Психология

Психология

Классики психологии

Классики психологии
Беррес Скиннер. 1971

Скиннер Беррес ФредерикСкиннер Беррес Фредерик

Ски́ннер Бе́ррес Фре́дерик (1904–1990), американский психолог-бихевиорист, писатель и изобретатель; основоположник радикального бихевиоризма. Работал над созданием естественной науки о поведении, основанной на радикальном бихевиоризме, – философии науки, рассматривающей поведение как самоценный предмет изучения, взятый вне контекста каких-либо внутренних причин. Развивал концепцию оперантного обусловливания, выделив особый тип поведенческих реакций, которые не вызываются стимулами, а «испускаются» организмом, не находясь под прямым контролем предшествующих стимулов. Разработал специальную контролируемую экспериментальную среду (известную как «ящик Скиннера»), с помощью которой провёл тщательное изучение различных поведенческих процессов (дискриминации, угасания и др.), а также режимов подкрепления, понимаемых как правила предоставления (или устранения) подкрепителей.

Когнитивная психология

Когнитивная психология
Внимание
Внимание
Внима́ние, психический процесс, выполняющий функции отбора части информации, поступающей на органы чувств или актуально представленной в психике, и сосредоточения на этой информации. В отличие от других познавательных процессов, внимание никогда не выступает как отдельный процесс и не имеет своего собственного продукта, но только сопровождает другие процессы и улучшает их продукты в связи с чем в психологии ставят проблему существования внимания. Исследования разных видов внимания во многом направляются метафорами, подчёркивающими ту или иную его функцию или свойство. Внимание может быть охарактеризовано рядом свойств – первичных (характеризуют внимание как состояние: направленность, объём и степень) и вторичных (характеризуют внимание как процесс: переключаемость, устойчивость и распределяемость); они используются в диагностической и коррекционной практике. Развитие внимания, начиная с младенческого возраста и вплоть до взрослости, тесно связано с созреванием его мозговых механизмов. С психологической точки зрения развитие произвольного внимания у ребёнка связывают с воспитанием волевых качеств личности, формированием внимания в качестве функции умственного контроля или как высшей психической функции.
Мозговые механизмы внимания
Мозговые механизмы внимания
Мозговы́е механи́змы внима́ния, мозговые механизмы, обеспечивающие внимание как относительно самостоятельную психическую функцию, осуществляющую регуляцию и контроль целенаправленного поведения, включая процессы обработки информации. Представление о существовании специфических механизмов регуляции и контроля поведения возникло и развивалось в рамках различных психологических и физиологических концепций; например, в российской психологии – в рамках культурно-исторической теории психики. На формирование современных представлений о мозговых механизмах внимания как функции контроля когнитивной деятельности и поведения существенное влияние оказали концепция доминанты А. А. Ухтомского, теория П. К. Анохина о функциональных системах мозга, теория динамической локализации высших психических функций А. Р. Лурии и др. В целом регуляторные системы могут быть разделены на три функциональных класса в соответствии с теми компонентами внимания, которые они обеспечивают: системы регуляции уровня бодрствования, системы длительного поддержания необходимого уровня активности субъекта и системы, осуществляющие избирательную модуляцию нейронной активности корковых областей, участвующих в обработке релевантного сигнала.

Российская психология

Российская психология
Михаил Коченов

Коченов Михаил МихайловичКоченов Михаил Михайлович

Ко́ченов Михаи́л Миха́йлович (1935–1999), российский психолог, специалист в области клинической и юридической психологии. Учился в аспирантуре факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, где позже много лет читал лекции по юридической психологии и судебно-психологической экспертизе на юридическом и психологическом факультетах. Ученик Б. В. Зейгарник. Доктор психологических наук, старший советник юстиции, член комиссии по помилованию при Президенте РФ (1992–1999). Основная область научных интересов – теоретические, методологические и прикладные проблемы юридической психологии. В числе первых отечественных психологов исследовал возможности использования психологии как науки для решения вопросов уголовного судопроизводства. Разрабатывал вопросы использования психологических знаний в судопроизводстве в процессуальной и непроцессуальной формах. Обосновал общий предмет судебно-психологической экспертизы как особого раздела в системе юридической психологии; ввёл в юридическую психологию новое знание – об объектах, методике судебно-психологической экспертизы, содержании её подвидов, возможностях развития комплексных экспертиз с участием психологов. В его работах содержатся новые данные о психологии личности преступников, психологических механизмах преступного поведения, особенностях групповой преступной деятельности, психологических основаниях уголовной ответственности, психологии жертв преступлений, психологических особенностях подростков-правонарушителей, психологии допроса. В Московском государственном психолого-педагогическом университете открыта аудитория имени М. М. Коченова, регулярно проводятся конференции по юридической психологии – «Коченовские чтения».

