Гальперин Пётр Яковлевич
Гальпе́рин Пётр Я́ковлевич [19.9(2.10).1902, Тамбов – 25.3.1988, Москва], советский психолог, автор общепсихологической концепции ориентировочной функции психики, ориентировочной деятельности как предмета психологии; создатель теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий, метода поэтапного формирования. Разрабатывал вопросы эволюции человеческой психики, соотношения биологического (органического) и социального в развитии человека, видов и форм психической деятельности, интериоризации, соотношения обучения и умственного развития, языкового сознания, формирования внимания и др. Создатель новой научной школы в психологии. Заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Кандидат медицинских наук (1938), доктор педагогических наук (по психологии) (1966), профессор (1967), заведующий кафедрой детской психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (1970–1983).
Детские и юношеские годы
Родился в семье уездного врача Якова Абрамовича Гальперина, который впоследствии стал известным нейрохирургом и оториноларингологом. В 1911 г. семья переехала в Харьков, где отец преподавал в Медицинском институте и с 1930 г. стал профессором кафедры уха, горла, носа; умер в 1937 г. (по другим данным, в 1938). По воспоминаниям дочери, П. Я. Гальперин всю жизнь старался подражать отцу и годами вырабатывал привычку сдерживать себя и идти на компромиссы. Мать – Софья Моисеевна Гальперина (урождённая Маргулис), домохозяйка, умерла в 1917 г. В семье было 3 детей: Пётр (1902), Теодор (1904) и Полина (1908). Пришедшая в дом мачеха Анна Ивановна, сотрудница Я. А. Гальперина, относилась к детям как к родным, своих детей не имела.
П. Я. Гальперин посещал в Харькове классическую гимназию Общества трудящихся женщин, в которой практиковалось совместное обучение мальчиков и девочек. В одном классе с Гальпериным училась Тамара Израилевна Меерзон, ставшая впоследствии его женой. Ей он посвятил свою единственную изданную при жизни монографию «Введение в психологию». В гимназии действовали кружки для изучения общественных наук. Гальперин посещал философский кружок, которым руководил профессор Б. Г. Столпнер – переводчик на русский язык трудов Г. В. Ф. Гегеля.
В юности Гальперин читал книги по философии и психологии, которые имелись в библиотеке отца. Уже тогда у него возник интерес к проблеме метода объективного исследования мышления. В связи с этим им позднее было проведено исследование оптических иллюзий, по результатам которого была опубликована статья в немецком психологическом журнале Zeitschrift für Psychologie (Galperin. 1931; рус. пер. 2012).
Образование и врачебная практика. Начало исследований в области психологии
В 1921–1926 гг. обучался в Харьковском медицинском институте (ныне Харьковский национальный медицинский университет). В 1926 г. окончил лечебный факультет по специальности «психоневрология». В 1924 г., будучи студентом, начал научную работу при кафедре нервных болезней. Под влиянием профессора К. И. Платонова, использовавшего гипноз для лечения неврозов и вместо анестезии при операциях, Гальперин изучал влияние гипноза на пищеварительный лейкоцитоз (колебание количества лейкоцитов в крови как реакция на введённую пищу). Результаты исследования легли в основу первой научной публикации Гальперина (в соавторстве с П. П. Истоминым, 1926). В исследовании было показано, что внушение в гипнозе чувства голода вызывает повышение количества белых кровяных телец, внушение отсутствия аппетита – понижение их количества (Истомин. 1926. С. 168).
По окончании института, в 1926 г. Гальперин занялся медицинской практикой в вечерней амбулаторной клинике и лечебном центре для наркоманов. Он выдвинул гипотезу, согласно которой в основе наркомании лежит нарушение обмена веществ, перевёл с немецкого языка книгу «Лечение наркоманий» и написал к ней предисловие «Амбулаторное лечение алкоголизма», посвящённое описанию органического аспекта наркомании (Гальперин. 1930).
