Лакан Жак
Лака́н Жак, Жак Мари Эмиль Лакан (Jacques Marie Émile Lacan) (13.4.1901, Париж – 9.9.1981, там же), французский психоаналитик, философ, психиатр. Один из самых известных психоаналитиков 20 в., представитель второго поколения французского психоанализа. Разрабатывал свою версию психоанализа за счёт совмещения идей З. Фрейда со структурной лингвистикой.
Биография
Родился в 1901 г. в Париже в богатой семье. Был старшим ребёнком. Рано увлёкся философией – в юности читал Спинозу, Ницше. После окончания школы пошёл учиться медицине. С 1927 по 1931 гг. изучал психиатрию в госпитале Святой Анны (l'hôpital Sainte-Anne) в Париже. В 1930 г. посещал клинику Бургхёльцли в Швейцарии. Учителем Лакана был Г. Г. де Клерамбо.
Специализировался на судебной психиатрии и имел дело с преступлениями, совершаемыми под влиянием психических расстройств. Именно такому кейсу была посвящена первая серьёзная работа Лакана – его диссертация о деле Эме (прозвище, которое Лакан дал своей пациентке, – в переводе с французского значит «возлюбленная»), женщины, которая совершила нападение с ножом на человека под воздействием бреда. Диссертация была опубликована в 1932 г. под названием «О паранойяльном психозе в его отношении к личности» («De la psychose paranoïaque dans ses rapports avec la personnalité») (Lacan. 1975). Далее Лакан продолжил изучать подобные кейсы – в частности, известны его статьи о деле сестёр Папен, опубликованные в журнале сюрреалистов Minotaure.
Уже в ранних работах Лакана присутствовало влияние идей З. Фрейда. После окончания обучения Лакан двигался в сторону психоанализа. В 1932 г. он начал анализ у Р. Лёвенштейна – это было необходимо для того, чтобы вступить в ряды Парижского психоаналитического общества (старейшей психоаналитической организации Франции, основанной в 1926).
В 1933 г. (по другим данным – в 1934) начал посещать знаменитый семинар А. В. Кожева о Гегеле.
В 1936 г. Лакан принял участие в конгрессе Международной психоаналитической ассоциации (МПА) в г. Мариенбад, где пытался представить аудитории свои идеи о стадии зеркала, однако ему не хватило времени.
В 1938 г. получил статус полного члена Парижского психоаналитического общества.
С конца 1940-х гг. начался поворот Лакана к структурализму. Он познакомился с К. Леви-Стросом (1949), а затем и с Р. Якобсоном (1950). С опорой на структурную лингвистику Лакан развивал свою версию психоанализа – структуралистский психоанализ.
С 1953 г. Лакан вёл свой семинар, который десятилетиями собирал выдающихся французских интеллектуалов.
Отношения Лакана с психоаналитическим истеблишментом постепенно ухудшались. Основная причина – эксперименты Лакана с «кадром» (правила проведения психоаналитических сессий), а также игнорирование им правил подготовки будущих аналитиков. Лакан практиковал сессии с плавающей длительностью, считая, что возможность продлевать или укорачивать время сессии – это ценнейший инструмент в руках аналитика, позволяющий быстрее достигать результата. Окончательное «отлучение» Лакана от МПА произошло в 1963 г.
В 1964 г. Лакан учредил собственную школу – Парижскую школу фрейдизма (École freudienne de Paris, EFP). Он обвинил МПА в предательстве дела Фрейда, а своё начинание мыслил как возвращение к идеям основоположника психоанализа.
В 1980 г. Лакан принимает решение распустить свою организацию. Через год, в 1981 г., он учреждает новую организацию – Школу Фрейдова дела (École de la Cause Freudienne), но вскоре умирает от болезни.
После смерти учителя сообщество лаканистов окончательно раскололось – многие ученики Лакана не приняли новую организацию, считая её детищем не столько Лакана, сколько членов его семьи, в частности Ж.-А. Миллера, мужа Жюдит, дочери Лакана от второго брака. Сегодня сообщество последователей Лакана представляет собой несколько конфликтующих организаций, самые известные из которых связаны с именем Миллера – Школа Фрейдова дела и учреждённая в 1992 г. Всемирная ассоциация психоанализа (Association mondiale de psychanalyse).
