Мерлин Вольф Соломонович
Ме́рлин Вольф Соломо́нович (10(22).1.1898, Могилёв – 6.4.1982, Пермь), советский психолог, специалист в области дифференциальной психологии, создатель теории интегральной индивидуальности.
Родился в семье учителя, этнический еврей. После окончания в 1918 г. гимназии работал инструктором по внешкольному образованию. В 1920 г. поступил в Петроградский педагогический институт внешкольного образования, педагогический факультет которого окончил в 1924 г. В 1923–1924 гг. работал в психотехнической комиссии при областной совпартшколе имени К. Цеткин в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), 1924–1925 гг. – научный сотрудник комиссии Ленинградского губполитпросвета (губернское политическое просвещение) по борьбе с неграмотностью, которую возглавлял М. Я. Басов. Тот заметил и оценил работу молодого сотрудника и, будучи профессором психологии и педологии Ленинградского педагогического института (ныне Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена), пригласил Мерлина на должность ассистента кафедры психологии. С 1929 г. Мерлин стал доцентом этой кафедры. В это же время он был научным сотрудником Ленинградского института научной педагогики и в 1930–1931 гг. руководил научной группой, которая занималась вопросами изучения мировоззрения ребёнка в связи с целевой установкой и условными рефлексами.
До конца жизни В. С. Мерлин считал себя учеником М. Я. Басова, о чём неоднократно писал. Под руководством Басова он выполнил свои первые исследования, под редакцией Басова увидели свет первые публикации Мерлина (1926; 1930). Книга М. Я. Басова «Избранные психологические произведения» (1975) была опубликована именно благодаря усилиям Мерлина и с его предисловием.
После кончины М. Я. Басова в 1931 г. В. С. Мерлин переехал в Саратов, где до 1938 г. работал в Саратовском педагогическом институте (ныне в составе Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского) и продолжал изучать проблему волевой деятельности. В 1938 г. он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Волевая деятельность и условный рефлекс». Она отразила поиск новых форм и методов психологической науки в России, явилась продолжением личностного подхода к изучению психики на основе идей А. Ф. Лазурского и М. Я. Басова, была связана с практическими задачами психологии и несла в себе новый подход, который впоследствии будет характерен для всей «мерлинской» школы – экспериментальное изучение личности в связи со свойствами нервной системы.
В 1938–1948 гг. В. С. Мерлин работал в Свердловском педагогическом институте (ныне Уральский государственный педагогический университет). Великая Отечественная война потребовала от учёных приложения всех своих сил, знаний и опыта, и с 1942 г. Мерлин одновременно с педагогической деятельностью был научным консультантом в клинике Института психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (ныне Психологический институт РАО) при эвакогоспитале № 4008 в посёлке Коуровка под Свердловском (ныне Екатеринбург). Научным руководителем эвакогоспиталя был А. Н. Леонтьев. В это же время там работали П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец. Мерлин изучал проблемы координации движений у раненых и реабилитации военнослужащих, ослепших на войне. Позднее это направление его исследований нашло отражение в монографии «Проблемы экспериментальной психологии личности», в главе «Психологические конфликты», одной из первых работ в российской науке, где был проанализирован жизненный психологический конфликт военнослужащих, ослепших на войне, пути и этапы его преодоления.
В 1948–1954 гг. В. С. Мерлин работал в Казанском университете [ныне Казанский (Приволжский) федеральный университет] и в 1950 г. защитил докторскую диссертацию «Психофизиологическое своеобразие условных реакций в структуре волевого акта». В Казани стала складываться концепция индивидуального стиля деятельности, индивидуальных различий, целостности личности. Мерлин не раз отмечал, что в то время нельзя было не заинтересоваться трудовой деятельностью, т. к. в стране развернулось массовое движение стахановцев, многостаночников, передовиков производства. Исследования Мерлина и его первых учеников, в их числе Е. А. Климова, были направлены на поиск психологических условий и путей, которыми рабочие, обладающие разными психологическими характеристиками, приходят к одинаково успешным, высоким результатам трудовой деятельности. Кандидатская диссертация Е. А. Климова «Индивидуальные особенности трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи с подвижностью нервных процессов» (1959) положила начало исследованиям индивидуального стиля деятельности. Помимо индивидуального стиля, в этот период внимание Мерлина привлекали проблемы личности, психофизиологии индивидуальных различий и темперамента.
