Стадии решения мыслительных задач Уолласа
Ста́дии реше́ния мысли́тельных зада́ч Уо́лласа, теория, согласно которой в решении задачи выделяются четыре стадии: подготовка, инкубация, озарение и проверка. Теория была разработана английским политологом и психологом Г. Уолласом в 1926 г. (Wallas. 1926). Его основной целью было описать современные на тот момент методы и способы улучшения процесса мышления. Выделенные стадии в первую очередь характеризуют творческое решение задачи, сопровождающееся появлением новой идеи. В качестве источника своих идей Г. Уоллас использовал описание двух реальных мыслительных процессов:
1) речь Г. Гельмгольца, немецкого физика, описавшего возникновение новой идеи как неожиданный процесс, происходящий без усилий, как вдохновение. На основе данной речи были выделены такие стадии, как подготовка, инкубация и озарение;
2) описание французским математиком А. Пуанкаре процесса математического открытия. В этой работе подчёркивалась важность последующей проверки найденного решения.
Таким образом, Г. Уоллас описал четыре стадии решения мыслительной задачи, которые могут быть применены к любому процессу мышления. Знание стадий должно было помочь читателю приложить сознательные и произвольные усилия для появления новой идеи.
Подготовка
Под подготовкой (preparation) Уоллас понимал и поиск необходимой информации для решения задачи, и начало сознательной работы над ней, т. е. постановку цели. Поиск и усвоение информации подразумевает весь процесс обучения, включая приобретенные ранее знания и навыки, а также общие приемы анализа проблемной ситуации, умение обращать внимание на те или иные её аспекты, формулировать логические суждения. Сознательная работа над задачей предполагает, что решатель в том или ином виде сформулирует для себя цель решения, выделит задачи, которые он хочет решить, и отсеет те, которые в данный момент не требуют решения. Действия решателя на данной стадии являются сознательными и произвольными.
Инкубация
Инкубация (incubation) – это период неосознаваемой и непроизвольной работы над задачей. В этот период решатель может начать сознательно работать над другими задачами либо перейти в режим отдыха, релаксации, во время которого не будет решать ни одну из мыслительных задач. Г. Уоллас предполагал, что инкубация имеет исключительно положительную роль в процессе решения, т. к. за счёт неё можно одновременно решать несколько задач. В настоящее время под инкубацией чаще всего понимается повышение вероятности решения задачи после того, как решатель отложил ее на какой-то период времени, переключившись на выполнение других видов деятельности (Ohlsson. 1992; Kaplan. 1988). Таким образом, инкубация выступает своеобразной стратегией или эвристикой, которую решатель может попробовать применить для решения сложной мыслительной задачи. Но подобная стратегия не гарантирует успеха, поскольку решатель не может контролировать неосознаваемые познавательные процессы, происходящие в этот период.
Озарение
Озарение (illumination) – стадия, во время которой решатель понимает, как решить задачу. Озарение описывается как мгновенное и неожиданное появление новой идеи. При этом Г. Уоллас разделяет внутри озарения два события – это «вспышка» или «щелчок», т. е. непосредственно сам момент неожиданного появления решения в сознании, и предшествующая вспышке цепочка ассоциаций, т. е. пробные и менее удачные варианты решения задачи. Ассоциативная цепочка длится дольше (от нескольких минут до нескольких часов) в сравнении с мгновенной вспышкой. Оба события внутри озарения происходят неосознанно, а проведение чёткой границы между событиями инкубации и озарения – сложная задача. В более современных работах стадия озарения приравнивается к инсайту (Ohlsson. 1992).
Проверка
Проверка (verification) предполагает доработку решения и оценку его правильности. Эта стадия, как и подготовка, является полностью сознательной. Для выполнения проверки используется тот же набор логических или математических правил, что был применён и усвоен в ходе подготовки к решению.
В некоторых более поздних работах отмечается, что количество стадий, описанных в работе Г. Уолласа, равно не четырём, а пяти (Fryer. 2012; Sadler-Smith. 2015). В качестве еще одной стадии предлагается намёк (intimation). Намёк – событие, происходящее на периферии сознания и соединяющее между собой инкубацию и озарение. В качестве такого события могут выступить различные наблюдения, свойства элементов задачи, неожиданное поведение, т. е. это некоторое состояние задачи, когда часть её свойств более заметна для решателя и может помочь найти ответ. Но после того как произошло озарение, воспоминания о подобных событиях-намёках стираются из-за слишком яркой и запоминающейся вспышки. Забывание намёков под воздействием озарения объясняет тот факт, что ни Г. Гельмгольц, ни А. Пуанкаре не отчитывались о подобных событиях и, более того, всячески подчёркивали, что момент перехода от инкубации к озарению был для них мгновенным и неожиданным. В работе Ю. Садлера-Смита (2015) также отмечается, что озарение характеризуется фокальным или частичным осознанием происходящего. Частичная осознаваемость проявляется в том, что решатель помнит лишь некоторые события, происходившие во время озарения, может отчитаться только об отдельных элементах ассоциативной цепочки.