Якушкин Иван Дмитриевич
Яку́шкин Ива́н Дми́триевич [28.12.1793(8.1.1794), сельцо Жуково Вяземского уезда Смоленской губернии, ныне деревня Жуково Сафоновского района Смоленской области – 11(23).8.1857, Москва], политический и общественный деятель, участник движения декабристов, деятель народного просвещения, публицист, мемуарист, капитан (1818). Дворянин. Дед В. Е. Якушкина. Получил домашнее образование.
Биография
В 1808–1811 гг. учился на словесном отделении Московского университета.
В 1811–1816 гг. служил в лейб-гвардии Семёновском полку. Участник Отечественной войны 1812 г. и Заграничных походов российской армии 1813–1814 гг., отличился в Бородинском сражении 1812 г. (награждён знаком отличия ордена Святого Георгия) и Кульмском сражении 1813 г. (награждён орденом Святой Анны 4-й степени и знаком отличия Прусского железного креста). В 1816–1818 гг. служил в 37-м егерском полку. В 1818 г. вышел в отставку. Жил в Москве и в имении Жуково.
Один из организаторов артели офицеров лейб-гвардии Семёновского полка (1815–1816). Один из основателей Союза спасения (1816). Выступал против правил усиленной конспирации, закреплённых в уставе организации П. И. Пестелем. Осенью 1817 г. в связи с появившимися слухами о передаче западных губерний России в состав Царства Польского и немедленном освобождении крестьян (что повлекло бы массовые беспорядки) вызвался совершить покушение на жизнь императора Александра I, что было отвергнуто другими членами организации (т. н. Московский заговор). В знак протеста вышел из состава Союза спасения.
Член Союза благоденствия и его Коренного совета (1819–1821), объединил вокруг себя членов и сторонников тайного общества (М. Н. Муравьёва, П. Х. Граббе и др.) в Смоленской губернии (возможно, основал особую Смоленскую управу Союза). Сторонник отмены крепостного права. Летом 1819 г. составил проект личного освобождения принадлежавших ему крестьян (подробно изложил его условия в полемической записке «Мнение смоленского помещика об освобождении крестьян от крепостной зависимости», 1820). Считал основой крестьянского благосостояния труд и движимую собственность, поэтому выступал за бесплатное наделение крестьян только землёй, находившейся под усадьбой, огородами и выгонами; пахотная же земля должна была остаться в собственности помещика, а крестьяне получили бы право арендовать её. Жизнь крестьян после освобождения, согласно проекту, должна была регулировать община, порядки в которой, по мысли автора, предотвращали социальное расслоение крестьянства. Однако инициатива Якушкина не встретила поддержки ни министра внутренних дел графа В. П. Кочубея (предлагавшего воспользоваться действовавшим указом о вольных хлебопашцах 1803), ни самих крестьян, отказавшихся от безземельного освобождения («батюшка, оставайся всё по-старому; мы ваши, а земля наша») (Якушкин. 1993. С. 99). В сельце Жуково и окрестных деревнях открыл школы для крестьянских детей по методу взаимного обучения. В 1820–1821 гг. вместе с другими членами Союза благоденствия (П. Х. Граббе, М. Н. Муравьёвым, М. А. Фонвизиным и И. А. Фонвизиным) организовал помощь крестьянам Смоленской губернии в связи с неурожаем и голодом.
Один из организаторов Московского съезда 1821 г. и основателей нового тайного общества (достоверно известно о его существовании до 1822–1823), возглавил его Смоленское отделение. В том же году принял в состав своего отделения П. Я. Чаадаева и отставного генерал-майора П. П. Пассека.
В 1822–1823 гг. отошёл от активного участия в декабристских организациях, разочаровавшись в их деятельности из-за неспособности членов добиться реализации поставленных целей. В начале 1820-х гг. разрабатывал проект освобождения крестьян с землёй за выкуп. В Жуково и во время приездов в Москву встречался со своими единомышленниками из числа участников тайных обществ. В 1823 г. отверг предложение приехавшего в Москву М. П. Бестужева-Рюмина о совместных действиях с членами Южного общества по совершению государственного переворота. В ситуации междуцарствия 1825 г. выступил одним из инициаторов подготовки военного переворота в Москве, пытался привлечь к его организации генерал-майора М. Ф. Орлова, обсуждал с ним возможность организации восстания в войсках, расквартированных в Москве.
Арестован в Москве 9(21) января 1826 г., доставлен в Санкт-Петербург и 14(26) января заключён в Петропавловскую крепость. Во время следствия вёл себя сдержанно, стараясь сообщить как можно меньше информации о деятельности тайных декабристских обществ и их участниках.
Осуждён Верховным уголовным судом 1826 г. по 1-му разряду и приговорён к смертной казни, по конфирмации приговора 10(22) июля 1826 г. заменённой 20 годами каторжных работ [22 августа (3 сентября) срок каторги был сокращён до 15 лет, 8(20) ноября 1832 – до 10 лет], лишён чинов, наград и дворянства.
В 1826–1827 гг. находился в заключении в Роченсальмской крепости (ныне г. Котка, Финляндия), в 1827–1830 гг. – в Читинском остроге (ныне г. Чита), в 1830–1835 гг. – в Петровском Заводе (ныне г. Петровск-Забайкальский) в Иркутской губернии. В 1836–1856 гг. находился на поселении в г. Ялуторовске. Основал начальные училища для мальчиков (1842) и девочек (1846) по методу взаимного обучения; к их содержанию привлёк представителей местного духовенства, купечества и мещанства, преподавание в них велось по разработанным Якушкиным программам и учебным пособиям.