Наследие Лакана представлено его диссертацией 1932 г., ставшей, по сути, единственной написанной им книгой, и сборником статей «Écrits», изданным в 1966 г. и неожиданно ставшим бестселлером. В 2001 г. вышел ещё один сборник – «Autres Écrits», куда вошли не вошедшие в предыдущее издание тексты Лакана (Lacan. 2001). Основной источник информации об идеях Лакана – тексты его семинаров, которые начали издаваться с 1973 г. c семинара 1964 г. «Четыре основные понятия психоанализа» (русское издание: Лакан. 2004).
Лакан был женат дважды. В 1934 г. он женился на Мари-Луиз Блондин, от которой у него было трое детей. В 1953 г. женился второй раз – на Сильвии Батай, бывшей жене Ж. Батая. В 1941 г. Сильвия Батай родила ему дочь Жюдит.
Основные идеи
В творчестве Лакана можно условно выделить три периода (обоснование такого выделения см. Julien. 1996). Первый период – ранний (с 1936 по 1949). Это период, когда Лакан развивает свои идеи, касающиеся стадии зеркала, и в основном концентрируется на воображаемом. Второй период – средний (с 1949 по 1960-е гг.). В это время Лакан начинает увлекаться символическим, его занимает тема структурной лингвистики, языка. Понятие «означающего» становится для него ключевым. Наконец, третий период – поздний (с 1960-х гг. по 1981). В этот период Лакан начинает обращать всё больше внимания на то, что находится как бы по ту сторону символического; для него на первый план выходит реальное (см. Воображаемое, символическое и реальное).
Лейтмотив мышления Лакана – взаимоотношения субъекта с Другим. Это многомерный сюжет, который раскрывался Лаканом слой за слоем.
На раннем этапе Лакан развивает свою концепцию стадии зеркала – особого этапа в жизни ребёнка, когда он узнает себя во внешнем образе: своём собственном зеркальном отражении или в образе похожего на него сверстника. Этот образ другого, взятый извне (например, из зеркала) и подкреплённый одобрением взрослой фигуры, помещается внутрь и становится фундаментом, на котором возникает собственное Я ребёнка. Отсюда мысль Лакана, что «Я – это другой».
На этапе увлечения структурализмом Лакан размышляет о Другом в смысле языка, символической системы, которая опутывает субъекта цепями означающих. Эта погруженность в Другого, с одной стороны, порабощает субъекта, а с другой – даёт ему идентичность, «прописку» в символической системе. Лакан переосмысляет бессознательное в русле структурной лингвистики, говоря о том, что бессознательное структурировано как язык, т. е. бессознательное работает по тем же принципам, что и язык.
На позднем этапе Лакан выходит на тему реального – того, что оказывается по ту сторону символического, что не вмещается в ту символическую систему, в сетях которой находится субъект. Реальное противопоставляется реальности, т. к. последняя в случае человека носит именно символический характер. В этот момент Лакан выходит за пределы структурализма – по этой причине считать его структуралистом не совсем правильно.
Отношения с Другим, по Лакану, амбивалентны. Близость к Другому – источник тревоги, опасности, от которой необходимо защищаться. Так, материнский Другой – это источник jouissance, т. е. чрезмерного, невыносимого наслаждения. От этого jouissance необходимо защищаться – здесь принципиально появление третьего, т. е. фигуры Отца, отделяющей субъекта от материнского Другого. Появление третьего – Имени-Отца, отцовской функции – суть лакановского понимания Эдипова комплекса. Здесь же ключ к пониманию лакановской диагностики: Лакан выделял три базовые клинические структуры – психотическую, первертную и невротическую, формирование которых зависит от степени успешности реализации отцовской функции в структуре субъекта.
Для Лакана характерно небиологическое и даже сверхбиологическое представление о человеке. Это ярко проявляется в его понимании влечения. Влечение Лакан противопоставлял биологическим потребностям, нужде. Биологические потребности могут быть удовлетворены – возможно найти объект, который удовлетворит потребность, нужду. Влечение удовлетворено быть не может, влечение, как и желание, безобъектно, оно просто «влечётся», для него характерно вечное кружение вокруг невозможного, недостижимого объекта.
Для Лакана было характерно стремление к формализации собственных идей. Это проявилось, в частности, в интересе к кибернетике, топологии, созданию собственного алгебраического языка.