В 1928 г. Гальперина пригласили на работу в психоневрологическую лабораторию, которая так же, как и амбулаторная клиника и лечебный центр для наркоманов, была частью Украинского психоневрологического института в Харькове. В 1932 г. в результате слияния этого института с Украинским институтом клинической психиатрии и социальной психогигиены и создания ряда новых институтов возникла Украинская психоневрологическая академия (ныне Украинский НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии). Примерно в то же время в Украинском психоневрологическом институте (в 1932–1937 академии) было организовано отделение психологии, руководителем которого стал А. Н. Леонтьев, а Гальперин возглавил отдел общей теории психологии. В 1934 г. он характеризовал задачи отдела как связанные с проблемой «определения предмета психологии», вопросом о соотношении «предмета психологии и физиологии» (Гальперин. 1934. С. 35). Вокруг Леонтьева начали группироваться харьковские психологи, аспиранты пединститута и НИИ педагогики – так возникла Харьковская психологическая школа, в которую вошёл и Гальперин. В этой школе «не было рядовых учеников. Роли в этом коллективе были различными. Признанным лидером был А. Н. Леонтьев, совестью – А. В. Запорожец, гением – А. Р. Лурия, мужественным научным темпераментом, щедро разбрасывающим свои идеи – Д. Б. Эльконин. Учителем же всегда был П. Я. Гальперин» (Зинченко. 1993. С. 90).
В 1934–1936 гг. Гальперин был доцентом Харьковского педагогического института. В 1936 г., по воспоминаниям Гальперина, кафедра психологии была значительно сокращена и ему пришлось перейти в психиатрическую клинику на кафедру хронических болезней. С середины 1936 г. и до начала Великой Отечественной войны он занимался в основном психиатрией.
В 1930-е гг. Гальперин много преподавал. В автобиографии (Личное дело...) он писал, что педагогический стаж его официально отсчитывается с января 1933 г., когда он начал читать курсы диалектического и исторического материализма в Институте кадров психоневрологической академии. Позднее он читал лекции по истории психологии в педагогическом институте. В 1938 г. Гальперин вёл курс общей психологии на факультете иностранных языков и физико-математическом факультете Кременчугского учительского института (ныне Кременчугский национальный университет имени Михаила Остроградского). С 1939 до августа 1941 гг. он исполнял обязанности заведующего кафедрой педагогики в Сталинском государственном педагогическом институте (ныне Донецкий государственный педагогический университет).
В середине 1930-х гг. Гальперин работал над кандидатской диссертацией о различии орудий, используемых человеком, и вспомогательных средств у животных, и защитил её 9 декабря 1936 г. перед медицинским научным советом Психоневрологической академии. Кандидатская диссертация была выполнена в рамках изучения действия – главного предмета исследований Харьковской школы (Зинченко. 2021. С. 43). Основные исследования проводились на детях.
Сохранившийся в архиве Гальперина вариант диссертации имеет название «Различие между орудиями человека и вспомогательными средствами животных (экспериментально-психологическое исследование). Харьков, 1936 год»; объём работы – 87 печатных страниц с иллюстрациями; сокращённый – под названием «Психологическое различие орудий человека и вспомогательных средств у животного и его значение» опубликован в сборнике трудов Гальперина (Гальперин. 1998. С. 37–93).
В диссертации описано экспериментальное исследование, основными задачами которого были различение ручных и орудийных операций и выяснение последовательности и причин развития и смены операций. Использование тех или иных предметов животными, отмечает Гальперин, делает честь их умственным способностям и свидетельствует о том, что поведение животных обнаруживает разум. «Но это разум ручных операций, он не считается с фиксированным в предметах их общественным употреблением, он подчиняет вещи логике ручного действия. Это – инстинктивный разум… который ограничивается усмотрением возможности простого удлинения руки» (Гальперин. 1998. С. 56). Замена ручных операций орудийными ведёт к переходу мышления с пути его биологического развития, ограниченного непосредственным отношением к природе, на путь развития общественного, опосредованного трудом и речью (Гальперин. 1998. С. 93).
Учёная степень кандидата медицинских наук была присуждена ВАК (Высшей аттестационной комиссией) лишь в 1938 г., т. к. выбранный автором предмет исследования был далёк от медицины. В 1940 г. Гальперин был утверждён в учёном звании доцента кафедры педагогики.