Концепция личности, которую разрабатывал Мерлин, была теснейшим образом связана с теорией личности А. Ф. Лазурского, поскольку центральным в ней выступало понятие отношений человека как осознанных, целостных и устойчивых психологических характеристик. Вместе с тем Мерлин поставил вопрос о зависимости свойств личности от «наследственных задатков» (1959). Основные положения теории личности Мерлина были опубликованы в монографии «Очерк психологии личности» (1959), выпущенной уже Пермским книжным издательством, поскольку в 1954 г. он переехал в Пермь, где до конца жизни (до 1982) заведовал кафедрой психологии Пермского государственного педагогического института (ныне Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет). Из воспоминаний Е. А. Климова: «В. С. Мерлин уехал в Пермь, и хорошие психологи стали "произрастать" в Перми» (Климов. 1986. С. 10).
В 1968–1971 гг. под редакцией В. С. Мерлина вышел ряд сборников теоретических и экспериментальных работ «Проблемы экспериментальной психологии личности», в которых использовался новаторский дифференциально-психологический подход к содержанию и диагностике личностных характеристик. Мерлин дал понимание свойств личности как социально-типичных осознанных и обобщённых отношений к объективной действительности, предложил в структуре личности рассматривать относительно самостоятельные и вместе с тем взаимосвязанные подструктуры: самосознание, характер, способности. В книге Мерлина «Лекции по психологии мотивов человека» (1971) был представлен обзор состояния исследований личностной проблематики в зарубежной и отечественной психологии того времени, а также намечены закономерности онтогенетического формирования центральных мотивов человека.
Другое направление исследований В. С. Мерлина и его сотрудников – дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология – развивалось одновременно с исследованиями школы Б. М. Теплова. В 1964 г. Мерлин на основе экспериментальных фактов пришёл к выводу, что «свойство темперамента зависит не от одного, а от нескольких различных свойств общего типа [высшей нервной деятельности]», и эта зависимость «не представляет собой зависимость взаимно однозначную» (Мерлин. Очерк теории темперамента. 1964. С. 140, 118). Руководствуясь этим принципом, Мерлин описал многозначную зависимость между свойствами нервной системы и темперамента, что дало возможность говорить о специфике психологических закономерностей темперамента. Именно в области изучения темперамента как психодинамического образования, начиная с 1960-х гг., были достигнуты наибольшие успехи «мерлинской» школы (Мерлин. 1963; Типологические исследования ... 1964; Merlin. 1966). Работа В. С. Мерлина «Очерк теории темперамента» (1964) подвела итоги большого периода работы автора, его учеников и сотрудников. В 1973 г. вышло 2-е издание этой книги, в которое вошли главы, описывающие новые для того времени направления исследований – по онтогенезу темперамента, взаимосвязи темперамента и способностей, темперамента и различных видов деятельности, и в котором впервые в отечественной науке были отчётливо описаны свойства темперамента и предложены методики для их диагностики. Подробно работы аспирантов, сотрудников кафедры психологии и самого Мерлина представлены в ежегодных сборниках «учёных записок» Пермского педагогического института (1968; 1970; 1974) и в материалах Всесоюзных конференций, проводившихся в Перми по инициативе Мерлина (1970; 1975; 1977).
