Зельц Отто
Зельц О́тто (Otto Selz) (14.02.1881, Мюнхен, ныне земля Бавария – 27.08.1943, Освенцим), немецкий психолог, близкий к Вюрцбургской школе психологии; предложил первую в мире неассоциативную теорию мышления (1913–1924), разработал представление о целостной структуре задачи (проблемной ситуации), предвосхитил некоторые современные концепции когнитивной психологии.
Отто Зельц родился 14 февраля 1881 г. в Мюнхене, Бавария. Его отец – Зигмунд Зельц, банкир, мать – Лаура Зельц, урождённая Вассерман. Учился в школе Святого Петра в Розентале (1887–1890), гимназии Людвига в Мюнхене (1890–1899). После получения аттестата зрелости изучал право в Берлине и Мюнхене. В это же время (1899–1901) посещал занятия по философии и психологии у Т. Липпса, К. Штумпфа, Ф. Брентано, А. Дироффа. Получив первую юридическую степень (1907), продолжил образование в области философии, получил докторскую степень за работу, выполненную под руководством Липпса, – «Психологическая эпистемология и проблема трансцендентности» (1909). В 1912 г. хабилитировался (под руководством О. Кюльпе) и, выпустив монографию по экспериментальной психологии «О законах упорядоченного хода мысли» (1913), получил право преподавать в Университете Бонна. Приват-доцент философии и психологии в Бонне (1913–1921), неординарный профессор философии права в Бонне (1921–1923).
С 1915 по 1918 гг. Зельц находился на военной службе. В 1917 г. по поручению военного министерства провел психологическое исследование на военных лётчиках.
В 1923 г. Зельц принял приглашение на должность ординарного профессора философии, психологии и педагогике в Высшей коммерческой школе Мангейма и проработал там 10 лет, одно время был ректором этого учебного заведения (1929–1930). Он продолжил разрабатывать свою теорию мышления, представив основные результаты исследований в двух работах: «О психологии продуктивного мышления и ошибок» (1922) и «Законы продуктивной и репродуктивной умственной деятельности» (1924).
Помимо психологии мышления, его интересовали вопросы прикладной психологии. В Мангейме он занимался проблемами обучения в школе и выбора профессии. Также Зельц был соредактором научного журнала по психологии Archiv für die gesamte Psychologie.
По закону «О восстановлении профессионального чиновничества» от 7 апреля 1933 г. по причине неарийского происхождения был временно освобождён от должности. В марте 1934 г. Высшая коммерческая школа была закрыта, а Зельц досрочно отправлен на пенсию.
После Хрустальной ночи (погрома в ночь с 9 на 10 ноября 1938) Зельц был заключен в концентрационный лагерь Дахау, однако через пять недель отпущен. Благодаря поддержке коллег в 1939 г. эмигрировал в Нидерланды, преподавал и занимался исследовательской деятельностью в Амстердаме (частично неофициально) до оккупации Нидерландов.
С конца 1940 г. работал в еврейских учебных заведениях в гетто Амстердама, был арестован в июле 1943 г. и 24 июля 1943 г. доставлен в пересыльный лагерь Вестерборк, откуда 24 августа 1943 г. депортирован в Освенцим. Официальная дата его смерти (точнее, его убийства) – 27 августа 1943 г.
Основной научный интерес Зельца связан с психологией мышления. Выполнив работу под руководством Кюльпе, Зельц присоединился к исследованиям мышления, проводившимся в Вюрцбургской школе. В своей теории он рассматривал широкий континуум мыслительных процессов – от репродуктивных до продуктивных. Он же разработал одно из основных понятий психологии мышления – понятие проблемной ситуации.
Зельц интерпретировал стоящую перед субъектом мышления проблему как неполную структуру знаний, пустые места которой в процессе мышления заполняются. В экспериментах он использовал метод контролируемых ассоциаций: инструкция задавала требование к слову-ассоциации, которое необходимо было найти испытуемому в ответ на слово-стимул (например, род – вид, часть – целое). Комплекс из инструкции, слова-стимула и неопределённой части (искомого слова) он назвал задачей. Процесс мышления запускается не отдельной частью комплекса (например, словом-стимулом), а целостной задачей и представляет собой процесс, включающий антиципацию (предвосхищение) субъектом недостающих элементов на основе своего прошлого опыта. Именно эта характеристика – актуализация прошлого опыта для решения задачи (цель актуализирует имеющиеся средства решения) – позволяет называть теорию мышления О. Зельца репродуктивной. Что случается, когда старые способы решения задачи не приводят к успеху? Как происходит продуктивное мышление? Шагом к продуктивности является понимание, открытие общих закономерностей. Этому способствуют три интеллектуальные операции: дополнение комплекса (поиск неизвестного места и заполнение его новым знанием), абстракция (обнаружение общих способов решения различных задач), репродукция сходства (нахождение аналогий из прошлого опыта, которые помогают решить новую задачу). Важным методом исследований О. Зельца являлась также интроспекция.
Поскольку коммерческий колледж в Мангейме не имел права присуждать докторские степени до 1928 г., Зельц не имел возможности руководить диссертациями и институционально вовлекать студентов в своё направление. Его единственным учеником из Мангейма является Ю. Бале, выполнивший работу по музыкальной психологии (1936–1939); он ссылался на своего тогда уже неофициального наставника и развивал его идеи. Положения теории Зельца нашли продолжение в Нидерландах у таких авторов, как А. де Грот, Ф. Принс, Н. Фрейда, а также в США у Г. Саймона. Философ и психолог М. тер Харк из Университета Гронингена опубликовал книгу «Поппер, Отто Зельц и подъем эволюционной эпистемологии» (2004), в которой Зельц представлен как идейный вдохновитель К. Поппера, показана преемственность их взглядов.
С позиций современной психологической науки теория Зельца оценивается как предшественница ряда важных концепций когнитивной психологии (теории схем, моделей иерархии обучения, моделей искусственного интеллекта, прогнозирующего кодирования).
В 1970 г. Немецкое психологическое общество отметило вклад Зельца медалью Вильгельма Вундта. Университет Мангейма ежегодно присуждает премию Отто Зельца за лучшую выпускную работу по психологии (с 2004), а также за лучшую диссертацию по психологии (с 2006).
Именем Зельца в 1996 г. была названа одна из улиц Мангейма, недалеко от университета. 27 июня 2011 г. в мостовой перед домом его последнего места жительства был заложен «камень преткновения» (в рамках мемориального проекта, напоминающего о судьбах жертв нацизма).