Психодиагностический опросник
Психодиагности́ческий опро́сник, стандартизированный перечень вопросов или утверждений, относительно которых респонденты высказывают свои суждения. Опросники являются распространённым и популярным видом психодиагностических методик, что объясняется их доступностью для широкого круга пользователей, простотой и экономичностью применения.
Бо́льшая часть психодиагностических опросников является разновидностью самоотчётов, для которых исходное и необходимое условие ответа – способность к рефлексии и самоанализу. У респондентов интроспективные способности развиты в разной степени, а для некоторых категорий испытуемых (лица с интеллектуальной недостаточностью, пожилые люди с деменцией и расстройствами памяти, а также дети до 12 лет) опросники оказываются неподходящим способом изучения личности. Кроме того, результаты опросников очень чувствительны к различиям в языковой и образовательной культуре испытуемых.
В некоторых известных психодиагностических опросниках от испытуемых требуется выносить суждения о других людях или объектах (событиях, явлениях). Такие опросники называются косвенными или «проективными». Также в отдельную категорию иногда выделяются т. н. поведенческие опросники, в которых испытуемые должны выбрать из предлагаемых вариантов способ поведения в какой-то проблемной или жизненной ситуации (что сближает их с кейс-тестами). Сторонники такого подхода называют этот вид психодиагностических методик тест-опросниками, т. к. они фактически имеют признаки и опросников, и тестов (ср. с ипсативными методиками). Нередко в одной и той же методике одни вопросы являются самооценочными и требующими саморефлексии, тогда как другие – поведенческими и косвенными (ср.: «Я часто опаздываю» и «Большинство моих знакомых часто опаздывают»). Но в целом все опросники, как и вербальные тесты, требуют определённого уровня развития речевого мышления у респондентов.
Внешне типичный психодиагностический опросник представляет собой перечень (англ. inventory) вопросов или утверждений, на которые респондент должен отвечать в соответствии с инструкцией. Количество вопросов (утверждений) может варьироваться от 10–20 до 100 и более (известный медико-психологический перечень MMPI, например, включает более 500 утверждений). Отвечать на вопросы респондент может уединённо либо в присутствии диагноста. Любые опросники, будучи стандартизированными методиками, подходят как для индивидуального, так и для группового обследования, в том числе в компьютерных классах, а также в режиме дистанционного онлайн-диалога. В работе практикующих психологов, как правило, используются бланковые формы опросников, на которые испытуемые отвечают письменно, но допускается и устное предъявление вопросов. Распространение компьютерных технологий и Интернета способствовало переходу многих организаций к применению компьютеризированных версий известных опросников, однако это обязывает их разработчиков проводить дополнительную психометрическую проверку и стандартизацию. Большинство крупных организаций применяют в настоящее время опросники в режиме массового дистанционного опроса (например, при профессиональном отборе).
В отличие от объективных тестов знаний и способностей (тестов достижений), опросники априори не предполагают правильных и неправильных ответов (только ключевые, т. е. совпадающие с ключом), а диагностические показатели имеют вероятностно-ориентирующее значение. Респонденты лишь высказывают своё отношение к тем или иным утверждениям, меру (степень) своего согласия или несогласия с ними. Формат вопросов, ответ на которые предусматривает несколько возможных субъективных степеней согласия (как правило, их пять), принято называть «шкалами Ликерта» (по имени известного специалиста по психометрике Р. Ликерта, впервые обосновавшего статистические методы анализа ответов на вопросы такого формата).
Опросники являются реализацией такого подхода в психодиагностике, при котором влияние субъективного опыта испытуемого на диагностический результат максимально. Поэтому в ходе выполнения психодиагностических опросников возникает повышенный риск тенденциозности ответов (неосознаваемых респондентом искажений), а также сознательной фальсификации. Самый известный недостоверный «стиль ответа» назван эффектом «социальной желательности» (респондент выбирает ответы, чтобы выглядеть социально нормативным). Для обнаружения недостоверных протоколов в опросники включают особые «вопросы-ловушки», которые позволяют подсчитывать баллы по т. н. шкалам лжи. Особенно резко снижается достоверность, а следовательно, и валидность результатов по психодиагностическим опросникам в ситуациях принудительного обследования (в ситуации экспертизы).