В конце 1970 – начале 1980-х гг. начался новый этап в научном творчестве В. С. Мерлина – изучение интегральной индивидуальности. В 1970-е гг. практически во всех науках получили распространение идеи системного и междисциплинарного подходов. Опираясь на них, Мерлин выделил различные уровни организации свойств человека (нейродинамический, психодинамический и личностный), описал взаимосвязи между ними. Были начаты исследования онтогенетического развития свойств человека, влияния свойств ниже- и вышележащих подсистем на опосредующие звенья в многоуровневой иерархии индивидуальности. Естественным результатом многолетних исследований Мерлина и его научного коллектива стала монография «Очерк интегрального исследования индивидуальности», которую автор завершил за день до своей кончины. После ухода В. С. Мерлина из жизни теория интегральной индивидуальности разрабатывалась его последователями и учениками. Организатором и научным руководителем «мерлинской» научной школы стал доктор психологических наук, профессор Б. А. Вяткин. Наиболее полно проблематика и результаты исследований школы представлены в коллективных монографиях «Личность и творческая индивидуальность В. С. Мерлина» (2008) и «Психология интегральной индивидуальности: пермская школа» (2011).
Е. Ю. Воронова (2008) предложила следующую общую периодизацию развития научных интересов В. С. Мерлина:
1924–1939 гг. – педология, психология воли;
1940–1955 гг. – дифференциальная психология;
1956–1971 гг. – психология личности и темперамента;
1972–1982 гг. – интегральное исследование индивидуальности.
Под руководством В. С. Мерлина защищены 31 кандидатская и 3 докторских диссертации, он опубликовал более 100 научных работ, многие его статьи печатались во Всесоюзном журнале «Вопросы психологии», под его редакцией вышел 21 сборник научных трудов.
В. С. Мерлин был не только выдающимся учёным, но и учителем для своих аспирантов и студентов. В Пермском пединституте он организовал студенческий кружок по психологии для студентов всех факультетов, культивировал смелость и самостоятельность их мысли, был терпим к инакомыслию, поощрял критику делом, часто говорил, что, «если вы не согласны с какой-то точкой зрения или автором, проведите свои исследования и обоснуйте критику научными аргументами». Общий принцип работы Мерлина с молодыми психологами – воспитывать на положительном, «недостатки и дурак заметит» (Климов. 1986. С. 7). Под руководством Мерлина выпущен сборник «Воспитывать психологическую пытливость у будущих учителей» (1966); в двух первых изданиях учебника «Общая психология» под редакцией А. В. Петровского (1970; 1976) им написаны главы «Темперамент» и «Характер»; в 1974 г. под редакцией Мерлина в издательстве «Просвещение» вышел «Сборник задач по общей психологии».
Уникальным явлением были лекции Мерлина: логичность, высокий академизм, корректность в изложении точек зрения возможных оппонентов и доступность понимания студентами всех сложнейших вопросов, а также его обширная эрудиция создавали насыщенную интеллектуальную атмосферу. На лекции Мерлина приходили не только студенты, аспиранты, преподаватели кафедры психологии пединститута, но и профессора и доценты философии и физиологии «классического» университета, медицинского института и др.
В 1958–1982 гг. В. С. Мерлин возглавлял Уральское отделение Общества психологов СССР и был членом центрального совета Общества. В 1965 г. входил в Программный комитет ХVIII Международного конгресса по психологии. С 1967 г. был членом Учёной комиссии по психологии Министерства просвещения РСФСР.
В. С. Мерлин был инициатором и организатором проведения в Перми многих научных форумов: Всесоюзного симпозиума по проблемам личности (1970), Всесоюзного семинара-совещания по возрастной и педагогической психологии (1973), всесоюзных симпозиумов «Проблемы дифференциальной психофизиологии и её генетические аспекты» (1975), «Индивидуальные особенности психического и соматического развития и их роль в управлении деятельностью человека» (1982), при его активном участии в Перми проведены 3 всесоюзных симпозиума «Психический стресс в спорте» (1973, 1975, 1977).
В 1998 г. в Пермской области учреждена премия имени В. С. Мерлина по проблемам философии, психологии, социологии и культурологии.