Вюрцбургская школа
Вю́рцбургская шко́ла, направление в психологии, существовавшее с конца 19 в. до начала 1920-х гг. в г. Вюрцбург. Возникло под влиянием теории психических актов Ф. Брентано. Основателем Вюрцбургской школы был ученик Брентано и В. Вундта О. Кюльпе; ведущими представителями – Н. Ах, К. Марбе, К. Бюлер, Г. Уатт, А. Мессер и О. Зельц. Вюрцбургская школа известна главным образом экспериментальными исследованиями мышления, которые проводились с использованием т. н. систематической интроспекции.
Мышление трактовалось в Вюрцбургской школе как процесс решения задач. Специально подготовленные испытуемые (в их роли обычно выступали сами представители школы) должны были давать ретроспективный отчёт об особенностях отдельных стадий этого процесса. Было обнаружено, что при решении задач на понимание сложных фраз и другого вербального материала выделение смысла может опережать осознание сенсорных компонентов решения (ощущений и их ассоциаций). В силу этого был сделан вывод о «безо́бразном» (несенсорном) характере мышления. Было показано также, что процесс мышления не может быть объяснён на основе законов формальной логики. Мышление рассматривалось в Вюрцбургской школе как активный целенаправленный процесс, детерминируемый установкой, возникающей у испытуемого в результате принятия и понимания задачи.
Заслугой представителей Вюрцбургской школы явилось доказательство специфики мышления, его несводимости к течению ассоциаций вопреки господствовавшим в то время концепциям ассоциативной психологии. Вместе с тем школа критиковалась за отрыв мысли от образа, а также от речи и практических действий. В частности, последующие исследования (в гештальтпсихологии и др.) показали, что некоторые формы мышления протекают с опорой на наглядно-образные представления.