
Несмотря на то что «заявление о миссии» тесно взаимосвязано с «заявлением о видении», оно характеризуется большей лаконичностью, может оставаться неизменным в течение достаточно длительного периода времени, но по сути отражает то, чем компания стремится быть «здесь и сейчас» и какую роль намерена играть в обществе в настоящее время.
«Заявление о видении», как правило, подвержено более частым изменениям, поскольку в нём описан образ будущей фирмы, который может видоизменяться в результате преобразований внешней среды. Часто видение компании создаётся с привязкой к определённым временны́м вехам, например указывается, какой видится организация её руководителям и владельцам через 3, 5 или 10 лет.
Тем не менее работа над уточнением «заявления о миссии» также представляет собой непрерывный процесс, который требует постоянного пересмотра текста заявления и внесения в него необходимых изменений.
Важность миссии
Крупные западные компании тратят значительные финансовые средства на разработку «заявлений о миссии». В 2002–2022 гг. многие российские компании используют практику формулировки своих миссий, которые являются прежде всего их визитными карточками для всех заинтересованных в деятельности организации сторон. Чёткое изложение стратегических намерений предприятия облегчает сотрудничество со всеми стейкхолдерами, создавая у последних уверенность в том, что руководство компании идёт по строго намеченному пути развития.
Когда руководители компании осознают важность объявленной миссии, они разрабатывают все свои планы действий в соответствии с целями организации, и, таким образом, конкретное «заявление о миссии» является для них одним из наиболее действенных инструментов ориентации в конкурентной среде. При возникновении внутренних и внешних проблем по отношению к компании понимание её миссии способствует сосредоточению внимания менеджеров на тех вариантах решения, которые являются наиболее эффективными для сохранения целостности компании и её фокусировки на поставленных целях.
«Заявление о миссии» может являться также средством мотивации сотрудников компании и служит двойной цели, предоставляя сотрудникам возможность оценить свой вклад в достижение общих целей организации и побуждая их находить новые возможности повышения эффективности компании на пути достижения её целей. Осознание важности «заявления о миссии» помогает сотрудникам выдвигать новые стратегические идеи с учётом динамики развития целевого рынка организации.
Наличие «заявления о миссии», согласованного с основными ценностями компании, также способствует формированию корпоративной культуры организации, которая является одним из важнейших элементов организационного дизайна. В связи с важностью понимания сотрудниками миссии организации часто на отдел управления человеческими ресурсами налагается ответственность за разъяснение глубинного смысла миссии сотрудникам компании.
Ключевые компоненты и характеристики «заявления о миссии»
«Заявления о миссии» иногда могут быть очень возвышенными и слишком нереалистичными, что может отвлекать сотрудников от целей компании и вызывать недоверие к организации у её стейкхолдеров. Кроме того, несмотря на то что формулировка миссии обычно короткая и лаконичная, на её разработку может уйти много времени и средств. В связи с этим к процессу создания «заявления о миссии» руководители компаний подходят с большим вниманием и стараются быть очень осторожными в отношении определённых компонентов, которые они включают в «Заявление».
При создании «заявления о миссии» учитываются следующие требования:
миссия должна быть возвышенной, но не невыполнимой;
миссия должна вызывать доверие;
миссия должна быть точной, но не настолько узкой, чтобы ограничивать деятельность организации, и не настолько широкой, чтобы лишить себя смысла;
миссия должна быть достаточно ясной, чтобы вести к действию;
формулировка миссии не должна содержать общих фраз и расплывчатых терминов, которые могут иметь разное толкование;
«заявление о миссии» должно мотивировать сотрудников компании и членов общества на то, чтобы они стремились быть причастными к успеху организации;
«заявление о миссии» должно отличаться от соответствующих заявлений конкурирующих компаний;
в «заявлении о миссии» должны быть указаны основные компоненты стратегии организации;
в «заявлении о миссии» должно быть указано, какие цели должны быть достигнуты компанией;
формулировка миссии должна быть краткой, чтобы её легко было запомнить;
«заявление о миссии» должно быть написано языком повседневной жизни без использования специальных терминов и расплывчатых понятий.
Примеры «заявления о миссии»
«Заявления о миссии» носят публичный характер. Они публикуются на веб-сайтах компании, в корпоративных брошюрах, брендбуках и во всех других важных документах, описывающих планы и цели компании.
Следующие примеры представляют собой «Заявления о миссии» некоторых из ведущих компаний по состоянию на 2022 г.
Миссия компании Tesla: «Ускорить переход мира к устойчивой энергетике» (см. официальный сайт Tesla).
Миссия предприятия ПАО «Газпром»: «Надёжное, эффективное и сбалансированное обеспечение потребителей природным газом, другими видами энергоресурсов и продуктами их переработки» (см. официальный сайт ПАО «Газпром»).
Миссия «Макдоналдс»: «Сделать восхитительные приятные моменты лёгкими для всех» (см. официальный сайт «Макдоналдс»).