Поддьяков Николай Николаевич
Поддья́ков Никола́й Никола́евич (4.10.1929, Томск – 8.1.2021, Москва), советский и российский психолог, специалист в области психического развития детей дошкольного возраста. Академик Академии педагогических наук СССР (1990) и Российской академии образования.
Родился в семье служащих, мать – химик, отец – металлург (фигурирует в качестве персонажа разных произведений писателя А. П. Казанцева, с которым дружил, как инженер и шахматист). В связи с родом деятельности отца семья первые годы часто переезжала по стране, с 1944 г. жила в Москве. Поддьяков хорошо рисовал и в старших классах школы в качестве варианта жизненного пути рассматривал профессиональное обучение в этой области, но выбрал психологию.
В 1948 г. поступил на отделение психологии философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (однокурсники – Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, Т. Н. Ушакова) и окончил его в 1953 г. Защитил дипломную работу под руководством А. Н. Леонтьева. В 1957 г. окончил аспирантуру НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук РСФСР (ныне Психологический институт РАО), где под руководством А. В. Запорожца работал над кандидатской диссертацией «Особенности ориентировочной деятельности у дошкольников при формировании и автоматизации практических действий» (защищена в 1960). В 1974 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Развитие допонятийных форм мышления в дошкольном детстве». Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1978).
С 1957 г. работал в НИИ общей и педагогической психологии лаборантом, а в 1960 г. перешел в Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания, где до 1965 г. был младшим научным сотрудником, с 1965 г. по 1981 г. – заведующим лабораторией умственного воспитания, с 1981 по 1992 г. – директором, сменив на этом посту своего учителя А. В. Запорожца после его смерти. После того, как В. В. Давыдов был исключён из КПСС и уволен с поста директора НИИ общей и педагогической психологии (1983), предложил ему свою должность заведующего лабораторией умственного воспитания, которую занимал наряду с постом директора, В. В. Давыдов принял предложение. В 1992–2012 гг. Поддьяков работал в НИИ дошкольного образования имени А. В. Запорожца.
Поддьяков впервые выделил и исследовал следующие закономерности психического развития ребёнка: взаимосвязь и взаимодействие основных форм мышления дошкольников (наглядно-образное, наглядно-действенное, понятийное) как основы их умственного развития, доминирование процессов интеграции над процессами дифференциации как основы целостности детской психики, оптимальное соотношение процессов саморазвития и развития как основы гармонии детской психики. Выделил и стал изучать общую способность детей дошкольного возраста – способность самостоятельно строить всё более сложные иерархические структуры собственной деятельности (внешней и внутренней). Показал, что данная способность выступает основой саморазвития детей и проявляется в процессе построения любой детской деятельности.
Поддьяков разрабатывал оригинальную теорию психического развития в детском возрасте. Источником развития и саморазвития детской психики в ней выступает противоречие между знаниями ясными, отчётливыми, приобретающими статичность, и знаниями неясными, неопределёнными, динамичными. По Поддьякову, для умственного развития важно единство двух противоречивых тенденций. С одной стороны, это постоянный рост неопределённости основных психических образований, с другой – непрерывное преодоление этой неопределённости с помощью всё более совершенных средств и способов познавательной деятельности. При этом важнейшим условием саморазвития детского мышления является такое преодоление неопределённости в одних зонах когнитивной сферы, которое сопровождается возрастанием неопределённости в других её зонах. Соответственно, одно из основных требований к разработке познавательных средств в обучении, по Поддьякову, состоит в создании именно таких условий. Это создает «развивающуюся интригу обучения»: удовлетворение полученными новыми знаниями в конце очередного занятия сочетается у ребёнка со страстным нетерпением узнать, что же будет на следующем занятии.
Предложил систему принципов, на которых должны строиться программы воспитания и обучения дошкольников: принцип единства и оптимального соотношения процессов развития, детерминированных действиями взрослого, и процессов саморазвития, обусловленных собственной активностью ребёнка; принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития дошкольников; принцип противоречивости учебного содержания; принцип «развивающейся интриги»; принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания детей. Реализация этих принципов способствует формированию эвристической структуры опыта ребёнка, которая благоприятствует самостоятельному поиску и выделению в окружающей действительности проблемных ситуаций и задач.
Много внимания Поддьяков уделил изучению основных закономерностей становления и развития важнейшей деятельности ребёнка – детского экспериментирования. Следует особо подчеркнуть богатство диагностических и обучающих методик, разработанных Поддьяковым. Он сам изобретал и конструировал объекты, предназначенные для того, чтобы дети экспериментировали с ними. Цель этих психолого-педагогических экспериментов – побуждение ребёнка к самостоятельной познавательной деятельности с новыми и сложными для него объектами, содержащими такие скрытые связи и закономерности, анализ и обобщение которых позволяют ему совершить шаг в своем познавательном развитии. Моделируемая в таком диагностическом или обучающем эксперименте деятельность – это познание человеком бесконечно разнообразного и никогда до конца не познаваемого мира с неожиданными превращениями, казалось бы, достигнутого полного и ясного знания в новые неясные знания и постоянным изменением этого «неясного горизонта знаний» (Поддьяков. 1977. С. 27). В настоящее время такого типа психологические эксперименты с использованием специально созданных интерактивных исследовательских объектов являются важным направлением изучения познавательного развития детей (Poddiakov. 2018; Поддьяков. 2019). На основе результатов этих исследований во всё более массовом масштабе разрабатываются игрушки, предназначенные для стимулирования исследовательского поведения и мышления ребёнка.
Значительное внимание Поддьяков уделял социальному экспериментированию детей. Он рассматривал это экспериментирование как способ познания дошкольником внутреннего мира других людей, а также своего собственного внутреннего мира, как способ, который позволяет ребёнку осознанно или неосознанно «опробовать» на взрослых или сверстниках различные формы своего поведения.
В качестве одного из важнейших качеств личности дошкольника выделял и исследовал игровую позицию, игровое отношение к жизни.
Всего опубликовал более 150 работ, некоторые из которых переведены на английский, испанский, немецкий, польский, японский языки, избранные фрагменты входят в отечественные хрестоматии по психологии для студентов университетов.