По амнистии 26 августа (7 сентября) 1856 г. восстановлен в правах потомственного дворянства без права жительства в столицах. В 1856–1857 гг. проживал в Москве с личного разрешения генерал-губернатора графа А. А. Закревского; в марте 1857 г. по требованию правительства был вынужден поселиться в имении Новинки Тверского уезда Тверской губернии (ныне не существует), принадлежавшем бывшему сослуживцу Якушкина по лейб-гвардии Семёновскому полку – управляющему Московской удельной конторой Н. Н. Толстому. В мае 1857 г. декабрист получил разрешение приезжать в Москву на время; с июня проживал там, прибыв для лечения.
Мемуарное, публицистическое, научное и эпистолярное наследие
В 1812 г. вёл походный дневник (сохранились фрагменты, опубликованы в 1954, 1960 и 1993), представляющий интерес для характеристики личности и мировоззрения Якушкина в молодости.
Автор «Записок» (1855–1857) – ценного источника по истории движения декабристов [впервые частично опубликованы А. И. Герценом в «Полярной звезде» (1862, книга 7, выпуск 1); первая полная публикация – 1905; первая публикация по архивному оригиналу – 1993]. Воспоминания Якушкина охватывают период с 1814 (дата возвращения автора из Заграничных походов российской армии 1813–1814) до 1836 г. (время его выхода на поселение). В мемуарах подробно рассказывается о причинах зарождения движения декабристов, деятельности ряда тайных обществ – Союза спасения, Военного общества, Союза благоденствия, попытке освобождения мемуаристом крестьян в 1819–1820 гг., совещаниях об организации военного переворота в Москве в декабре 1825 г., следствии и суде над декабристами, их жизни на каторге и поселении; содержится портретная галерея ряда участников движения (А. Н. Муравьёва, М. А. Фонвизина, П. Х. Граббе, П. И. Пестеля и др.).
В 1850-е гг. создал ряд мемуарных текстов, посвящённых судьбе декабристов и лиц из их ближайшего окружения (А. Г. Муравьёвой, К. П. Ивашевой, П. Я. Чаадаеву).
В 1856 г. на основе воспоминаний Е. П. Оболенского и И. И. Пущина составил очерк-хронику «Четырнадцатое декабря» (опубликован А. И. Герценом в 1863, первая публикация по архивному оригиналу – 1951), в котором подробно описал ход восстания на Сенатской площади 1825 г., подчёркивая его недостаточную подготовленность и во многом стихийный характер.
В 1814 г. составил план обширной «статьи» об истории Французской революции 18 в. и Наполеоновских войн (Из ранних писаний И. Д. Якушкина. 1954. С. 561–563), замысел остался нереализованным.
В связи с активной просветительской и педагогической деятельностью в Сибири составил несколько учебных пособий и записок [не изданы; хранятся в фонде Якушкиных (фонд 279) в Государственном архиве Российской Федерации]. В неопубликованной «Записке о применении метода взаимного обучения в уездных училищах» (1840-е гг.) подчёркивал: «Прямая и великая цель умственного образования состоит в том, чтобы осмыслить человека, развернуть в нем способность мышления... Грамотность и вообще школьная учеба… – вот способ для достижения этой цели» (Порох. 1993. С. 57).
На каторге и в ссылке занимался философией, естествознанием и биологией. Изготовил ряд географических карт, которые впоследствии использовал в процессе преподавания в организованных им школах. Написал философский трактат «Что такое человек?» (1830-е гг.; опубликован в 1949), в котором рассматривал с материалистической точки зрения место человека в живой природе, проблемы человеческого сознания и познавательной деятельности, развивая и критически перерабатывая идеи Р. Декарта, Г. В. Лейбница, Д. Локка и И. Канта. Пришёл к выводу, что человеческое общество возникло вследствие слабой приспособленности людей к окружающему миру и необходимости для них объединить усилия, чтобы выжить, полагал, что человека от других живых существ отличает «сила мышления», в особенности отмечал его способности к познанию окружающего мира и самого себя.
Оставил значительное эпистолярное наследие (наиболее полная публикация – в 1951). Среди адресатов: П. Я. Чаадаев, князь С. П. Трубецкой, И. И. Пущин, М. И. Муравьёв-Апостол, тёща Якушкина Н. Н. Шереметева и др. Письма представляют ценность при характеристике эволюции мировоззрения и общественно-политических взглядов Якушкина, его реакции на важнейшие политические события эпохи (Греческая национально-освободительная революция 1821–1829, революция 1848 во Франции, Крымская война 1853–1856 и др.), педагогической деятельности, повседневной жизни и круге чтения декабристов в годы жизни на поселении в Сибири и т. д.
Жена (с 1822) – Анастасия Васильевна, урождённая Шереметева [1(13).9.1807 – 20.2(4.3).1846]. В 1827 г. Якушкин запретил ей следовать за собой в Сибирь до завершения воспитания сыновей; впоследствии не получила разрешения на приезд к мужу от властей.
Похоронен на Пятницком кладбище в Москве.
Известен сын Якушкина – Евгений Иванович Якушкин [20.1(1.2).1826–27.4(10.5).1905], правовед, этнограф, литератор, общественный деятель. Сыграл большую роль в сохранении и публикации мемуарного (инициировал создание ряда воспоминаний) и документального наследия декабристов.