Скиннер Беррес Фредерик
Ски́ннер Бе́ррес Фре́дерик (Burrhus Frederic Skinner) (20.3.1904, Саскуэханна, штат Пенсильвания – 18.8.1990, Кембридж, штат Массачусетс), американский бихевиорист, психолог, писатель и изобретатель; основоположник радикального бихевиоризма; член Национальной академии наук США (1950, секция психологических и когнитивных наук). Родился в семье юриста. Окончил школу в 1922 г. и по совету друга семьи поступил в Гамильтонский колледж, где специализировался по английской литературе. В 1925 г. познакомился с поэтом Р. Фростом, который высоко оценил рассказы Скиннера. Больше года после окончания колледжа (1926–1927) посвятил попыткам стать писателем, но, по собственному признанию, потерпел неудачу. В 1928 г. поступил на факультет психологии Гарвардского университета, где в 1930 г. получил степень магистра, а в 1931 г. – степень доктора философии. Диссертация Скиннера была посвящена анализу понятия рефлекса. Следующие 5 лет он провел в Гарвардском университете, занимаясь исследовательской работой (1931–1933, научный сотрудник Национального исследовательского совета; 1933–1936, младший научный сотрудник Гарвардского общества стипендиатов). В 1936 г. получил должность преподавателя в Миннесотском университете, где работал до 1945 г. В том же 1936 г. женился на Ивонн Блу, в браке с которой у него родились дочери Джули (1938) и Дебора (1944). В 1938 г. была опубликована первая большая работа Скиннера «Поведение организмов» («The behavior of organisms», рус. пер. 2016). В 1942 г. Скиннер был удостоен стипендии Гуггенхайма для написания книги по вербальному поведению, но использовал её только в 1944 г. В 1942–1943 гг. проводил военные исследования, посвящённые изучению возможности использования голубей для наведения ракет на цели. В 1945–1947 гг. руководил кафедрой психологии Индианского университета. Осенью 1947 г. Скиннер был приглашён читать лекции У. Джеймса в Гарвардском университете, темой для которых выбрал вербальное поведение. В 1948 г. он стал профессором психологии Гарвардского университета, где и работал до выхода на пенсию в 1974 г. В 1958 г. получил премию Американской психологической ассоциации за выдающийся научный вклад в психологию. В 1961 г. в составе делегации американских ученых в области поведенческих наук посетил СССР, где познакомился с А. Р. Лурией и А. Н. Леонтьевым. В 1968 г. Скиннеру вручили Национальную научную медаль, высшую научную награду США, с формулировкой «за фундаментальный и творческий вклад в изучение поведения, который оказал глубокое влияние на всю психологию и множество смежных областей». 10 августа 1990 г., за 8 дней до смерти, он стал первым лауреатом премии президента Американской психологической ассоциации за выдающийся пожизненный вклад в психологию. Скиннер умер 18 августа 1990 г. от лейкемии, которую ему диагностировали годом ранее.
Основным лейтмотивом научной деятельности Скиннера было создание естественной науки о поведении, основанной на радикальном бихевиоризме. Последний Скиннер определял как философию науки, рассматривающую поведение как самоценный предмет изучения, взятый вне контекста внутренних причин, как ментальных, так и физиологических (Skinner. 1989). Саму науку, основанную на этих принципах, Скиннер назвал экспериментальным анализом поведения. Одной из главных категорий этой науки являются контингенции подкрепления (contingencies of reinforcement), т. е. связи между действием, его последствиями и случайными условиями, в которых действие приводит к этим последствиям. Уже в своей докторской диссертации Скиннер, опираясь на критический позитивизм Э. Маха, предложил понимание рефлекса не как физиологического механизма, а как простой наблюдаемой корреляции между двумя событиями: стимулом и реакцией (Skinner. 1931). Тезис независимости науки о поведении от физиологии стал одним из центральных в работе «Поведение организмов: экспериментальный анализ» (1938). В ней Скиннер развил концепцию оперантного обусловливания, выделив особый тип поведенческих реакций, которые не вызываются (elicit) стимулами, а «испускаются» (emit) организмом, не находясь под прямым контролем предшествующих стимулов. Оперант Скиннер определил как класс поведенческих реакций, которые имеют схожие контингентные последствия. Иными словами, в отличие от респондентного поведения, которое контролируется предшествующими событиями, оперантное поведение контролируется своими последствиями. Для проведения экспериментальных исследований Скиннер ещё в годы обучения в Гарварде на основе кимографа разработал особый прибор, который позднее (1956) был назван кумулятивным регистратором (cumulative recorder). Скиннер иногда называл это изобретение своим величайшим вкладом в психологию. Этот прибор позволял отобразить общее количество поведенческих ответов как функцию времени. Получавшийся в результате записи график был назван кумулятивной записью (cumulative record) или кумулятивной кривой (cumulative curve). Кумулятивный регистратор, ящик c изолированными стенками и рычаг, на который могло нажимать животное, стали основными элементами т. н. ящика Скиннера (Skinner box), первая версия которого появилась в конце 1920-х гг. Это название было предложено К. Халлом, сам же Скиннер называл его просто ящиком с рычагом (lever box) или экспериментальным пространством (experimental space). Контролируемая экспериментальная среда позволила провести тщательное изучение различных поведенческих процессов (дискриминации, угасания и др.), а также режимов подкрепления (schedules of reinforcement), понимаемых как правила предоставления (или устранения) подкрепителей. Основные исследования в этой новой предметной области велись Скиннером, его коллегами и учениками в 1949–1955 гг. и были обобщены в работе «Режимы подкрепления» («Schedules of reinforcement», 1957, совместно с Ч. Ферстером). В ней были представлены кумулятивные кривые, полученные в ходе исследований, длившихся в совокупности более миллиона часов.