Американская психология

Американская психология
Беррес Скиннер. 1971

Скиннер Беррес ФредерикСкиннер Беррес Фредерик

Ски́ннер Бе́ррес Фре́дерик (1904–1990), американский психолог-бихевиорист, писатель и изобретатель; основоположник радикального бихевиоризма. Работал над созданием естественной науки о поведении, основанной на радикальном бихевиоризме, – философии науки, рассматривающей поведение как самоценный предмет изучения, взятый вне контекста каких-либо внутренних причин. Развивал концепцию оперантного обусловливания, выделив особый тип поведенческих реакций, которые не вызываются стимулами, а «испускаются» организмом, не находясь под прямым контролем предшествующих стимулов. Разработал специальную контролируемую экспериментальную среду (известную как «ящик Скиннера»), с помощью которой провёл тщательное изучение различных поведенческих процессов (дискриминации, угасания и др.), а также режимов подкрепления, понимаемых как правила предоставления (или устранения) подкрепителей.
Арнолд Басс

Басс АрнольдБасс Арнольд

Басс А́рнольд, Арнольд Герберт Басс (Arnold Herbert Buss) (7.8.1924, Бруклин, Нью-Йорк – 26.6.2021, Вест-Орандж, Нью-Джерси), американский психолог, известен своими работами в области агрессии, темперамента и застенчивости. Получил степень бакалавра Нью-Йоркского университета (1947) и докторскую степень Университета Индианы (1952). Профессор Университета Питтсбурга (1957–1965) и Университета Рутгерса (1965–1969), профессор психологии в Техасском университете в Остине (1969–2008), почётный профессор этого университета. Представитель психологии личности, определял агрессию как реакцию, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. Совместно с Э. Дарки (1957) выделил 5 видов агрессии (физическая, раздражение, вербальная, косвенная, негативизм) и разработал опросник (опросник Басса – Дарки), направленный на выявление форм агрессивных и враждебных реакций (Buss A. An inventory for assessing different kinds of hostility / A. Buss, A. Durke // Journal of Consulting Psychology. 1957. Vol. 21. P. 343–380).

Научные школы в психологии

Научные школы в психологии

Советская психология

Советская психология
Николай Поддьяков

Поддьяков Николай НиколаевичПоддьяков Николай Николаевич

Поддья́ков Никола́й Никола́евич (1929–2021), советский и российский психолог, специалист в области психического развития детей дошкольного возраста, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1978), академик Академии педагогических наук СССР (1990) и Российской академии образования. Автор оригинальной концепции психического развития ребёнка и системы принципов построения программ воспитания и обучения дошкольников. Выделил и изучал основные закономерности развития важнейшей деятельности ребёнка – детского экспериментирования. В качестве одного из значимых качеств личности дошкольника выделял и исследовал игровую позицию, игровое отношение к жизни. Автор оригинальных методик обучения и диагностики, изобретатель и конструктор объектов для изучения познавательной деятельности детей. Опубликовал более 150 работ, некоторые из которых переведены на иностранные языки, избранные фрагменты входят в отечественные хрестоматии по психологии для студентов университетов.
Пётр Гальперин. 1970-е гг.

Гальперин Пётр ЯковлевичГальперин Пётр Яковлевич

Гальпе́рин Пётр Я́ковлевич (1902–1988), советский психолог, автор общепсихологической концепции ориентировочной функции психики, концепции ориентировочной деятельности как предмета психологии; создатель теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий, метода поэтапного формирования. Разрабатывал вопросы эволюции человеческой психики, соотношения биологического (органического) и социального в развитии человека, видов и форм психической деятельности, интериоризации, соотношения обучения и умственного развития, языкового сознания, формирования внимания и др. Создатель новой научной школы в психологии. Заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Кандидат медицинских наук (1938), доктор педагогических наук (по психологии) (1966), профессор (1967), заведующий кафедрой детской психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (1970–1983).
Вольф Мерлин

