«Комсомольская» (станция Сокольнической линии метро)
«Комсомо́льская», станция Сокольнической (1-й) линии Московского метрополитена, памятник российской архитектуры.
Расположена в Красносельском районе Центрального административного округа, под Комсомольской площадью, связана пересадкой с одноимённой станцией Кольцевой линии, имеет выходы к Ленинградскому, Ярославскому и Казанскому вокзалам, станции «Площадь трёх вокзалов» Московских центральных диаметров.
Открыта 15 мая 1935 г. в составе первой очереди Московского метрополитена.
Проектное название – «Каланчёвская площадь». Строительство было начато 3 мая 1933 г. В том же году площадь переименовали в Комсомольскую в честь 15-летия Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодёжи (ВЛКСМ), а также её членов, активно участвовавших в сооружении метро; так же была названа и станция.
Сложнейшие условия при строительстве «Комсомольской» создало обилие плывунов. 15 октября 1934 г. на станцию прибыл пробный поезд.
Объёмно-планировочное решение станции разработали в «Метропроекте» (инженер-конструктор Н. А. Кабанов). Проект архитектурного оформления выполнили архитекторы Д. Н. Чечулин при участии А. Ф. Тархова (станционный зал), А. М. Рухлядев и В. Ф. Кринский (ныне демонтированный наземный вестибюль и вестибюль в здании Казанского вокзала), А. В. Щусев и В. С. Варванин (общий наземный вестибюль со станцией «Комсомольская» Кольцевой линии, 1952).
Благодаря пространственному решению и выбранному Чечулиным декоративному оформлению привокзальная станция метро выделяется среди остальных, сооружённых в рамках первой очереди. «...Автор вводит пассажира в некий мир иллюзии, вызывая ассоциативные представления о больших кулуарах театра, о холле первоклассной гостиницы», – писал архитектор Н. Я. Колли (Колли. 1935. С. 247).
«Комсомольская» находится на глубине 8 м и представляет собой трёхпролётную станцию мелкого заложения с галереями-балконами шириной 4 м, дополнительно соединёнными над серединой платформы поперечным мостиком с двумя лестничными сходами. Ширина платформы 10 м, перекрытие находится в 6 м над ней. Квадратные колонны на платформе (2 ряда по 23 опоры с шагом 7 м) облицованы розово-жёлтым крымским мраморизованным известняком «Чоргунь», цоколь выполнен из лабрадорита. В облицовке встречаются фрагменты окаменевших кораллов и моллюсков мезозойской эры. Бронзированные гипсовые капители колонн близки к коринфскому ордеру, на каждую из них помещена эмблема КИМ (Коммунистического интернационала молодёжи, в который входил ВЛКСМ) на фоне восходящего солнца в обрамлении пшеничных колосьев.
Путевые стены станции облицованы керамической глазурованной плиткой цвета слоновой кости, положенной со смещением на половину плитки в каждом следующем ряду. Цоколь путевых стен облицован серым шамординским мраморизованным известняком. Буквы названия станции выполнены из металла. Чёрные решётки ограждения галерей, с поручнями из древесины дуба, декорированы литыми вставками с позолоченными колосьями пшеницы. Стены галерей облицованы узбекским мрамором «Газган», а колонны – уральским мрамором Прохоро-Баландинского месторождения.
Средняя часть потолка над платформой плоская, по продольной оси декорированная круглыми чёрными вентиляционными решётками с узором в виде расходящихся из сердцевины дуг. Из них изначально свисали люстры, составленные из сфер, окружённых цилиндрами, которые в 1970-е гг. заменили на шаровидные светильники-подвесы из молочного стекла. Боковые части потолка обработаны группами кессонов: один большой со светильником в центре окружён 14 малыми. Двухрожковые бра с цилиндрическими плафонами на стенах галерей – реплики оригинальных, восстановленные в 2016 г.