Военные годы. Исследования по восстановлению движений
Во время войны Харьковский (Украинский) психоневрологический институт был превращён в психоневрологический госпиталь и эвакуирован в Тюмень. Гальперин работал ординатором нейрохирургического отделения этого госпиталя с сентября 1941 до февраля 1943 гг.
В конце февраля 1943 г. Гальперин переехал в посёлок Коуровка Свердловской области, где А. Н. Леонтьевым на базе МГУ имени М. В. Ломоносова был создан реабилитационный центр по восстановлению движений после ранений. С марта 1943 г. Гальперин занимал должность начальника медицинской части восстановительного госпиталя. С этого времени и до последних дней жизни он оставался сотрудником Московского университета. Его первое научное исследование в университете было посвящено психологическим проблемам восстановления двигательных функций после ранения. В октябре 1943 г. Гальперин как доцент кафедры психологии МГУ переехал в Москву.
14–16 февраля 1943 г. в Тюмени прошла совместная 11-я сессия Украинского психоневрологического института и 2-я конференция нейрохирургов, невропатологов и психиатров Уральского военного округа, посвящённая 25-летию Красной Армии и Военно-морского флота. Гальперин, представленный как сотрудник Украинского психоневрологического института, выступил на заседании «Травмы периферической нервной системы» с докладом «Опыт построения системы осмысленных движений в лечебной физкультуре» (XI научная…). Он отметил, что движения поражённой конечности, направленные на предметную цель, гораздо эффективнее, чем движения, выполняемые без всякой цели. В соответствии с этим была разработана новая методика восстановления движений, оказавшаяся эффективной.
В июне 1944 г. кафедрой психологии МГУ совместно с Институтом психологии АПН (ныне Психологический институт РАО) и клиникой нервных болезней Всесоюзного института экспериментальной медицины была проведена конференция, посвящённая психофизиологическим проблемам восстановления функций (двигательных, сенсорных, речевых) после военной травмы. Гальперин в совместном с Т. О. Гиневской докладе «Зависимость объёма движения от психологического характера задачи» сообщил, что имеет место «резкое и неожиданное повышение продуктивности движения, переход через границы, казавшиеся непреодолимыми, благодаря изменению психологического строя задания» (Гальперин. 1947. С. 79).
В октябре 1943 г. Гальперин был утверждён в должности доцента кафедры психологии философского факультета МГУ по научно-исследовательской работе без педагогической нагрузки; учёное звание доцента ему было присвоено в 1946 г. В 1947 г. вышел приказ числить Гальперина с педагогической нагрузкой.
Работа в Московском университете: 1950–1970-е гг. Становление теории поэтапного формирования умственных действий
Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий, по свидетельству Гальперина, возникла в конце 1940 – начале 1950-х гг. как «общее теоретическое решение практической задачи, которой учат во всех школах: сформировать умение выполнять в уме арифметические и грамматические действия, исторический и эстетический анализ и т. д.» (Гальперин. 1992. С. 7).
Впервые Гальперин представил свою теорию в июле 1952 г. на состоявшемся в Президиуме АПН РСФСР Всесоюзном совещании по психологии (Совещание по вопросам перестройки психологической науки на основе труда Сталина по вопросам языкознания и в свете решений объединённой сессии АН СССР и АМН СССР). У Гальперина не было запланированного доклада; он выступил в прениях с сообщением о новой линии исследований сотрудников кафедры психологии Московского университета, альтернативной линии Института психологии АПН РСФСР. В заключительном слове А. А. Смирнов и Б. М. Теплов усомнились в продуктивности развиваемых Гальпериным идей, а само выступление Гальперина Теплов квалифицировал как «симптом наличия нездоровых настроений» (Теплов. 1953. С. 270).
