Крестьянская реформа в Царстве Польском 1864
Крестья́нская рефо́рма в Ца́рстве По́льском 1864, реформа, в ходе которой в польских губерниях Российской империи были проведены аграрные преобразования, окончательно отменено крепостное право и введено крестьянское самоуправление.
Предыстория
Личная зависимость крестьян от помещиков была отменена здесь в 1807 г., но при этом сохранялась вотчинная зависимость крестьян (земля, находившаяся в пользовании крестьян, являлась собственностью помещиков, крестьяне были обязаны отбывать барщину или платить оброк – чинш).
Реформе непосредственно предшествовал ряд указов императоров Николая I и Александра II, облегчивших положение польских крестьян: указом от 26 мая (7 июня) 1846 г. помещикам было запрещено присоединять к своим фольваркам («барским запашкам») крестьянские хозяйства с наделом свыше 3 моргов (1,68 га); указом от 4(16) мая 1861 г. барщина была заменена оброком; Положением от 5(17) июня 1862 г. предусматривался обязательный перевод крестьян на оброк с правом выкупа земли при согласии помещика.
В ходе Польского восстания 1863–1864 гг. Центральный национальный комитет восставших издал 2 декрета от 22 января 1863 г. (по новому стилю), по которым земля, находившаяся в пользовании крестьян, передавалась им в собственность с условием выплаты государственных податей. Помещикам планировалось выплатить вознаграждение за отнятые у них земли, а безземельным участникам восстания – выделить землю в размере не менее 3 моргов на каждого. Стремясь привлечь крестьян на свою сторону, российское правительство решило провести реформу, которая в большей степени учитывала бы их интересы.
Разработка реформы
Разработка реформы была поручена Н. А. Милютину, который специально для этого выехал вместе с Ю. Ф. Самариным и князем В. А. Черкасским в Царство Польское. Подготовленный им проект был рассмотрен в Особом комитете и после внесения небольших поправок одобрен императором Александром II.
Условия и результаты реформы
Положения реформы были опубликованы в указах от 19 февраля (2 марта) 1864 г. «Об устройстве крестьян», «О ликвидационной комиссии», «Об устройстве сельских гмин» и «О порядке введения в действие новых о крестьянах постановлений». Действие указов распространялось на все имения, в которых проживали крестьяне, в том числе и на сданные в аренду.
Согласно этим указам, крестьяне в частных, майоратных, институтских и казённых имениях, пользовавшиеся землёй, становились полными собственниками этой земли, а также жилых и хозяйственных построек, усадебного инвентаря (независимо от размера земельного участка, категории крестьян, основания, на котором они пользовались землёй, вида повинностей, которые отбывали в пользу помещика). В собственность крестьян переходили также земли их общего пользования (выгоны для скота и т. п.), общественные постройки, а также земли, подпадавшие под действие указа 1846 г., если к 1864 г. они никем не использовались или без обмена были присоединены к фольваркам (равноценный обмен крестьянских и помещичьих земель допускался законодательством). Крестьянам возвращались и земли, подвергшиеся незаконному обмену после 1846 г.
В результате 694 тыс. крестьян стали собственниками 8,7 млн моргов (4,8 млн га) земли. Средний надел составлял 12 моргов (6,7 га), в ряде губерний – от 8 до 20 моргов (от 4,4 до 11,2 га).
Крестьянин мог отдать внаём, заложить или продать свою усадьбу, но для «предупреждения расстройства в хозяйственном быту крестьян» были введены временные ограничения (дом и усадебные постройки нельзя было заложить или отчуждать без земли). Брать в залог или приобретать указные земли (поступившие в собственность крестьян по указу) разрешалось только самим крестьянам. Усадьбу нельзя было делить на участки менее 6 моргов (3,3 га).
