Сибирская панорама П. Я. Пясецкого
Сибирская панорама П. Я. Пясецкого. В своём уникальном акварельном полотне (длиной более 850 м, состояло из 9 рулонов длиной от 54 до 127 м) П. Я. Пясецкий запечатлел процесс строительства Транссибирской магистрали. Он изобразил и большие сибирские города, и маленькие станции, вокзалы и архитектурные памятники, сибирскую природу и, что немаловажно, в деталях зарисовал сам ход строительства – прокладку рельсов, наведение переправ, сооружение мостов.
Заказ на этот проект Пясецкий получил от Комитета Сибирской железной дороги. Художник тогда уже был известен своими акварельными панорамами, которые привозил из поездок по Китаю, Болгарии, Персии. Он использовал особую технику: наклеивая акварели на ткань в тематической и хронологической последовательности, Пясецкий создавал непрерывную панораму путешествия. К концу 1899 г. художник закончил масштабное полотно, которое планировалось продемонстрировать на Всемирной выставке.
На Всемирной выставке 1900 г. в Париже панорамы Пясецкого произвели настоящий фурор. Тема освоения Сибири и строительства Транссибирской магистрали была ключевой в красочном русском павильоне на Марсовом поле. В павильоне стояли настоящие вагоны Сибирского экспресса: вагон-ресторан, вагон-гостиная и даже вагон-библиотека. Благодаря произведениям Пясецкого посетители совершали невероятное путешествие по Транссибирской магистрали: панорама медленно перематывалась за окном специального вагона, и перед зрителями разворачивалась картина громадного пространства. Движущаяся панорама Пясецкого создавала впечатление документального кино: перемещалась не только рисованная панорама, но и отдельно, с большей скоростью, специально созданный передний план: трава, телеграфные столбы, сторожевые будки. Примерно за час перед зрителями поезд, вышедший из Москвы, переносился в Пекин. Панорама была удостоена золотой медали Всемирной выставки, а её автора наградили орденом Почётного легиона.