Талызина Нина Фёдоровна
Талы́зина Ни́на Фёдоровна (28.12.1923, село Лучинское, Угличский уезд, Рыбинская губерния, ныне Ярославская область – 6.1.2018, Москва), российский (советский) психолог, исследователь в области педагогической психологии (психологии обучения), автор деятельностной теории учения. Доктор психологических наук (1970), действительный член Академии педагогических наук СССР (1989), действительный член Российской академии образования (1993).
Родилась в крестьянской семье, мать занималась сельским хозяйством и домашним трудом. В семье к началу войны было шестеро детей, после войны родился седьмой ребёнок, вскоре отец оставил семью, и все заботы о детях легли на плечи матери и её старшей дочери Нины.
Нина Талызина училась в Сеньчуковской семилетней школе и, будучи отличницей, помогала отстающим ученикам; уже тогда она хотела стать учителем. В 1939 г. поступила в Ярославское педучилище, с тем чтобы впоследствии продолжить образование в педагогическом вузе. По воспоминаниям Талызиной, интерес к знаниям сформировался благодаря общению с семьёй жившего в её родном селе выпускника физико-математического факультета Московского университета В. Ф. Некрасова – племянника поэта Н. А. Некрасова. С детства Талызина много читала, но чтение носило неупорядоченный характер из-за трудностей с поиском книг; в то время её любимыми писателями были Ф. М. Достоевский и В. М. Гаршин.
В начале Великой Отечественной войны в связи с наступлением немецкой армии на Москву учащиеся педучилища были мобилизованы на рытьё противотанковых рвов на территориях между Москвой и Ярославлем.
После возвращения с трудового фронта Талызина продолжила обучение, в 1942 г. с отличием окончила педучилище и поступила на физико-математический факультет Ярославского государственного педагогического института имени К. Д. Ушинского. Во время обучения в пединституте увлеклась психологией, курс которой читал специалист в области детского чтения, доктор педагогических наук Т. Г. Егоров; под его руководством в студенческие годы Талызина выполнила свою первую экспериментальную работу – по изучению интересов у подростков.
В 1946 г., после окончания (с отличием) института по специальности «математика», получила предложение поступить в аспирантуру того же института по математике, педагогике и психологии. Талызина сделала выбор в пользу психологии, но испытывала недостаток психологических знаний и поэтому следующий год посвятила подготовке к вступительным экзаменам. Одновременно работала старшим лаборантом кабинета педагогики Ярославского пединститута и вела уроки психологии для старшеклассников в средней школе (в базовой школе Ярославского пединститута).
В 1947 г., после успешных конкурсных испытаний (5 человек на место), сдав три экзамена на отлично, поступила в аспирантуру НИИ психологии Академии педагогических наук РСФСР (ныне Психологический институт РАО). Некоторое время работала там в лаборатории «Психология обучения», которую возглавляла Н. А. Менчинская.
В 1947–1950 гг. Талызина обучалась в аспирантуре и писала работу вначале под руководством Т. Г. Егорова (который к этому времени стал сотрудником НИИ психологии), а позже – заведующего лабораторией общей психологии П. А. Шеварёва. В 1950 г. защитила диссертацию на тему «Умозаключения при решении геометрических задач»; председателем учёного совета был А. А. Смирнов. Основное психологическое содержание работы состояло в прослеживании сокращений, которые имеют место в мыслительном процессе. При этом было обнаружено два типа сокращённых умозаключений: одни образуются из развёрнутых умозаключений, а другие с самого начала имеют сокращённый вид. Если первый тип в случае необходимости может быть развёрнут, то второй этого не позволяет, что является его ограничением.
Одновременно Талызина преподавала логику и психологию в женской средней школе Москвы № 156, выступала с лекциями перед родителями («Родительский лекторий»).
В 1950 г. Талызина получила приглашение на работу от Б. М. Теплова, заведующего кафедрой психологии философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (МГУ). Несколько позже П. А. Шеварёв предложил ей остаться в его лаборатории, но, узнав о предложении Теплова, посоветовал сделать выбор в пользу преподавательской деятельности.
В МГУ Талызина прошла путь от ассистента (1950–1952), старшего преподавателя (1952–1960), доцента (1960–1963) кафедры психологии философского факультета до заведующей кафедрой педагогики гуманитарных факультетов (1963–1966), а затем и заведующей кафедрой педагогики и педагогической психологии (1966–1995) созданного в 1966 г. факультета психологии. В рамках преподавательской деятельности вела семинары по читаемому А. Н. Леонтьевым курсу общей психологии, участвовала в практикуме, преподавала общую психологию на отделении логики философского факультета.