В закруглённых боковинах аванзалов планировалось разместить четыре панно из майоликовых плиток по эскизам художника Е. Е. Лансере, но было осуществлено только одно, в северном аванзале, – «Проходка шахты», которое обрамляет выход в сторону Ленинградского и Ярославского вокзалов (на момент строительства – Октябрьского и Северного). По воспоминаниям Д. Н. Чечулина, Лансере «ежедневно спускался в шахту и рисовал рабочих с отбойными молотками и откатчиков, маркшейдеров и землекопов, бетонщиков и отделочников» (Чечулин.1978. С. 67).
Овальный потолок каждого из аванзалов опирается на ряд из шести расположенных по центру колонн. По периметру потолка идут мелкие профилированные кессоны, а в середине, между колоннами, более крупные квадратные. В северном аванзале крайние колонны завершаются стилизованными капителями. От них по потолку расходится лепная композиция в виде звезды, составленной из перевязанных снопов и плодов, между которыми расположены серпы и молоты. Изначально этот декор дополняли пятиконечные звезды, впоследствии утраченные. В южном аванзале профилированную лепную капитель с декором из нескольких рядов окружностей получила только колонна, расположенная у перехода на Кольцевую линию.
Платформа первоначально была покрыта асфальтом, который заменили на гранит в 1955 г. Пол галерей-балконов вымощен жёлтой шестигранной и тёмно-красной квадратной метлахской плиткой.
Первоначальный северный наземный вестибюль в духе постконструктивизма (1934–1935) между Северным и Октябрьским вокзалами представлял собой кубовидный объём, окружённый мощными квадратными столбами, которые несли антаблемент, увенчанный простым карнизом с большим выносом. Центральная часть павильона трактовалась как постамент для скульптурной группы из четырёх фигур крупного размера – краснофлотца, красноармейца, рабочего и колхозника (группа не была реализована). В богато декорированном интерьере павильона воплощён принцип синтеза искусств. На боковой стене разместили фресковое панно на тему «Комсомол – вперёд к новым победам» по эскизу А. Т. Иванова, а на плафоне в технике сграффито по эскизам В. А. Фаворского изобразили авиационный парад. Здание разобрали в конце 1940-х гг.
На его месте в 1952 г. открыт общий для станций Кировского (ныне Сокольнического) радиуса и Кольцевой линии вестибюль. Здание объединяет мотивы эклектики, классической архитектуры и нарышкинского стиля. Выступающий фронтон поддерживают гранёные колонны с богато украшенными капителями. Карниз опирается на небольшие консоли. Крышу венчает купол, напоминающий шлем былинного богатыря и завершающийся башенкой-лантерной с позолоченным шпилем. Над входными порталами (с 2007 используются только на выход) расположены восьмигранные окошки, обрамлённые лепниной. Интерьер вестибюля – восьмигранник в плане, по двум углам которого расположены порталы эскалаторных тоннелей для спуска на станции. По другим двум углам помещены лестницы из подземного вестибюля, через который осуществляется вход. Стены облицованы светло-бежевым мрамором «Газган». Возле эскалаторов поставлены массивные бронзовые торшеры на гранитных постаментах. На своде размещена пышная лепная композиция со скульптурными вставками на тему «Созидательный труд советского народа», выполненными Г. И. Мотовиловым.
Из северного аванзала к наземному вестибюлю ведёт двухсводчатый коридор с лепным декором. Коридор облицован белой керамической плиткой, имитирующей бриллиантовый руст, и открыт в 1952 г., одновременно с новым вестибюлем. Старый подходной коридор используется как служебные помещения.
Южный вестибюль «Комсомольской» (1936) встроен в здание Казанского вокзала: широкая лестница ведёт в подземные турникетный и кассовый залы, потолок которых подпирают столбы с массивными «фантазийными» капителями, украшенными советской символикой.
Макет станционного зала «Комсомольской» в 1937 г. демонстрировался на Всемирной выставке в Париже. В 1941 г. Д. Н. Чечулин получил за архитектурные проекты станций «Киевская» Филёвской линии и «Комсомольская» Сокольнической линии Сталинскую премию 1-й степени.
Комитет по культурному наследию г. Москвы присвоил в 2007 г. станции «Комсомольская» Сокольнической линии статус выявленного объекта культурного наследия.