Таким образом, опросники предназначены для получения диагностических данных со слов обследуемого, анализ и выводы строятся на основе сведений, сообщаемых испытуемым о самом себе, описания им особенностей своей личности, поведения в тех или иных ситуациях. Однако самоописания обследуемых являются симптоматическими проявлениями, а не готовой истиной о субъекте, и должны быть верифицированы соответствующими процедурами и объективными данными (материалами наблюдения, беседы, анализа биографических данных, результатами других методик, отзывами смежных специалистов и т. п.). В случае принятия жизненно важных для человека решений данные только опросников следует считать недостаточными.
Психодиагностические опросники возникли в результате стремления психологов повысить объективность метода устного опроса, приблизить его к экспериментальным методам, сохранив при этом универсальность. Отличие опросников от нестандартизированных психодиагностических процедур состоит в возможностях формализации и квантификации данных исследования. Разработчики опросников стремятся добиться этого путём различных приёмов стандартизации, унификации диагностического материала, регламентации процедуры проведения обследования, формализации обработки ответов, установления единых нормативов оценивания результатов. Доведённые до высокого уровня квантификации психодиагностические опросники обретают признаки измерительной методики, становясь тест-опросниками с определёнными психометрическими характеристиками; они выступают инструментом и одновременно предметом такой междисциплинарной отрасли, как тестология.
Опросники позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в том виде, который даёт возможность сравнивать респондентов по количественным оценкам. Благодаря стандартизации опросников появляется возможность выражать тестовые баллы в стандартных показателях (например, стэнах или Т-баллах) и сравнивать показатели из различных методик и у разных испытуемых. Количественные показатели также позволяют осуществлять психографирование и профильную оценку результатов (профиль личности).
Появление первых психодиагностических опросников связано с исследованиями Ф. Гальтона, который использовал их не для изучения личностных качеств, а для оценки особенностей познавательной сферы (в частности, зрительного восприятия). В конце 19 в. с их помощью проводились исследования памяти, понятийного мышления, внутренней речи. Отпечатанные опросники рассылались по адресам респондентов или публиковались в журналах.
В 20 в. бо́льшая часть психологических опросников была направлена на измерение личностных черт (или личностных факторов – Шмелев. 2002). Поэтому психодиагностические опросники во многих учебниках называют «личностными» опросниками, смешивая при этом технологию проведения методики с направленностью методики на определённый класс психических свойств.
Подходы к разработке
Различия в подходах к разработке опросников проявляются, согласно А. Анастази, в формулировке, компоновке, отборе и группировке вопросов (пунктов, items). В основу методики могут быть положены: 1) значимость (релевантность) содержания, 2) привязка к эмпирическому критерию, 3) теория личности, 4) результаты факторного анализа.
Содержательный подход основан на принципах релевантности содержания, клинической полезности и предполагает обычно контент-анализ области оцениваемого поведения. Ответ испытуемого на каждый вопрос рассматривается как показатель фактического наличия или отсутствия у него определённого поведения или проблемы. Подход наиболее прост, экономичен и прозрачен с точки зрения диагностической направленности опросника, что означает вместе с тем его слабую защищённость от фальсификаций и установочных ответов испытуемых. Такая прямолинейность свойственна социально-психологическим опросникам, в которых респонденту напрямую предлагается выразить своё положительное или отрицательное отношение к определённым социальным или политическим явлениям. Психологи, изучавшие эффект социальной желательности, сообщают о том, что больше 50 % протоколов в таких опросниках являются сфальсифицированными и должны быть исключены из анализа групповых результатов (Забродин. 1987). Опытные разработчики психодиагностических опросников знают, что в вопросах социально негативное поведение должно быть встроено в некий «оправдательный контекст» (Шмелев. 2002).
Применение опросников с привязкой к эмпирическому критерию эффективно для симптоматической диагностики. При создании различных психодиагностических методик оказалось, что часто имеет значение не столько точное соответствие ответов испытуемого реальным фактам его жизни, сколько его отношение к ним. С этим моментом, подчёркивает Ф. Б. Березин, связана неквалифицированная критика методик данного типа. По сути они позволяют лишь количественно определить совпадение ответов испытуемого с ответами людей, обладающих соответствующими личностными признаками. Особой ценностью обладают вопросы, по которым даже их авторы изначально не могли предвидеть, с каким именно личностным фактором будет скоррелирован ответ на этот вопрос. Статистическую связь, установленную между частотой высказывания и выраженностью какого-либо качества, иногда нельзя вывести из смыслового содержания вопроса. Если испытуемый утверждает, что повёл бы себя определённым образом в гипотетической ситуации, то диагност не ожидает от него буквально такого же поведения в ситуации реальной, а в своих выводах о личности испытуемого руководствуется связью между склонностью к таким утверждениям и исследуемыми личностными признаками. Привязка к эмпирическому критерию предполагает, что ответ на вопрос рассматривается как фрагмент вербального поведения испытуемого, знание которого имеет диагностическое значение. Такую привязку (связь ключевого ответа и факторной шкалы) находят с помощью корреляционного анализа, и содержательная сторона вопроса при этом фактически не учитывается. Например, ответ «Я промолчу» на вопрос «Если в общественном транспорте Вас толкнули, то Вы …» может для определённой категории испытуемых означать даже большую степень агрессивности (скрытой), чем ответ «Буду открыто и шумно возмущаться».