Спустя год, в июле 1953 г., Гальперин выступил на совещании по вопросам психологии с докладом «Опыт изучения формирования умственных действий у школьников» (опубликован под названием «Опыт изучения формирования умственных действий») (Гальперин. 1954). Это выступление было первым изложением предлагаемой Гальпериным концепции формирования умственных действий с опорой на проведённые экспериментальные исследования. В 1955 г. Гальперин принимал участие в юбилейной научной сессии, посвящённой 200-летию Московского университета, и в июльском совещании по психологии (Гальперин. 1955). В 1959 г. в Москве проходил 1-й съезд Общества психологов СССР, к которому Гальперин подготовил доклад «Основные типы учения» (Гальперин. Основные… 1959). В 1959 г. в 1-м томе академического издания «Психологическая наука в СССР» была опубликована статья «Развитие исследований по формированию умственных действий» (Гальперин. Развитие… 1959), содержащая изложение основных положений гипотезы (как автор именует свою концепцию) формирования умственных действий с подробным описанием этапов формирования и основных параметров действия. К этому времени под руководством Гальперина уже начались экспериментальные исследования по формированию двигательного навыка письма (Н. С. Пантина), геометрических понятий (Н. Ф. Талызина), понятия числа (В. В. Давыдов), грамматических понятий (А. Н. Дубровина, М. Я. Микулинская), начальных математических понятий (Л. С. Георгиев) и др.
В конце 1950 – начале 1960-х гг. на страницах журнала «Вопросы психологии» вокруг теории поэтапного формирования развернулась дискуссия, в ходе которой Ю. А. Самарин, А. А. Люблинская, Н. А. Менчинская, Е. Н. Кабанова-Меллер высказали по поводу теории свои возражения. В 1960 г. Гальперин ответил оппонентам, отметив, что «различные явления, которые приводятся для опровержения гипотезы, на самом деле служат дальнейшим её подтверждением» (Гальперин. 1960. С. 146).
В 1-й половине 1960-х гг. в рамках теории формирования умственных действий были проведены новые исследования (П. Голу, М. М. Гохлернер, А. Н. Ждан, Л. Ф. Обухова, В. В. Репкин и др.). В 1962 г. Гальперин возглавил работу созданной при МГУ межкафедральной группы по разработке вопросов программированного обучения (впоследствии Лаборатория программированного обучения).
В 1963 г. Гальперин принял участие во 2-м съезде Общества психологов СССР с докладом «Экспериментальное формирование внимания» (совместно с А. Н. Ждан) (Гальперин. 1963), в 1964 г. – в 15-м Международном конгрессе по прикладной психологии (Югославия, в составе делегации).
В 1965 г. ВАК по ходатайству учёного совета философского факультета МГУ дала доценту Гальперину разрешение провести защиту на соискание учёной степени доктора педагогических наук (по психологии) по совокупности опубликованных работ, объединённых темой «Формирование умственных действий и понятий» (Личный архив). Защита состоялась 28 мая 1965 г. В своём выступлении Гальперин остановился на 3 вопросах: о психологической структуре человеческого действия, о собственно психологических механизмах и законах, об основном методе психологического исследования. Внешний отзыв на опубликованные Гальпериным работы был подготовлен кафедрой психологии Ленинградского государственного университета имени А. А. Жданова (ныне СПбГУ) и подписан заведующим кафедрой Б. Г. Ананьевым. На защите выступили официальные оппоненты, Б. М. Теплов и А. А. Смирнов, был заслушан отзыв Г. С. Костюка. Все выступающие подчеркнули вклад Гальперина в разработку как общепсихологических проблем, так и проблем психологии учения. В ходе тайного голосования из 16 присутствовавших на заседании членов учёного совета «за» проголосовали 12, «против» – 3, один бюллетень оказался недействительным. Учёная степень доктора педагогических наук (по психологии) была присуждена Гальперину решением ВАК от 22 января 1966 г.
После образования в 1966 г. факультета психологии МГУ Гальперин получил должность доцента кафедры общей и прикладной психологии, в феврале 1967 г. переведён на должность профессора той же кафедры, 12 июля 1967 г. решением ВАК утверждён в учёном звании профессора. В 1967 г. возглавил Лабораторию онтогенетического развития (как указано в личном деле, по другим источникам – генетической психологии).
В 1966 г. в Москве проходил 18-й Международный психологический конгресс, на котором Гальперин выступил с докладом «Метод, факты и теории в психологии формирования умственных действий и понятий» (Гальперин. 1966), а также совместно с Ж. Пиаже и Б. Инельдер был организатором 24-го симпозиума «Психология формирования понятий и умственных действий» (председатель Дж. Брунер). На этом симпозиуме состоялась единственная очная дискуссия между Пиаже и Гальпериным.