Хотя большинство экспериментов Скиннер проводил на различных животных (преимущественно крысах и голубях), он признавал, что важность науки о поведении в значительной степени связана с возможностью экстраполяции её результатов на человека. При этом он считал, что единственное существенное различие «между поведением человека и крысы (помимо громадной разницы в сложности) лежит в области вербального поведения» (Skinner. 1938. P. 442). В 1950-х гг. Скиннер обращается к этим вопросам и проводит теоретический анализ поведения человека и социальных институтов («Science and human behavior», 1953; перевод на русский язык: «Наука и человеческое поведение», 2017), а также вербального поведения («Verbal behavior», 1957), которое он определял как поведение, подкрепляемое через посредничество других людей.
Работы Скиннера также оказали значительное влияние на развитие поведенческой терапии и поведенческой фармакологии. Сам термин «бихевиоральная терапия» (behavior therapy) был также предложен Скиннером с его коллегами (Skinner, Solomon and Lindsley. 1953).
Результатом применения концепции оперантного обусловливания в области образования стало создание обучающих машин и разработка программированного обучения («The technology of teaching», 1968). Его суть заключалась в разбиении материала на мелкие единицы (фреймы), предоставлении ученику возможности самостоятельно выбирать скорость изучения материала и обеспечении немедленной обратной связи (подкрепления). При этом обучающие машины использовались для предъявления фреймов, записи ответов, подкреплении правильных поведенческих реакций и др.
Свои социальные взгляды Скиннер изложил в утопическом романе «Уолден Два» («Walden Two», 1948; название является отсылкой к книге Г. Д. Торо «Уолден, или Жизнь в лесу», 1854) и в работе «По ту сторону свободы и достоинства» («Beyond Freedom and Dignity», 1971; рус. пер. 2015; награда «Гуманист года» Американской гуманистической ассоциации). Последняя работа вызвала большой общественный резонанс. В ней Скиннер призывает использовать технологию поведения для решения проблем человечества и построения лучшего общества. С точки зрения Скиннера, научный подход требует отказа от концепции автономного внутреннего человека и перехода к тщательному контролю и проектированию культуры. Скиннер рассматривал радикальный бихевиоризм как действенный гуманизм. Он подписал ряд программных гуманистических документов, среди которых «Второй гуманистический манифест» (1973) и «Декларация светского гуманизма» (1980). Придерживался атеистических взглядов.
Помимо научной аппаратуры и обучающих машин Скиннер изобрел для своей дочери Деборы (1944) специальную детскую кроватку, позволяющую регулировать температуру и влажность. Она производилась как коммерческий продукт. Всего в таких кроватках было воспитано около 300 детей. Позднее удалось идентифицировать 50 из них: все они, включая дочь Скиннера, были физически и психически здоровы. Изобретение не стало коммерчески успешным, в том числе и в силу возникшей ошибочной аналогии с «ящиком Скиннера».
Скиннер оказал глубокое влияние на развитие психологии, поведенческих и социальных наук. По результатам проведенного в 2002 г. исследования, основанного в том числе на анализе рейтингов цитируемости, Скиннер был назван самым влиятельным психологом 20 в. (Haggbloom. 2002). Сам Скиннер предпочитал рассматривать экспериментальный анализ поведения как биологическую дисциплину, попытку же Дж. Уотсона, основателя бихевиоризма, реформировать психологию, а не создать новую науку считал стратегической ошибкой. Работы Скиннера оставили след и в популярной культуре. Так, в первом выпуске комикса «Часы судного дня» («Doomsday Clock», 2017) на прикроватном столике Кларка Кента лежит роман Скиннера «Уолден Два».