Научно-исследовательскую деятельность в МГУ Талызина начала под руководством П. Я. Гальперина и далее все последующие годы занималась изучением формирования умственных действий и понятий в специально организованных условиях, позволяющих управлять процессом усвоения. В 1970 г. защитила докторскую диссертацию «Психологические основы управления усвоением знаний». Результаты диссертационного исследования получили отражение в монографии «Управление процессом усвоения знаний» (1975). В 1971 г. получила звание профессора, в этом же году была избрана членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР, а в 1989 г. – её академиком.
Опираясь на теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина, а также на общепсихологическую концепцию деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), Талызина создала деятельностную теорию учения; занималась исследованием строения познавательной деятельности, закономерностей процесса учения, диагностикой сформированности познавательных умений и разработкой методов управления их становлением. Результаты исследований представлены в получивших широкую известность публикациях, в том числе на иностранных языках (1987; 2000). В 1998 г. опубликовала учебник «Педагогическая психология», впоследствии многократно переиздававшийся. В этой работе в числе прочего сформулированы основные принципы деятельностной теории учения:
Деятельностный подход к психике, при котором психика понимается как форма деятельности субъекта, обеспечивающая решение определённых задач в процессе его взаимодействия с миром.
Действие как единица анализа учения; при этом действие сохраняет специфику деятельности: «Действие имеет ту же структуру, что и деятельность: цель, мотив, объект, на который оно направлено, определённый набор операций, реализующих действие; образец, по которому оно совершается субъектом; является актом его реальной жизнедеятельности. Наконец, действие, как и деятельность, субъектно, т. е. принадлежит субъекту, всегда выступает как активность конкретной личности» (Талызина. 1998. С. 10).
Социальная природа психического развития человека; Талызина подчёркивает, что этот принцип не является характерным лишь для деятельностного подхода в психологии, но в деятельностной теории ему отводится весьма существенная роль.
Единство материальной и психической деятельности, которое предполагает, что, во-первых, оба эти вида деятельности имеют идентичное строение, и, во-вторых, что внутренняя, психическая деятельность есть преобразованная внешняя, материальная.
Начиная с 1966 г. Талызина на общественных началах руководила лабораторией педагогической психологии МГУ, явившейся преемницей лаборатории программированного обучения. В 1989 г. по инициативе Талызиной был создан учебный центр по переподготовке работников вузов в области психолого-педагогических основ учебного процесса в высшей школе при факультете психологии МГУ.
В 1995 г. Талызина покинула должность заведующей кафедрой и в течение следующих 20 лет (до 2015) была профессором названного выше учебного центра. С 2015 г. и до конца жизни Талызина – ведущий научный сотрудник лаборатории педагогической психологии кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ.
В течение всего периода работы в МГУ Талызина вела большую педагогическую работу: в разные годы читала курсы «Педагогическая психология», «Деятельностная теория учения», «Теоретические основы психодиагностики интеллекта», «Зарубежные теории учения». Кроме того, в течение многих лет (1997–2009) она преподавала на факультете педагогического образования МГУ: вела курс педагогической психологии и руководила выпускными работами.
Под руководством Талызиной защищено около 70 кандидатских диссертаций. Она принимала активное участие в международных психологических конгрессах, выезжала с лекциями в Японию, Испанию, Германию, Финляндию, Мексику, на Кубу и в другие страны. Состояла членом редколлегии отечественных («Советская педагогика», «Вестник МГУ. Серия 14. Психология», «Вестник МГУ. Серия 20. Педагогическое образование») и зарубежных («Науки об обучении», Голландия; «Измерение и оценивание», Испания; «Психодиагностика», Исландия) журналов.
В 1998 г. Талызина (в составе авторского коллектива) удостоена премии Президента РФ в области образования (за 1997) за создание психолого-педагогического комплекса «Теория и практика формирования умственной деятельности», в 2001 г. – премии имени М. В. Ломоносова за цикл исследований «Деятельностная теория учения и обучения». Награждена медалью имени Н. К. Крупской (1969), почётным знаком «За отличные успехи в области высшего образования СССР» (1979), двумя бронзовыми медалями ВДНХ (1975, 1979), медалью имени Л. С. Выготского РАО (2012) и др.
В последние годы жизни Н. Ф. Талызина готовила к изданию монографию «Деятельностная теория учения», обобщающую результаты выполненных ею теоретических и экспериментальных исследований по управляемому формированию понятий, но закончить её не успела. Книга была подготовлена к печати учениками и издана посмертно в 2018 г.
Похоронена на Истринском кладбище Московской области (семейное захоронение, там же похоронены муж и сын).