Критика
Лакан подвергался постоянной критике – причём с самых разных сторон. Психоаналитики критиковали Лакана за его клиническую работу – прежде всего за эксперименты с кадром, варьирование времени сессии. Лакана критиковали также за чрезмерное влияние, оказываемое им на учеников, обвиняли в том, что с ними он ведёт себя как гуру. Основной теоретический момент несогласия с Лаканом – игнорирование последним значимости аффекта (наверное, единственное исключение – это тревога) и уделение основного внимания означающим и игре с ними.
В рамках феминистской философии Лакана критиковали за фаллоцентризм (Ю. Кристева, Л. Иригаре), однако при этом он оказал большое влияние на развитие французского феминизма и переосмысление в рамках него фрейдистского наследия.
Отдельная линия критики – обвинения Лакана в претенциозности и бессмысленности его работ. Основание для этой критики – очень путаная и эзотерическая манера письма. Самый известный пример подобной критики – работа «Интеллектуальные уловки» А. Сокала и Ж. Брикмона (1997, русское издание: Сокал. 2002).
Влияние и рецепция
Как писал Ж. Дяткин, наследие Лакана «совмещает практику, повсеместно считающуюся неприемлемой, причём даже теми, кто сохраняет ему лояльность, с теорией, которая внесла колоссальный вклад в анализ в целом, причём это касается даже тех, кто настроен против него сильнее всего» (Diatkine. 2007. P. 643).
Многие ученики Лакана оставили заметный след в истории психоанализа – например, Ж. Лапланш и Ж.-Б. Понталис, авторы самого известного психоаналитического словаря (1967, русское издание: Лапланш. 2010), или Д. Видлёшер (Daniel Widlöcher), президент МПА в 2001–2005 гг.
Через семинар Лакана прошли многие выдающиеся французские интеллектуалы, в том числе психоаналитик А. Грин и философ А. Бадью, в творчестве которых заметны лакановские мотивы.
Несмотря на то что Лакан никогда особенно не интересовался политикой, его теория заметно повлияла на политическую теорию и философию (Stavrakakis. 1999). Этому сильно способствовал Л. Альтюссер. В данный момент существуют разные политические прочтения Лакана – консервативные, либеральные, левые и т. д. Один из самых известных современных политических философов С. Жижек опирается на идеи Лакана и активно использует их в своих работах. Через Жижека взгляды Лакана оказали сильное влияние на эссекскую школу дискурс-анализа (Э. Лаклау, Ш. Муфф).
Идеи Лакана оказали влияние на исследования кино (Т. Макгован), литературную теорию, многие другие дисциплины и направления.
Несмотря на то что для его подхода характерно подчёркивание небиологической и даже сверхбиологической природы человеческого влечения и желания, в последнее время предпринимаются попытки вписать идеи Лакана в контекст нейроисследований – в частности, в рамках нейропсихоанализа.
Среди самих лаканистов идут теоретические дискуссии, развивающие наследие Лакана, – вокруг концепции «ординарного психоза» (термин введён Ж.-А. Миллером для обозначения психоза, протекающего бессимптомно; Миллер, в свою очередь, опирался на размышления позднего Лакана в связи, например, с творчеством Дж. Джойса), вокруг необходимости выделения ещё одной психической структуры – «пограничной» – помимо трёх стандартных (психотической, первертной, невротической) в рамках ортодоксального лаканизма, и др.
Лакан в России
Еще при жизни Лакан испытывал интерес к СССР. В 1960-х гг., после полета Ю. Гагарина в космос, Лакан считал, что его идеи могут найти отклик в Советском Союзе, – страна с самой передовой наукой вполне может заинтересоваться самой передовой версией психоанализа. Он пытался выйти на А. Н. Леонтьева, декана факультета психологии МГУ, однако общего языка они не нашли.
В 1979 г. в Тбилиси прошел международный конгресс, посвященный бессознательному, в котором приняли участие многие французские психоаналитики, в том числе последователи Лакана (например, Э. Рудинеско, С. Леклер). Сам Лакан также получил приглашение, однако приехать отказался (Мазин. 2018. С. 56). В то время в СССР уже были специалисты по Лакану – Н. С. Автономова (1973), Л. И. Филиппов.
После распада СССР работы Лакана, а также его семинары (в редакции Ж.-А. Миллера) начинают активно переводиться на русский язык и издаваться в России. Российские психоаналитики лакановской ориентации поддерживают отношения с международными структурами – прежде всего с теми, которые связаны с Ж.-А. Миллером. На русском языке выходят или выходили несколько психоаналитических журналов – «Лаканалия», «Международный психоаналитический журнал» и др.