Ярошевский Михаил Григорьевич
Яроше́вский Михаи́л Григо́рьевич [22.8.1915, Херсон, Российская империя, ныне Украина – 21.3.2001 (22.3.2001 по московскому времени), Лос-Анджелес, штат Калифорния, США], российский психолог, историк, теоретик и методолог психологии, науковед и энциклопедист.
Рано потеряв мать, он по окончании школы ушёл из дома (из второй семьи отца) и поступил на факультет русского языка и литературы Ленинградского государственного педагогического института (ЛГПИ, ныне – Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена). В 1937 г. под впечатлением от лекций С. Л. Рубинштейна поступил к нему в аспирантуру по психологии. В 1938 г. арестован (из-за дружбы с осуждённым по якобы антисоветскому делу этнографом Л. Н. Гумилёвым – сыном расстрелянного в 1921 г. поэта Н. С. Гумилёва и поэтессы А. А. Ахматовой). После освобождения в 1939 г. Ярошевский был восстановлен в аспирантуре по ходатайству своего научного руководителя, в то время проректора ЛГПИ Рубинштейна, который помогал ученику книгами и материально. Весной 1942 г. Ярошевский (нестроевик из-за сильной близорукости) вместе с учителем был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Пятигорск и осенью того же года переехал в Москву. Прикрепившись под руководством Рубинштейна к аспирантуре Психологического института при МГУ, вместе с его сотрудниками Ярошевский был эвакуирован в Ашхабад, где по диссертации его консультировал А. Н. Леонтьев. В 1945 г. Ярошевский под руководством Рубинштейна защитил в МГУ кандидатскую диссертацию «Учение А. А. Потебни о языке и сознании», затем работал в организованном Рубинштейном секторе философских проблем психологии Института философии АН СССР, а также на кафедре психологии МГУ, где ассистировал С. Л. Рубинштейну (по общей психологии), Б. М. Теплову (по истории психологии) и А. Н. Леонтьеву (по педагогической психологии).
В 1950 г. С. Л. Рубинштейн, до этого обвинённый в космополитизме и находящийся в опале, отказался быть указанным в качестве ответственного редактора организованного им перевода книги американского психолога Р. С. Вудвортса «Экспериментальная психология» и предложил выступить в этом качестве Ярошевскому, который в результате также попадает в опалу. В этом политическом контексте Ярошевский был вынужден уехать в добровольную ссылку, которая продлилась 15 лет. Он едет в Монголию, затем в Таджикистан, где работает учителем в кишлаках, а с началом «оттепели» начинает преподавать в педагогических училищах и вузах.
Работая в вузах Таджикистана, Ярошевский обратился к изучению проблем психолого-педагогического обеспечения образования, способствовал формированию научно-исследовательской и учебно-воспитательной культуры местных психологов и педагогов: им были созданы кафедры психологии и педагогики в Ходжентском, Кулябском и Душанбинском педагогических институтах.
В 1960 г. Ярошевский организовал кафедру психологии в Таджикском государственном педуниверситете г. Душанбе. Откликаясь на возникшие в мировой педагогике того времени инновационные тенденции использования кибернетической парадигмы для развития программированного обучения, Ярошевский в 1963–1964 гг. организовал в Таджикском государственном педагогическом университете (ТГПУ) проблемную лабораторию экспериментальной психологии и программированного обучения в целях оптимизации системы образования. В ТГПУ он получил возможность готовить докторскую диссертацию по проблемам истории детерминизма в психофизиологии 19 в., которую и защитил в 1961 г.