Право охоты на крестьянских землях предоставлялось сельскому обществу, как и право пропинации (производства и розничной продажи спиртных напитков на крестьянских землях), однако доходы от последней передавались помещикам в качестве вознаграждения (а после выплаты вознаграждения – сельскому обществу). Упразднённые после 1846 г. сервитуты полностью восстанавливались. За крестьянами сохранялось право пользования угодьями (т. е. право на получение строительного материала и дров из помещичьего леса, право пасти скот в лесу и на землях помещиков). Однако сервитуты могли быть отменены по добровольному соглашению сторон.
С 3(15) апреля 1864 г. крестьяне освобождались от всех повинностей в пользу помещика (денежного откупа, хлебного оброка, остатков барщины и т. д.). Упразднялись также другие обязанности и ограничения, вытекавшие из прежних отношений к земле и помещику (платёж помещику ляудемии при переходе усадьбы от одного лица к другому, право владельцев имений в определённые сроки взимать высший чинш и др.). Крестьяне, в чью собственность перешли земли, освобождались от всех обязанностей по отношению к 3-й стороне (банкам, где была заложена земля помещика, учреждениям опеки и т. д.).
Помещики за отменённые повинности крестьян получали вознаграждение от казны в виде ликвидационного капитала. Его размер устанавливался после оценки повинностей крестьян. При этом сумма денежного откупа или стоимость барщины уменьшалась на ⅓, сумма оброка – на ¼, остаток подлежал выплате помещику, если он не превышал установленного размера поземельной платы, т. е. рассчитанного дохода с земли [0,9–1,2 руб. с 1 морга (0,56 га)]. К 1(13) февраля 1870 г. общая сумма вознаграждения помещикам определялась в размере 64,2 млн руб. Оно выдавалось т. н. ликвидационными листами по нарицательной стоимости, приносившими ежегодно 4 % дохода и погашавшимися посредством тиража в течение 42 лет. Потери мелкопоместных землевладельцев, имевших до 60 моргов (33,6 га) земли, компенсировались единовременным пособием, а майоратных владельцев – прирезкой казённой земли или снижением налога с помещиков.
Расходы по проведению реформы покрывались, помимо доходов от пропинации, за счёт особого поземельного налога с крестьян (его размер зависел от вида имения, где крестьянин проживал), части дворского поземельного налога (с помещиков), прибавки к дворскому подымному сбору (с помещичьих хозяйств), увеличения подымной подати в городах и продажи казённого имущества. В 1906 г. выплата вознаграждения помещикам была закончена, но взимание поземельного налога продолжалось.
Указом императора Александра II от 28 октября (9 ноября) 1866 г. вотчинные отношения были упразднены в городах, действие указов 1864 г. распространено на мещан-земледельцев.
Указом «Об устройстве сельских гмин» вводилось новое гминное и сельское управление. Гмина являлась всесословной единицей административно-территориального деления и местного самоуправления в Царстве Польском. Её делами ведали гминный сход (состоял из домохозяев, владевших на правах личной собственности не менее чем 3 моргами земли), избираемые им войт и лавники, а также избиравшийся на сельском сходе солтыс – глава сельской администрации. Все они утверждались в должности уездным начальником. К компетенции гминного схода относились выборы должностных лиц, хозяйственные и общественные дела, раскладка сборов и повинностей и др. Войт следил за порядком в гмине, мог за маловажные проступки налагать штраф до 1 руб. серебром и назначать провинившегося на общественные работы до 2 дней. Гминный суд в составе войта и лавников рассматривал тяжбы между лицами при иске до 30 руб. (с 1865 до 100 руб.), имел право за маловажные проступки подвергать провинившегося штрафу до 3 руб. (с 1865 – до 10 руб.).
Сельское общество, состоявшее из совершеннолетних домохозяев, являлось сословной крестьянской единицей самоуправления. Оно ведало землями общего пользования, распоряжалось общественными постройками, школой, богадельней и решало другие общие вопросы. В сельских сходах участвовали крестьяне, владевшие усадебными участками и самостоятельно управлявшие хозяйством.
Проведение крестьянской реформы 1864 г. способствовало ускорению развития капиталистических отношений и на время снизило остроту социальных противоречий в польских губерниях Российской империи.