В 1968 г. на 3-м съезде Общества психологов СССР в Киеве Гальперин выступил с докладом «К характеристике III типа учения» (Гальперин. 1968). На 19-й Международный психологический конгресс (Лондон, 1969) Гальперин приехал с докладом «Обучение и умственное развитие (от 5 до 8 лет)». Доклад на эту же тему был подготовлен им к 4-му Всесоюзному съезду советских психологов в Тбилиси (Гальперин. 1969). В ноябре 1970 г. в Харькове по инициативе Общества психологов СССР прошёл 1-й Всесоюзный симпозиум по психологии памяти «Психологические механизмы памяти и её закономерности в процессе обучения», где Гальперин в докладе «Краткие замечания о произвольной и непроизвольной памяти» (Гальперин. 1970) вслед за П. И. Зинченко, которому посвятил выступление, обратил внимание на значимую роль непроизвольного запоминания в жизни и обучении.
В автобиографии 1971 г. (Личное дело) в разделе «главная область работы» Гальперин указал: «общая психология и экспериментальное формирование психических функций» (Личное дело П. Я. Гальперина. С. 63–64). В 1975 г. решением учёного совета факультета психологии МГУ цикл исследований по формированию умственных действий под руководством Гальперина был выдвинут на Ломоносовскую премию.
С сентября 1970 г. (сначала исполнял обязанности, в 1971 избран заведующим кафедрой по конкурсу) и до сентября 1983 г. Гальперин – заведующий вновь созданной кафедрой детской психологии (позднее – кафедра возрастной психологии).
В 1960–1970-е гг. гипотеза об образовании умственных действий превратилась в развитую теорию происхождения конкретных психических процессов и явлений, подтверждённую многочисленными экспериментальными исследованиями последователей и учеников Гальперина (Л. И. Айдарова, Г. А. Буткин, М. Б. Волович, И. А. Володарская, Л. С. Георгиев, П. Голу, М. М. Гохлернер, А. Н. Ждан, О. Я. Кабанова, С. Л. Кабыльницкая, И. П. Калошина, А. Ф. Карпова, С. Н. Карпова, Г. И. Лернер, В. И. Лефевр, Н. Н. Нечаев, Л. Ф. Обухова, Н. С. Пантина, А. И. Подольский, З. А. Решетова, Н. Г. Салмина, Н. Н. Сачко, В. П. Сохина, Н. Ф. Талызина, Х. М. Тёпленькая и др.).
«Введение в психологию»
Главный труд Гальперина – монография «Введение в психологию» – увидел свет в 1976 г. В книге изложена общепсихологическая концепция Гальперина: психология рассматривается как «наука, которая изучает формирование, строение и динамику ориентировочной деятельности, от которых непосредственно зависит её основное качество. Она есть главная наука об ориентировочной деятельности» (Гальперин. 1976. С. 100). Рецензия на книгу, написанная Е. А. Климовым, была опубликована в журнале «Вопросы психологии» (Климов. 1976). Книга вошла в состав сборника психологических трудов Гальперина (1998) и в последующие годы неоднократно переиздавалась.
А. А. Леонтьев и Д. А. Леонтьев сообщают о том, что после публикации «Введения…» между А. Н. Леонтьевым и Гальпериным состоялся обстоятельный нелицеприятный разговор, т. к. книга вызывала у Леонтьева массу критических замечаний. Постраничные замечания Леонтьева к книге вошли в сборник «Философия психологии» (Леонтьев. Заметки… 1994). Как отмечают А. А. Леонтьев и Д. А. Леонтьев в комментариях к этому изданию: «Теория поэтапного формирования П. Я. Гальперина, опираясь в ряде существенных положений на деятельностный подход А. Н. Леонтьева, по сути представляла собой его редуцированный вариант, доказавший свою практическую эффективность в ряде прикладных областей, однако вряд ли подходящий для выполнения роли общепсихологической теории» (Леонтьев. Комментарии. 1994. С. 285).
Работа в Московском университете: 1970–1980-е гг.