В период «оттепели» Ярошевский возвратился в столицы, где опубликовал книги об И. М. Сеченове (1968), первый в СССР учебник по всемирной истории психологии (1966) и был избран старшим научным сотрудником Института истории естествознания и техники (ИИЕТ) АН СССР сначала в его Ленинградском отделении, а вскоре и в Москве. Здесь в 1967 г. по решению директора института академика Б. М. Кедрова Ярошевский в руководимом Н. И. Родным секторе логики развития науки организовал психологическую группу (Н. Г. Алексеев, А. Н. Леонтьев, В. В. Максимов, Я. А. Пономарёв, И. Н. Семенов, Б. А. Фролов). В 1968–1972 гг. заведовал сектором проблем научного творчества ИИЕТ, где под его руководством сложилась системно-психологическая научная школа (Н. Г. Алексеев, Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов, Б. А. Фролов, Э. Г. Юдин). В 1973–1990 гг. заведовал сектором социальной психологии науки ИИЕТ, где сложилась социально-науковедческая школа (А. Г. Аллахвердян, Е. А. Володарская, М. А. Иванов, В. П. Карцев, Т. Д. Марцинковская, Г. Ю. Мошкова, И. Е. Сироткина, В. В. Умрихин, А. В. Юревич и др.). Занимался также проблемами активизации развития науки с помощью компьютерных средств автоматизации научно-исследовательской деятельности (в сотрудничестве с О. К. Тихомировым), количественной оценки ее ресурсов и результатов (в сотрудничестве с С. Д. Хайтуном). Совместно с Б. М. Кедровым и С. Р. Микулинским Ярошевский разрабатывал системно-методологические основы теоретического науковедения; результаты этой работы отражены в серии междисциплинарных сборников (Научное творчество. 1969; Научное открытие и его восприятие. 1971; Человек науки. 1974; Школы в науке. 1977 и др.).
В 1990–1998 гг. ведущий научный сотрудник ИИЕТ профессор М. Г. Ярошевский – руководитель оригинальной научной школы, почётный академик РАО (1996), лауреат премии Правительства РФ в области образования (1996). Получив юридическую реабилитацию (1991), он участвовал в деятельности Общества бывших политзаключенных «Мемориал», организовал издание сборников «Репрессированная наука» (1991, 1994). В течение многих лет Ярошевский входил в редколлегии журналов «Вопросы психологии», «Вопросы истории естествознания и техники», «Психологического журнала», серии «Научно-биографическая литература» издательства «Наука».
В 1994 г. Ярошевский был избран действительным членом Нью-Йоркской академии наук. В 1998 г. он уезжает на лечение в США, в Лос-Анджелес, продолжая при этом сотрудничать с российскими учеными и издательствами, публиковать учебники и научные труды по истории, теории, методологии психологии и человекознания.
Его многообразная научно-аналитическая деятельность велась по ряду взаимосвязанных направлений. Дополнив докторскую диссертацию (1961) последовательной характеристикой эволюции естественно-научных основ психологии и взаимодействия философских трактовок психики в контексте медицины и педагогики, он разработал первую в СССР концепцию всемирной истории психологии, представленную в серии книг (Ярошевский. 1966; 1971; и др.). Методологическая рефлексия оснований, проблем, путей и средств психологического познания позволила эксплицировать логику его развития, его детерминанты и регулятивы в концепции категориального строя психологической науки. Её проекция на анализ и обобщение достижений современного человекознания привела позднее – уже в 1990-х гг. – к построению (совместно с А. В. Петровским) системной концепции теоретической психологии, которая может быть рассмотрена как оригинальное средство преодоления открытого методологического кризиса психологической науки, разразившегося еще в 1920-х гг. и охарактеризованного в работах К. Бюлера, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Г. Г. Шпета. Предпосылки для этой концепции разрабатывались Ярошевским еще с начала 1960-х гг., когда он обратился к изучению истории психологии в контексте логики и эпистемологических форм развития человекознания в его взаимодействии с естествознанием, техникой, обществоведением и гуманитарным знанием.
В 1990-х гг. М. Г. Ярошевский в сотрудничестве с М. Б. Мейлахом и А. Я. Зисем внес лепту в изучение психологии искусства и литературно-художественного творчества в его взаимодействии с научным познанием и мировой культурой. Общественный резонанс получили его участие в издании 6-томного собрания сочинений Л. С. Выготского (1982–1984) и инициатива (1979) по изучению трудов З. Фрейда и их массовому переизданию в СССР после значительного перерыва (1989). В качестве автора, редактора, консультанта множества разделов в учебниках по общей психологии и ее истории, а также философско-методологических, историко-научных, психолого-персонологических статей в словарях и энциклопедиях (БСЭ, ФЭС и др.) Ярошевский сыграл существенную роль в формировании профессионального менталитета российских психологов и общей культуры широкого круга читателей, интересующихся человекознанием.