Мерлин Вольф СоломоновичМерлин Вольф Соломонович

Ме́рлин Вольф Соломо́нович (1898–1982), советский психолог, специалист в области дифференциальной психологии, создатель теории интегральной индивидуальности. Основные направления исследований – теория темперамента, личность и её формирование, индивидуальный стиль деятельности, комплексное междисциплинарное исследование разноуровневых свойств индивидуальности человека. Указанные направления в основном были реализованы в период работы Мерлина в Пермском государственном педагогическом институте (ныне Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет), где он заведовал кафедрой психологии в течение 28 лет. Основные труды: «Очерк психологии личности» (1959), «Очерк теории темперамента» (1964), «Лекции по психологии мотивов человека» (1971), «Проблемы экспериментальной психологии личности» (1968, 1970, 1971), главы «Темперамент» и «Характер» в учебнике «Общая психология» под редакцией А. В. Петровского (1970), «Очерк интегрального исследования индивидуальности» (1986).
Михаил Коченов

Коченов Михаил МихайловичКоченов Михаил Михайлович

Ко́ченов Михаи́л Миха́йлович (1935–1999), российский психолог, специалист в области клинической и юридической психологии. Учился в аспирантуре факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, где позже много лет читал лекции по юридической психологии и судебно-психологической экспертизе на юридическом и психологическом факультетах. Ученик Б. В. Зейгарник. Доктор психологических наук, старший советник юстиции, член комиссии по помилованию при Президенте РФ (1992–1999). Основная область научных интересов – теоретические, методологические и прикладные проблемы юридической психологии. В числе первых отечественных психологов исследовал возможности использования психологии как науки для решения вопросов уголовного судопроизводства. Разрабатывал вопросы использования психологических знаний в судопроизводстве в процессуальной и непроцессуальной формах. Обосновал общий предмет судебно-психологической экспертизы как особого раздела в системе юридической психологии; ввёл в юридическую психологию новое знание – об объектах, методике судебно-психологической экспертизы, содержании её подвидов, возможностях развития комплексных экспертиз с участием психологов. В его работах содержатся новые данные о психологии личности преступников, психологических механизмах преступного поведения, особенностях групповой преступной деятельности, психологических основаниях уголовной ответственности, психологии жертв преступлений, психологических особенностях подростков-правонарушителей, психологии допроса. В Московском государственном психолого-педагогическом университете открыта аудитория имени М. М. Коченова, регулярно проводятся конференции по юридической психологии – «Коченовские чтения».

Прикладная психология

Прикладная психология
Тестовые нормы
Тестовые нормы
Те́стовые но́рмы, стандарты для оценки результатов тестирования, позволяющие определить наличие и/или степень выраженности измеряемого психического свойства у конкретного испытуемого. Тестовые нормы представляют собой пороговые значения, граничные точки или интервалы (уровни) с различной интерпретацией на стандартной шкале, которые разделяют статистически различающиеся группы тестируемых. Результаты тестирования конкретного испытуемого могут быть оценены как относительно статистических характеристик выборки стандартизации, так и на основе критериальных показателей по стандартизированным перечням аттестационных требований либо диагностически значимых признаков-симптомов, свидетельствующих о наличии и степени выраженности диагностируемых свойств. Тестовые нормы необходимы прежде всего для прикладных целей применения психодиагностической методики (определение правил принятия практических решений).
Тестовая искушённость
Тестовая искушённость
Те́стовая искушённость, опытность тестируемого, приобретённая в ходе выполнения различных тестов, осведомлённость об используемых тестовых процедурах и принципах выполнения тестовых заданий. Обследуемый, имеющий большой практический опыт участия в психологических тестированиях, обладает определёнными преимуществами перед другими менее опытными участниками и вследствие этого показывает более высокие результаты. Эти преимущества складываются из более осознанного отношения к тестовой ситуации, преодолённого чувства неизвестности, сформировавшейся уверенности в себе, приобретённых навыков работы с тестовыми заданиями, понимания схожести принципов выполнения заданий в определённых видах тестов. Также в повторяющихся тестовых ситуациях снижается эмоциональный компонент тестовой тревожности, влияние мотивации экспертизы и выраженность установочного поведения. При компьютерном тестировании следует обращать внимание на опыт тестируемых в выполнении тестовых заданий на компьютере.

