Задача (в психологии мышления)
Зада́ча (мыслительная задача), устойчиво выделяемый наряду с проблемами вид проблемных ситуаций. Обычно понимается как цель, поставленная в определённых условиях, препятствующих её непосредственному достижению (Леонтьев. 1965; Петухов. 1987). Задача представляет собой форму неопределённости – неизвестность средств достижения поставленной цели, с которой в тех или иных ситуациях (учебных, профессиональных, бытовых и др.) сталкивается человеческое мышление. Решение задач – одна из основных форм мышления в самых разных сферах деятельности. Задача – базовое понятие психологии мышления, входящее в одно из наиболее распространённых психологических определений мышления как процесса решения задач.
Происхождение понятия
В научный обиход понятие задачи ввели вюрцбургские психологи Н. Ах, Г. Уатт, К. Бюлер. С его помощью они описывали протекание мыслительных процессов после постановки перед решателем вопроса или задачи. В отличие от потенциально хаотического ассоциативного процесса в этих случаях наблюдалось направленное и осмысленное движение к цели (решению или ответу). Такой феномен перечисленными авторами был назван детерминирующей тенденцией – особой формой мышления, обладающей направленностью и избирательностью, которая возникает в ответ на постановку перед решателем задачи.
Содержание понятия
Существует, по крайней мере, три различных подхода к пониманию того, что такое задача. В соответствии с первым задача – цель, поставленная перед человеком; в соответствии со вторым – ситуация, которая состоит из цели и условий, в которых она должна быть достигнута; в соответствии с третьим задача – это словесная формулировка (знаковая модель) проблемной ситуации (Балл. 1990). Определение, описанное в этой статье, соответствует второй из перечисленных традиций.
Обычно задаче приписывают ещё несколько свойств. Она может возникать в ходе тех или иных форм целенаправленного поведения, но может быть и предзадана. В этом случае решатель имеет готовую формулировку условий и требований до начала процесса решения. Решение задачи – достижение психологически определённой цели; это делает задачи более простыми для решения, чем проблемы. Процесс решения задачи – поиск необходимых для этого психологических средств (которые изначально отсутствуют) в границах, заданных (или подразумеваемых) условиями. Именно с помощью таких средств и можно достичь цели. Предзаданные задачи обычно характеризуются наличием конвенционального правильного решения (или их множества). Это значит, что существуют или могут быть в явном виде сформулированы критерии оценки правильности ответа. Более того, в некоторых случаях решение может быть заранее известно (такое положение дел типично для учебных ситуаций). Примерами здесь могут служить учебные задания из школьных учебников, различные головоломки и т. д.
Задача обладает двумя структурами: объективной и психологической. Критерий их различения в том, что объективная структура существует независимо от процесса решения, а психологическая (её более современное название репрезентация задачи) – только в его рамках: решатель каким-то образом репрезентирует решаемую задачу. Объективная структура включает в себя условия (то, что дано) и требование (то, что требуется найти; требование обычно формулируется в виде вопроса или указания: выделить, преобразовать, доказать, сравнить, узнать и т. д.). В психологической структуре требованию соответствует цель, а условиям – средства её достижения (Петухов. 1987). Таким образом, процесс решения задачи включает в себя и целеобразование, когда на основе требования и условий возникает цель, и поиски путей её достижения.
Более современные представления об устройстве задачи подчёркивают важность иных, более глубоких её свойств: исходно скрытых возможностей, которые могут стать основой для решения (Спиридонов. 2019). Именно они выступают значимыми частями репрезентации задачи. В качестве подобных возможностей могут выступать и определённые действия самого решателя, которые потенциально могут быть совершены, и неочевидные свойства предметов, входящих в условия задачи, и их взаимоотношения, и фонетические созвучия названий таких предметов, и синонимия или омонимия лексических единиц, использованных в формулировке, и различные синтаксические интерпретации текста задачи, и многое другое. Задача в силу наличия цели побуждает решателя к активности, направленной на выявление этих возможностей, причём не произвольных, а именно тех, которые могут быть обнаружены и использованы в заданных условиях.
Учитывая названные структурные и содержательные особенности задач, многообразие их видов чрезвычайно велико (см. статьи об отдельных видах задач: открытых и закрытых, творческих и репродуктивных, инсайтных, хорошо и плохо определённых).