Транзактный анализ
Транза́ктный ана́лиз, теория личности и систематическая психотерапия в целях развития и изменения личности, созданная Э. Берном и его последователями преимущественно в США.
Включает структурный анализ, анализ транзакций и анализ жизненных сценариев.
Структурный анализ выявляет присутствие в личности индивида трёх «состояний Я» («эго-состояний»): заимствованных проявлений значимых других («Родитель»); ориентации на объективную независимую обработку информации («Взрослый»); «реликтов» раннего периода жизни («Ребёнок»). Специфические способы функционирования эго-состояний в конкретных жизненных ситуациях характеризуются, например, как «адаптированный Ребёнок», «свободный Ребёнок», «контаминированный Взрослый» (пребывающий во власти предрассудков или иллюзий), «контролирующий Родитель» и др. Берн описал феномен переключения между эго-состояниями (когда в одном случае ведущую роль в регуляции активности играет Родитель, в другом – Ребёнок и т. д.). Задача психотерапии на этом этапе – освобождение индивида от предрассудков или иллюзий, актуализация исключённых эго-состояний и обеспечение доминирующей позиции Взрослого во взаимоотношениях с миром.
В транзактном анализе взаимодействия между индивидами описываются как совокупность транзакций – актов обмена между стимулом со стороны эго-состояния одного из партнёров и реакцией из эго-состояния другого партнёра (Взрослый – Взрослый, Родитель – Ребёнок, Ребёнок – Ребёнок и т. д.). Различают дополнительные и вводящие в замешательство пересекающиеся транзакции. В первом случае, например, это транзакция Родитель – Ребёнку и (в ответ) Ребёнок – Родителю («Как ты посмел?» – «Простите, я больше не буду!»); во втором случае – послание от Родителя к Ребёнку («Как ты посмел?») сопровождается ответным посланием от Взрослого к Взрослому («Скажите, что именно вас возмущает?»). Дисгармонии общения усугубляются наличием скрытых транзакций, лежащих в основе «игр» («Всё из-за тебя!», «Поймай меня!» и т. п.). Важное направление транзактного анализа – выявление «рэкетных чувств», т. е. чувств, разрешённых родителями или воспитывающими ребёнка лицами и продуцируемых им в расчёте на родительское «поглаживание». В отличие от «аутентичных чувств» (страх, гнев, печаль, радость), ведущих к разрешению ситуации, «рэкетные» чувства деструктивны. Цель психотерапии на данной ступени – свобода выбора позиции в общении, освобождение от игр и рэкетов, проявление истинных чувств.
В процессе анализа сценария жизненного пути индивида ведущая роль отводится «ранним решениям» (концепция Р. Гулдинга и М. Гулдинг), формируемым под влиянием неразумных родительских запретов («Не достигай», «Не будь собой» и др.), и «драйверам», соответствующим родительским посланиям «Будь сильным», «совершенным» и тому подобное (концепция Т. Калера). В критические или стрессовые моменты жизни драйверы (распознаваемые по характерным словам, интонациям, позам, жестам и мимике) берут на себя функцию защиты индивида от деструктивных чувств и действий, связанных с ранними негативными решениями. Цель сценарного анализа – помочь человеку в осознании собственного сценария и тем самым обеспечить ему возможность выбора: следовать по-прежнему данному сценарию жизни или выйти за его пределы, обрести автономию.
Основные методы терапевтической работы – предоставление «разрешений», освобождающих от диктата родительских директив (Э. Берн и его школа); повторное проживание детских ситуаций с последующими «перерешениями» (школы Дж. и А. Шифф, Р. и М. Гулдингов, включавших в свою практику приёмы психодрамы и гештальттерапии); сочетание транзактного анализа и традиционного психоанализа для распутывания «состояния Ребёнка» клиента (К. Мойзо и М. Новеллино, Италия); работа с нарративами, направленная на переоценку фактов прошлого с целью построения новой субъективной реальности в настоящем (Дж. и Б. Аллен, Б. Лория); корректирующий опыт контакта, основанный на английской психоаналитической школе объектных отношений и эго-психологии (Р. Эрскин, Р. Траутман, Ш. Силлс, Х. Харгаден и др.); анализ циклов детского развития как источника «взрослых» проблем (П. Левин, Дж. Илсли-Кларк); анализ сценариев в русле телесно-ориентированной психотерапии (Б. Корнелл); построение эффективной коммуникации с представителями разных типов адаптации к трудным жизненным ситуациям – с людьми, условно именуемыми «трудоголиками», «упорными», «затворниками», «бунтарями» и т. д. (концепции Т. Калера, П. Вара, В. Джойнса и И. Стюарта).