Немецкая психология

Немецкая психология
Научные теории, концепции, гипотезы, моделиНаучные теории, концепции, гипотезы, модели
Стадии решения мыслительных задач Уолласа
Стадии решения мыслительных задач Уолласа
Ста́дии реше́ния мысли́тельных зада́ч Уо́лласа, теория, согласно которой процесс решения мыслительной задачи проходит четыре стадии. Решение задачи начинается с ее формулирования и подготовки к решению, которая заключается в применении знаний, известных методов и логических процедур. Затем осуществляется неосознаваемая работа над проблемой – инкубация, во время которой решатель может переключиться на решение другой задачи или отдохнуть от мыслительной деятельности. Инкубационный период сменяется озарением, когда решатель понимает, как решить задачу, у него появляется новая идея. После озарения необходимо выполнить проверку разработанного решения, применив имеющиеся знания и навыки, аналогичные тем, что использовались на стадии подготовки.
Читать полностью

Психоанализ

Психоанализ

Юнг Карл Густав

Юнг Карл Густав
Юнг Карл Гу́став (1875–1961), швейцарский психолог и психиатр, основоположник аналитической психологии. Центральное в учении Юнга – понятие «коллективного бессознательного», сформулированное им в процессе исследования спонтанного появления фольклорных и мифологических мотивов в сновидениях пациентов. Его ядром являются архетипы – устойчивые структуры, независимые от сознания, заключающие в себе опыт всех предшествующих поколений и одинаковые во все эпохи у всех народов; они проявляются в виде общечеловеческих образов (например, матери-земли, героя, мудрого старца, демона и т. п.). Сознание, представляющее собой процесс актуальной адаптации, и бессознательное, охватывающее подпороговые восприятия, реакции, оценки и т. д., рассматриваются Юнгом как находящиеся в постоянном динамическом взаимодействии. В основе разработанной Юнгом типологии характеров лежит выделение преобладающей направленности на внешний или внутренний мир и четырёх психических функций (мышление, чувство, интуиция, ощущение).
Карл Юнг. 1955

The Journal of Analytical Psychology

The Journal of Analytical Psychology
The Journal of Analytical Psychology, научный рецензируемый журнал в области юнгианской аналитической психологии. Основан в 1955 г. Издаётся на английском языке, выходит пять раз в год в издательстве Wiley-Blackwell. Журнал аффилирован с Обществом аналитической психологии. Главные редакторы (на 2021) – юнгианские аналитики М. Уэст и Н. Суон-Фостер. Ведущий журнал в области аналитической психологии и психотерапии.
The Journal of Analytical Psychology. November 2021. Vol. 66. № 5. Обложка

Хорни Карен

Хорни Карен
Хо́рни Ка́рен (1885–1952), немецко-американский психолог, представитель неофрейдизма, реформатор психоанализа. В книге «Невротическая личность нашего времени» (1937) К. Хорни усматривает источник невроза в чувстве «базисной тревоги», возникающей из противоречий во взаимоотношениях людей, и фиксирует защитные механизмы личности от этой тревоги: компульсивная потребность в любви, подчинение, навязчивое стремление к власти, успеху и обладанию, а также эмоциональный уход от людей. В книге «Наши внутренние конфликты» (1945) описала четыре основные попытки решения невротического конфликта: вытеснение одной из сторон конфликта при усилении противоположной стороны; эмоциональное дистанцирование от других людей; экстернализация (внутренние процессы переживаются как происходящие вне Я); создание идеализированного образа Я, сопровождающееся повышенным чувством собственной значимости.
Карен Хорни. 1953
ТерминыТермины
Мозговые механизмы внимания
Мозговые механизмы внимания
Мозговы́е механи́змы внима́ния, мозговые механизмы, обеспечивающие внимание как относительно самостоятельную психическую функцию, осуществляющую регуляцию и контроль целенаправленного поведения, включая процессы обработки информации. Представление о существовании специфических механизмов регуляции и контроля поведения возникло и развивалось в рамках различных психологических и физиологических концепций; например, в российской психологии – в рамках культурно-исторической теории психики. На формирование современных представлений о мозговых механизмах внимания как функции контроля когнитивной деятельности и поведения существенное влияние оказали концепция доминанты А. А. Ухтомского, теория П. К. Анохина о функциональных системах мозга, теория динамической локализации высших психических функций А. Р. Лурии и др. В целом регуляторные системы могут быть разделены на три функциональных класса в соответствии с теми компонентами внимания, которые они обеспечивают: системы регуляции уровня бодрствования, системы длительного поддержания необходимого уровня активности субъекта и системы, осуществляющие избирательную модуляцию нейронной активности корковых областей, участвующих в обработке релевантного сигнала.
Читать полностью