«Красные Ворота» (станция метро)
«Кра́сные Воро́та», станция Сокольнической (1-й) линии Московского метрополитена, памятник российской архитектуры.
Станция расположена в Красносельском и Басманном районах Центрального административного округа Москвы, на Садовом кольце под одноимённой площадью. Станция и площадь сохраняют название Красных ворот – триумфальной арки 18 в., снесённой в 1927 г. Станция открыта 15 мая 1935 г. в составе первой очереди Московского метрополитена; c 29 мая 1962 по 25 августа 1986 г. носила название «Лермонтовская».
«Красные Ворота» (наряду со станцией «Охотный Ряд») – первая в мировой практике метростроения пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения (глубина – 33 м, ширина среднего зала – 8,5 м, перронных залов – по 8,25 м). Инженер-конструктор – А. Ф. Денищенко. Первую шахту начали сооружать в мае 1932 г., метростроевцам пришлось пройти к глинистым отложениям юрского возраста и слою известняка через мощный 14-метровый пласт плывуна.
В процессе строительства звучали предложения консультантов Метростроя, в том числе американского инженера Дж. Моргана, не раскрывать средний зал станции из-за сложных геологических условий, но начальник строительства И. Д. Гоциридзе заручился поддержкой куратора строительства метрополитена Л. М. Кагановича и настоял на полном воплощении проекта. Раскрывать свод среднего зала начали в сентябре 1934 г. Одновременно строился наклонный ход (эскалаторный тоннель), проходку которого завершили в начале декабря того же года.
Модель станции экспонировалась на Всемирной выставке 1937 г. в Париже, где была удостоена Гран-при. Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. на станции оборудовали командный пункт руководства и оперативно-диспетчерского аппарата Народного комиссариата путей сообщения. В 1952 г. на «Красных Воротах» впервые в московском метро установили экспериментальный турникет, а в 1959 г. – постоянно действовавшие турникеты.
Архитектурное оформление станции выполнил академик И. А. Фомин в соавторстве с сотрудником архитектурного отдела Метропроекта Н. Н. Андриканисом. За свой проект они получили в 1934 г. одну из вторых премий в конкурсе Моссовета на оформление станций метрополитена (первая премия не присуждалась). Также обратил на себя внимание жюри проект И. А. Голосова, предложившего сделать пилоны близкими по форме к верхней части колонн с каннелюрами, а свод – «гофрированным» с внутренним освещением.
И. А. Фомин обыграл название «Красные Ворота» в облике станции, использовав приёмы «пролетарской классики». Массивные пилоны среднего и перронных залов облицованы тёмно-красным мраморизованным известняком из месторождения Старая Шроша (ныне Грузия). Ниши-экседры в пилонах, которые зрительно облегчают их массивность, отделаны бетоном с мраморной крошкой. Над ними находятся прямоугольные латунные решётки вентиляционных отверстий. Значительную часть проходов между пилонами не стали раскрывать из-за тяжелых геологических условий. Получившиеся простенки облицевали коричнево-жёлтым мраморизованным известняком (крымское месторождение Биюк-Янкой, ныне Мраморное). Пилоны соединены друг с другом ритмически повторяющимися пологими белыми арками.
Путевые стены покрыты керамической плиткой цвета слоновой кости с вертикальными вставками-панно, цоколь выполнен из чёрного лабрадорита. Пол центрального зала был изначально выложен в шахматном порядке квадратами светлой и тёмной метлахской плитки, которую в 1980-е гг. заменили серым и чёрным гранитом. Со стороны посадочных платформ в середине 2020-х гг. сохранились оригинальные дубовые скамьи.
Переход от пилонов к полуциркульным сводам оформлен ступенчатым карнизом. Свод среднего зала декорирован большими шестиугольными и малыми ромбовидными кессонами с двойным контуром, а своды боковых залов – квадратными кессонами. Станция освещена светильниками в виде шаров из молочного стекла (два ряда в среднем зале и по одному – в перронных).
Исследователь В. Г. Лисовский, описывая проект И. А. Фомина, отмечал цельность, строгость, чёткость в построении перспективы, лаконизм в трактовке деталей (Лисовский. 2008. С. 442), а историк архитектуры С. О. Хан-Магомедов обращал внимание на то, что Фомин максимально использовал конструктивную структуру станции, чтобы придать её образу черты монументальности (Хан-Магомедов. 2011. С. 318). В свою очередь исследователь архитектуры А. В. Иконников назвал подземную часть «Красных Ворот» своеобразным эталоном среди станций глубокого заложения (Иконников А. В. Архитектура Москвы. XX век. Москва, 1984. С. 108).
И. А. Фомин также предложил два варианта наземного вестибюля станции, но по результатам конкурса предпочтение отдали проекту Н. А. Ладовского. Он предложил выполнить вестибюль в более скромных габаритах, но с эффектным фасадом в виде раковины с вписанными в неё тремя арками-полукольцами, создающими иллюзию перспективы и отсылающими к образу тоннеля. К ней примыкает прямоугольный объём, с северной стороны которого расположена галерея с тонкими квадратными в сечении колоннами и панорамным остеклением.
Трёхмаршевые лестницы с поворотными площадками ведут из вестибюля в полукруглый в плане переход к эскалаторному залу, стены которого облицованы белым уральским мрамором из Коелгинского месторождения. Лестничные парапеты, столбы и нижняя часть стен аванзала облицованы мрамором Газганского месторождения (Узбекистан), а верхняя часть стен и крупные кессоны потолка покрашены в тёмно-коричневый цвет. Стены и колонны эскалаторного зала облицованы уральским мрамором (Прохоро-Баландинское месторождение).
В 1954 г. был открыт северный вестибюль, включённый в объём высотного здания (здание и вестибюль проектировали архитекторы А. Н. Душкин и Б. С. Мезенцев, строительство вестибюля велось в 1948–1952). Входные порталы вестибюля обработаны рустом из гранитных блоков. Стены кассового и эскалаторного залов облицованы желтовато-серым газганским мрамором, а потолок украшен богатым лепным орнаментом растительного характера в виде переплетающихся и образующих восьмигранники шнуров со вставками из венков, звёзд, рогов изобилия, силуэтов высотных зданий. Три шестирожковые люстры с цилиндрическими плафонами прозрачного гранёного стекла аналогичны находящимся в станционных залах станций «Киевская» Арбатско-Покровской линии и «ВДНХ».
Стены круглого в плане промежуточного эскалаторного зала северного выхода облицованы красным мрамором из грузинского месторождения Салиети, близким по характеристикам к мрамору из месторождения Шроша (Грузия), с цоколем из серого уральского мрамора Уфалейского месторождения. Он украшен двухрожковыми бра с такими же плафонами, как в вестибюле выше, и лепниной на шатровом своде, имитирующей складки ткани.
Станция «Красные Ворота» – объект культурного наследия регионального значения. Она поставлена на охрану решением Мосгорисполкома «О принятии под государственную охрану зданий памятников архитектуры советского времени» № 647 от 23 марта 1987 г. Предмет охраны утверждён распоряжением Мосгорнаследия 17 декабря 2012 г. Министерство культуры Российской Федерации внесло станцию в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации 7 ноября 2017 г.