Коченов Михаил Михайлович
Ко́ченов Михаи́л Миха́йлович (23.12.1935, Москва – 20.7.1999), российский психолог, специалист в области клинической и юридической психологии. Доктор психологических наук (1991), старший советник юстиции (1995), член комиссии по помилованию при Президенте РФ (1992–1999).
Коченов пришёл в психологию не сразу. Окончив Московский городской педагогический институт в 1959 г., он несколько лет проработал в школе учителем русского языка и литературы. В 1966 г. он поступил в аспирантуру факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Под научным руководством Б. В. Зейгарник защитил кандидатскую диссертацию «Нарушения смыслообразования при шизофрении» (1970). С 1968 г. начал работать во Всесоюзном институте по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности при Генеральной прокуратуре СССР (ныне – Университет прокуратуры РФ), куда его пригласил директор академик В. Н. Кудрявцев. Основной темой научных исследований Коченова стали теоретические, методологические и прикладные проблемы юридической психологии. В 1991 г. им была защищена докторская диссертация «Теоретические основы судебно-психологической экспертизы». С 1992 по 1997 гг. Коченов возглавлял Отдел правовой психологии Института при генпрокуратуре.
Коченов начинал как общий и клинический психолог, но в дальнейшем создал комплексную область судебно-экспертной психологической деятельности, во-первых объединяющую достижения отдельных областей психологии – клинической, социальной, возрастной и т. п., а во-вторых являющуюся источником новых теоретических знаний для общей психологии и других разделов психологии.
Коченов – медицинский психолог
Коченов проявил себя как медицинский психолог при патопсихологическом исследовании мотивации при шизофрении и при обосновании производства комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы, в настоящее время – превалирующем виде использования специальных психологических знаний в форме судебной экспертизы.
Результаты диссертационного исследования нарушений смыслообразования при шизофрении обобщены в монографии «Мотивация при шизофрении» (1978), написанной в соавторстве с В. В. Николаевой.
Эта работа является классической в методологическом плане. В ней гармонично сочетается метаанализ клинико-психологической беседы, экспериментальный и герменевтический (ретроспективное психологическое исследование истории жизни) подходы. Коченов выявил следующие особенности мотивационных нарушений у больных шизофренией. В динамике болезни происходит постепенное снижение побудительной силы мотивов и сужение круга реально действующих мотивов (многие «реальные» мотивы переходят в разряд «знаемых», не оказывающих регуляторного влияния на действия больных). Изменения функции смыслообразования носят более разнородный характер и в целом могут быть описаны такими вариантами:
Гиперболизированная «стабилизация» смысловых образований.
Постепенное сужение круга «стабильных» смысловых образований.
Перестройка смысловой иерархии мотивов.
Коченов отмечает, что у всех больных наблюдаются все описанные формы нарушений смыслообразования, но в каждом конкретном случае одна из них выражена наиболее резко.
Другой этап деятельности Коченова как клинического психолога связан с проблемой использования профессиональных знаний в медицинской психологии при производстве судебных экспертиз. Он одним из первых поставил проблему возможности производства комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы. В своей докторской диссертации (1991) он выделил следующие признаки комплексной экспертизы:
Обращение представителей различных областей знаний к исследованию общего объекта.
Наличие пограничных областей между специальными познаниями, используемыми для решения вопросов.
Направленность экспертов на решение общих вопросов.
Использование в процессе исследования и при совместной выработке выводов специальных познаний, относящихся к различным областям.
Применение методов различных наук, включённых в комплексное исследование.
Направленность на решение вопросов, которые невозможно всесторонне и полно решить в рамках специальных знаний, относящихся к одной области, или путём последовательного проведения отдельных экспертиз.
Коченов подчёркивал, что в некоторых случаях только сочетание психиатрического и психологического исследований может обеспечить правильную оценку состояния психики человека, его индивидуальных особенностей и возможностей. При этом совместное психолого-психиатрическое судебно-экспертное исследование наиболее продуктивно в отношении лиц, психическое состояние которых находится на границе между нормой и патологией.
Самим Коченовым глубоко исследованы вопросы комплексной психолого-психиатрической экспертизы в отношении несовершеннолетних обвиняемых с различными видами дизонтогенеза и потерпевших с пограничными психическими расстройствами по половым преступлениям.
Эти разработки относятся ко времени, когда ни в уголовно-процессуальном, ни в гражданском процессуальном законодательстве не содержалось понятия комплексной судебной экспертизы. Жизнь подтвердила продуктивность идей Коченова и его последователей, занимавшихся в то время разработкой проблемы совместного применения психологических и психиатрических знаний при проведении экспертизы. На сегодняшний день производство таких экспертиз регулируется Уголовно-процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами, Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности». Комплексные экспертизы проводятся во всех государственных судебно-психиатрических экспертных учреждениях России.
Коченов – юридический психолог
Основной вклад Коченова в теорию юридической психологии связан с разработкой проблем судебно-психологической экспертизы. Начиная с книги «Судебно-психологическая экспертиза» (1977), им опубликованы работы, предопределившие развитие судебных экспертиз с участием психолога на много десятилетий вперёд. Сейчас этими проблемами занимаются многие учёные, публикуются монографии, пособия, статьи, проводятся исследования, учитывающие изменившееся законодательное поле. Судебно-психологическая и комплексные с нею экспертизы широко внедрены не только в уголовный, но и в гражданский процесс – но так или иначе все они опираются на основополагающие теоретические и методологические разработки Коченова, все они генетически связаны с его идеями.
Основные достижения Коченова в этой области сводятся к разработке теоретических, методологических и организационно-правовых основ судебно-психологической экспертизы; выделению предметных видов экспертизы в уголовном процессе; определению объекта и предмета экспертизы; выделению пределов компетенции судебного эксперта-психолога с её отграничением от компетенции экспертов-психиатров, с одной стороны, и судебно-следственных органов – с другой; разработке проблем комплексных экспертиз с участием психолога (кроме возможностей психолого-психиатрической экспертизы, Коченовым исследованы проблемы психолого-лингвистической, медико-психологической, психолого-педагогической экспертиз). Им и его сотрудниками разработаны следующие предметные виды судебно-психологической экспертизы:
экспертиза способности воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них показания;
экспертиза по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой.
Наряду с проблемой судебно-психологической экспертизы значителен вклад Коченова в такие разделы юридической психологии, как криминальная виктимология, психология допроса, использование следователем психологических знаний в профессиональной деятельности. Широко известны соответствующие методические пособия и рекомендации, написанные Коченовым с его учениками, посвящённые этим проблемам.
Коченов – выдающийся и уникальный психолог. Его труды входят в университетские программы (Коченов много лет читал лекции по юридической психологии и судебно-психологической экспертизе на юридическом и психологическом факультетах МГУ), их используют психологи-практики, следователи и адвокаты. Его работы – основа множества современных психологических исследований и прикладных разработок. В Московском городском психолого-педагогическом университете открыта аудитория имени М. М. Коченова, регулярно проводятся конференции по клинической и юридической психологии – «Коченовские чтения».