Петропавловская крепость
Петропа́вловская кре́пость (официальное название до 1914 – Санкт-Петербургская крепость, в 1914–1917 – Петроградская крепость), фортификационное сооружение; старейший памятник истории и архитектуры Санкт-Петербурга.
Заложена 16(27) мая 1703 г. по приказу царя Петра I как крепость Санкт-Питер-Бурх (нидерл. Sankt Pieter Burch – крепость Святого Петра; дата считается днём основания Санкт-Петербурга) на Заячьем о-ве на реке Нева, выбранном как удобное для обороны место (должна была защищать завоёванный в ходе Северной войны 1700–1721 гг. выход к Балтийскому морю в устье Невы). Планировка Петропавловской крепости, соответствующая фортификационной системе С. Ле Претр де Вобана, была определена предположительно при участии Петра I. До 1705 г. возведением первых дерево-земляных укреплений руководили французский инженер Ж. Г. Ламбер и саксонский инженер В. А. Кирштенштейн, затем по существовавшему контуру были выстроены кирпичные крепостные стены (1706–1740, архитектор Д. Трезини, с 1727 – военный инженер граф Х. А. фон Миних). В плане крепость представляет собой удлинённый шестиугольник с укрепляющими его углы бастионами. Для дополнительной защиты в 1730-х гг. на восточной и западной оконечностях острова возведены каменные Иоанновский и Алексеевский равелины (названы в честь царей Ивана V Алексеевича и Алексея Михайловича), отделённые от крепости рвами с водой. За проливом со стороны Городского о-ва (ныне Петроградский) подступы к цитадели преграждал кронверк (земляные валы и рвы). Бастионы крепости [Нарышкинский (Екатерининский), Трубецкой, Зотовский, Головкинский (Аннинский) и Меншиковский] получили названия по фамилиям лиц, ответственных за их строительство (К. А. Нарышкина из рода Нарышкиных, князя Ю. Ю. Трубецкого из рода Трубецких, Н. М. Зотова, Г. И. Головкина, светлейшего князя А. Д. Меншикова); сам Пётр I следил за возведением Государева (Петровского) бастиона. Стены бастионов и соединяющих их куртин имеют высоту до 12 м и общую толщину до 20 м. Они состоят из двух частей: наружной, толщиной до 8 м, и внутренней, толщиной 2 м. Пространства между ними (казематы) служили для установки орудий, хранения боеприпасов и размещения солдат гарнизона.
Петровские ворота (1716–1718, архитектор Трезини; скульпторы К. Оснер, Н. Пино) – единственный сохранившийся образец триумфального сооружения петровского барокко. В 1779–1785 гг. стены Петропавловской крепости, обращённые к Неве, облицевали серым гранитом, что придало им величественную монументальность, созвучную дворцовой панораме столицы. Тогда же Невский фасад был украшен строгим классицистическим портиком новых Невских ворот (проект 1780, строительство 1784–1787, архитектор Н. А. Львов) созданной здесь гранитной пристани (1774–1777; с 1860-х гг. – Комендантская).
Центр архитектурного ансамбля Петропавловской крепости – каменный собор Святых Петра и Павла (1712–1733, архитектор Д. Трезини), возведённый на месте одноимённой деревянной церкви (1703) и давший современное название крепости. В нём соединены композиционные приёмы итальянского барокко в оформлении западного фасада (крупные волюты, фланкирующие 2-й и 3-й ярусы и т. д.) и характерные для сооружений Северной Европы и Прибалтики зальная планировка и гигантская башня над входом. Пётр I придавал особое значение строительству колокольни (с неё началось возведение собора) как символу утверждения власти России на новых землях: она была увенчана золочёным деревянным шпилем с флюгером в виде ангела с крестом, на ней были установлены куранты, привезённые Петром I из Амстердама в 1717 г. При восстановлении после пожара 1756 г. были уменьшены размеры купола собора, упрощена форма крыши, в 1776 г. куранты заменены на новые (голландский мастер Б. Оорткрас). В 1857–1858 гг. деревянный шпиль заменён на металлический (архитектор К. А. Тон, инженер Д. И. Журавский; современная высота 122,5 м, одна из доминант Санкт-Петербурга).
Интерьер с росписями под искусственный мрамор, лепными горельефами евангельских сцен, сюжетными росписями и картинами многократно реставрировался. Хорошо сохранился позолоченный резной деревянный иконостас (1722–1727, архитекторы Д. Трезини, И. П. Зарудный, выполнен московскими мастерами). Петропавловский собор – усыпальница российских императоров (кроме Петра II и Ивана VI Антоновича) и членов императорской фамилии. К нему пристроена Великокняжеская усыпальница в духе необарокко (1896–1908, архитекторы Д. И. Гримм, А. О. Томишко, Л. Н. Бенуа).
Рядом с Петропавловским собором был построен Ботный дом (1762–1766, архитектор А. Ф. Вист; скульптура «Навигация», 1891, скульптор Д. И. Йенсен) для сохранения ботика «Святой Николай», торжественно перевезённого по приказу Петра I из Москвы в 1723 г. Большая часть построек Петропавловской крепости имела сугубо утилитарное, военно-административное назначение и сдержанный внешний облик – Комендантский дом (1743–1746, инженер Х. де Марин), Инженерный дом (1748–1749), Обер-офицерская гауптвахта (1748–1749, перестроена в 1907), Артиллерийский цейхгауз (1801–1802), Монетный двор – памятник промышленной архитектуры эпохи классицизма (1800–1805, архитектор А. Порто) и др.
Петропавловская крепость быстро утратила свою оборонительную функцию и уже с 1-й четверти 18 в. вплоть до начала 1920-х гг. служила тюрьмой и местом казней. Среди узников крепости – царевич Алексей Петрович, писатели А. Н. Радищев, Ф. М. Достоевский, Н. Г. Чернышевский, Максим Горький, участники восстания на Сенатской площади 1825 г., революционеры Д. В. Каракозов, А. И. Ульянов, после Октябрьской революции – члены Временного правительства, императорской фамилии и др. В 1924 г. в Трубецком бастионе Петропавловской крепости открылся Государственный музей революции (ныне Государственный музей политической истории России). Во время блокады Ленинграда Петропавловский собор был замаскирован (шпиль окрашен в серый цвет, на купола надеты маскировочные чехлы), часть сооружений крепости пострадала в результате бомбардировок. В 1954 г. комплекс зданий Петропавловской крепости передан Музею истории Ленинграда (ныне Музей истории Санкт-Петербурга).
В 1975 г. на кронверке Петропавловской крепости, где были казнены декабристы П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, М. П. Бестужев-Рюмин, С. И. Муравьёв-Апостол и П. Г. Каховский, установлен памятный обелиск (скульпторы А. М. Игнатьев, А. Г. Дёма, архитекторы В. А. Петров, А. Г. Леляков). В 1991 г. на территории крепости был открыт бронзовый памятник Петру I [скульптор М. М. Шемякин (по «Восковой персоне» Петра I, 1725, скульптор К. Б. Растрелли, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), архитекторы В. Б. Бухаев, А. Н. Васильев].
Силуэт Петропавловской крепости занимает ключевое место в панораме центра города и является его символом. Петропавловская крепость в составе исторической застройки центра Санкт-Петербурга включена в список Всемирного наследия.