Возможности описания личности в опросниках обычно ограничены рамками определённой теоретической концепции или методологического подхода. Главная особенность любого опросника, по мнению ряда исследователей (например, М. К. Акимовой, – Психологическая диагностика. 2005. С. 205), в том, что психологическое содержание пунктов неизбежно отражает теоретическую позицию разработчика, его концепцию. Отвечающий может выразить мнение только о том, о чём его спрашивают, и только в том смысле, который задан автором. Опросник может не затрагивать важные стороны личности респондента, если этого не захотел или не смог предусмотреть разработчик. Опросник всегда строится в соответствии с замыслом и взглядами автора и будет полезен только в рамках этого замысла. Такой подход к разработке психодиагностических опросников называется рационально-дедуктивной стратегией – от общей теории к частным эмпирическим индикаторам.
Но есть исследователи, которые применяют противоположный подход к разработке опросников. Они называют его эксплораторной (поисковой) или индуктивно-эмпирической стратегией (от эмпирических данных к теории), характерной для эксплораторного факторного анализа. Яркий представитель этой стратегии – автор знаменитого опросника 16 PF Р. Б. Кеттелл.
Факторный подход к разработке опросников основан на использовании факторного анализа как способа сокращения размерности данных (определения характеристик, достаточных для описания личности) и метода выявления базовых черт личности. В этом случае автор опросника не ограничивается рамками какой-либо теоретической схемы, а собирает возможные свободные высказывания респондентов из разных источников подобно тому, как исследователь фольклора собирает народные пословицы и поговорки. Р. Б. Кеттелл, например, опирался на словарь из более чем 4 тыс. обозначений черт личности в английском языке. После сбора большого массива ответов выполняется эксплораторный факторный анализ. Основная проблема данного подхода заключается в субъективности авторов-разработчиков при интерпретации (идентификации) факторов, несоответствии количества и названий извлекаемых факторов у разных исследователей. Возникают трудности и при определении конкретной выборочной совокупности вопросов, когда они нагружены не теми факторами, для выявления которых были созданы, или вообще не нагружены ни одним из факторов.
Разновидности опросников
Разновидностями опросников являются опросники-анкеты, опросники состояний, личностные опросники.
Опросники-анкеты (франц. enquête – расследование, опрос) – разновидность опросников, предназначенных для получения диагностических данных, не имеющих непосредственного отношения к личностным особенностям респондента (например, наличие либо отсутствие той или иной клинической симптоматики, сбор необходимых биографических или анамнестических данных, связанных с какими-либо психологическими проблемами, а также скрининг-диагностика). Опросники-анкеты отличаются сравнительной краткостью (длительность обследования обычно не превышает 5–10 мин), простотой и экономичностью применения. Это компактный и нетрудоёмкий инструмент предварительной, ориентировочной диагностики.
Опросники состояний – разновидность опросников, предназначенных для выявления ситуативных, преходящих состояний. В инструкции, а также в самих заданиях обязательно указано, что необходимо отвечать на вопросы (утверждения) в соответствии с актуальными, имеющими место в данное время, а не обычными переживаниями и чувствами.
Личностные опросники – разновидность опросников, предназначенных для диагностики устойчивых, стабильных во времени индивидуальных особенностей респондентов. Прототипом современных личностных опросников считают «Бланк данных о личности» (Personal Data Sheet) Р. Вудвортса (1917), разработанный для скрининг-диагностики лиц с невротической симптоматикой среди призывающихся на военную службу. Бланк состоял из набора вопросов, касающихся типичных психопатологических симптомов (фобий, аддикций, расстройств сна, чрезмерной утомляемости и т. п.). Сегодня личностные опросники занимают лидирующую позицию среди всех используемых в психологии диагностических средств.
Сфера применения
Сфера эффективного применения психодиагностических опросников – ситуации, связанные с оказанием психологической помощи (консультирования), т. е. когда диагностическая ситуация возникает по инициативе клиента, который сам заинтересован в получении достоверных результатов обследования.