В 1976 г. отмечался 80-летний юбилей Л. С. Выготского, по случаю которого с лекциями выступили ведущие советские психологи. 9 декабря 1976 г. Гальперин сделал доклад «Значение Л. С. Выготского для нас сегодня», а в 1981 г. на Всесоюзной конференции «Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология» – доклад «Идеи Л. С. Выготского и задачи психологии сегодня». Главной из этих задач, с точки зрения Гальперина, является «…понимание того, что… на самом деле есть то, что называется психической деятельностью и что составляет в ней предмет психологии» (Гальперин. 1981. С. 50). Гальперин считал Выготского гением, «лучом света в неразберихе психологического кризиса» (Гальперин. 1981. С. 46), полагал, что «идеи Выготского и составляют начало новой, неклассической психологии» (Гальперин. 1981. С. 50).
На 5-м Всесоюзном съезде Общества психологов СССР Гальперин представил доклад «Проблема деятельности в советской психологии» (Гальперин. 1977).
С 1977 г. член редколлегии вновь созданного журнала «Вестник Московского университета. Психология. Серия ХIV» (ныне «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология») (инициатор и главный редактор журнала А. Н. Леонтьев).
Во время работы в Московском университете Гальперин преподавал психологию студентам, аспирантам, слушателям факультета повышения квалификации. С начала 1950-х и до начала 1980-х гг. он читал курс общей психологии будущим философам – не одно поколение психологов с удовольствием посещало эти лекции. В 1970/1971 учебном году Гальперин читал курс общей психологии для студентов-психологов. С середины 1950-х гг. читал годовой курс истории психологии, который в 1968/1969 учебном году передал А. Н. Ждан. Для студентов и аспирантов факультета психологии Гальперин подготовил спецкурс «Формирование познавательных процессов», но читал его не каждый год.
В 1979 г. по случаю 75-летия Гальперина МГУ представил его к присвоению звания заслуженного деятеля науки РСФСР.
К 6-му Всесоюзному съезду Общества психологов СССР Гальперин подготовил доклад «Формирование познавательных процессов», в котором подвёл итог своим многолетним исследованиям (Гальперин. 1983).
В течение многих лет Гальперин готовил к изданию работу, посвящённую проблеме соотношения обучения и умственного развития; она увидела свет лишь в 1985 г. (Гальперин. 1985). Это последняя прижизненная публикация Гальперина, не считая небольшого интервью журналу «Вопросы психологии» в 1987 г. по случаю своего 85-летия (Гальперин. 1987).
Гальперин подготовил к изданию монографию «Общие основы психологии», состоящую из 2 частей: 1-я представляла собой изложение общепсихологической теории, 2-я была посвящена вопросам формирования познавательных процессов. На титульном листе рукописи указано: издательство «Высшая школа», 1985 г. В 2023 г. книга всё ещё не была напечатана.
Гальперин умер на 86-м году жизни, спустя полгода умерла его жена, Тамара Израилевна Меерзон. Похоронены рядом, на Востряковском кладбище (Москва).
Признание
В 1998 г. премия Президента РФ в области образования за 1997 г. присуждена П. Я. Гальперину (посмертно), Н. Ф. Талызиной, Л. И. Айдаровой, И. А. Володарской, И. И. Ильясову, Л. Ф. Обуховой, А. И. Подольскому, З. А. Решетовой, Н. Г. Салминой, Н. Н. Нечаеву за создание психолого-педагогического комплекса «Теория и практика формирования умственной деятельности».
П. Я. Гальперин награждён медалью «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне, 1941–1945 гг.» (1966), медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1970).
В 2002 г. на факультете психологии МГУ была проведена Международная научная конференция, посвящённая 100-летию со дня рождения П. Я. Гальперина. В конференции участвовали не только ученики и последователи Гальперина из разных регионов России, но и зарубежные коллеги. Конференция положила начало последующим научным встречам психологов, которые были приурочены к 110-летию, 115-летию, 120-летию Гальперина.
В 2008 г. в Московском городском психолого-педагогическом университете по инициативе Л. Ф. Обуховой была открыта аудитория имени П. Я. Гальперина. В год 110-летия Гальперина (2012) и на факультете психологии МГУ появилась аудитория его имени; на памятной доске написано: «Аудитория имени Петра Яковлевича Гальперина (1902–1988), выдающего отечественного психолога, профессора Московского университета».