Генеральные конструкторы

Туполев Андрей Николаевич

Ту́полев Андре́й Никола́евич [29.10(10.11).1888, сель­цо Пус­то­ма­зо­во Кор­чев­ско­го уезда Твер­ской губернии, ныне не существует, находилось между деревнями Абросимово и Симоново в Кимрском районе Тверской области – 23.12.1972, Мо­ск­ва], российский авиа­кон­ст­рук­тор, академик (1953), генерал-полковник-инженер (1968), Ге­рой Тру­да РСФСР (1926), три­ж­ды (1945, 1957, 1972). Отец . В 1918 г. окон­чил . В 1916–1918 гг. уча­ст­во­вал в ра­бо­тах пер­во­го в Рос­сии авиационного рас­чёт­но­го бю­ро; кон­ст­руи­ро­вал пер­вые аэ­ро­ди­на­мические тру­бы в учи­ли­ще. Вме­сте с  – ор­га­ни­за­то­р и од­ин из ру­ко­во­ди­те­лей ; в 1918–1936 гг. член кол­ле­гии и заместитель начальника института по опыт­но­му цель­но­ме­тал­лическому са­мо­лё­то­стро­е­нию. В 1922–1924 гг. ру­ко­во­дил ра­бо­та­ми по вне­дре­нию дю­ра­лю­ми­на в са­мо­лё­то­строе­ние; в 1924–1925 гг. соз­дал АНТ-2 и АНТ-З – пер­вые советские цель­но­ме­тал­лические са­мо­лё­ты. Ис­поль­зо­ва­ние дю­ра­лю­ми­на в кон­ст­рук­ции са­мо­лё­тов по­зво­ли­ло Туполеву впер­вые в стра­не пе­рей­ти от конструкции би­пла­на к мо­но­пла­ну. В 1934 г. скон­ст­руи­ро­вал мно­го­мо­тор­ный са­мо­лёт АНТ-20 «Мак­сим Горь­кий» (8 дви­га­те­лей, по­лез­ная аэродинамическая площадь бо­лее 100 м2, пас­са­жи­ров­ме­сти­мость до 60 человек). С 1936 г. А. Н. Туполев – первый заместитель начальника и главный ин­же­нер Главного управ­ле­ния авиационной промышленности , од­но­вре­мен­но воз­глав­лял вы­де­лен­ное из сис­те­мы ЦАГИ КБ с за­во­дом опыт­ных кон­ст­рук­ций (авиационный за­вод № 156). В 1937 г. аре­сто­ван, ра­бо­тал в за­кры­том КБ НКВД – ЦКБ-29 (так называемая Ту­по­лев­ская ша­ра­га); в ию­ле 1941 г. ос­во­бо­ж­дён со сня­ти­ем су­ди­мо­сти, реа­би­ли­ти­ро­ван в 1955 г.

Под руководством А. Н. Туполева спро­ек­ти­ро­ва­но свыше 100 ти­пов са­мо­лё­тов, 70 из ко­то­рых строи­лись се­рий­но; на его са­мо­лё­тах ус­та­нов­ле­но 78 ми­ро­вых ре­кор­дов, вы­пол­не­но около 30 вы­даю­щих­ся пе­ре­лё­тов, в том числе на АНТ-4 в 1929 г., бес­по­са­доч­ные пе­ре­лё­ты в США че­рез Северный по­люс эки­па­жей и  на АНТ-25 и др. Боль­шое чис­ло са­мо­лё­тов-бом­бар­ди­ровщи­ков, тор­пе­до­нос­цев, раз­вед­чи­ков (ТБ-1, ТБ-3, СБ, ТБ-7, МТБ-2, Ту-2) и тор­пед­ных ка­те­ров (Г-4, Г-5) кон­ст­рук­ции А. Н. Туполева при­ме­ня­лось в бое­вых дей­ст­ви­ях в В по­сле­во­ен­ные го­ды под его руководством раз­ра­бо­тан ряд во­енных и гражданских са­мо­лё­тов: пер­вый советский ре­ак­тив­ный бом­бар­ди­ров­щик Ту-12 (пер­вый по­лёт в 1947), тя­жё­лый двух­мо­тор­ный ре­ак­тив­ный мно­го­це­ле­вой са­мо­лёт Ту-16 (1952); пер­вый ре­ак­тив­ный пас­са­жир­ский са­мо­лёт Ту-104 (1955), пер­вый тур­бо­вин­то­вой меж­кон­ти­нен­таль­ный пас­са­жир­ский лай­нер Ту-114 (1957), ближ­ние и сред­ние ма­ги­ст­раль­ные са­мо­лё­ты Ту-124 (1960), Ту-134 (1963), Ту-154 (1968). Совместно со своим сы­ном ру­ко­во­дил соз­да­ни­ем ря­да сверх­зву­ко­вых са­мо­лё­тов, в том числе пер­во­го в ми­ре пас­са­жир­ско­го Ту-144 (пер­вый по­лёт 31 декабря 1968 вы­пол­нил ). Туполев А. Н. вос­пи­тал плея­ду вид­ных авиационных кон­ст­рук­то­ров и учёных, воз­гла­вив­ших многие са­мо­лёт­ные ОКБ.

Туполев А. Н. – почётный член Ко­ро­лев­ско­го авиационного общества Ве­ли­ко­бри­та­нии (1970) и Американского института аэ­ро­нав­ти­ки и ас­тро­нав­ти­ки (1971). Почётный гра­ж­да­нин Па­ри­жа (1964), Нью-Йор­ка и Жу­ков­ского (1968).

(1957), (1943, 1948, 1949, 1952, 1972), премия имени Н. Е. Жу­ков­ско­го (1958). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми (1933, 1945, 1947, январь 1949, декабрь 1949, 1953, 1958, 1968), (1927, 1933), Боль­шой зо­ло­той ме­да­лью ФАИ (1958), Зо­ло­той ме­да­лью Общества ос­но­во­по­лож­ни­ков авиа­ции Фран­ции (1971). Име­нем Туполева на­зва­ны Авиационный на­уч­но-тех­нический ком­плекс (Мо­ск­ва), (1973, с 1992 Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева), ост­ров в Об­ской гу­бе Кар­ско­го мо­ря, ули­цы, скве­ры и т. п. В 1973 г. уч­ре­ж­де­ны Зо­лотая ме­даль и премия имени А. Н. Ту­по­ле­ва АН СССР; с 1994 г. премия имени А. Н. Ту­по­ле­ва (РАН).

Редакция оборонной промышленности
  • Боевые самолёты СССР
  • Аэродинамические задачи
  • Специалисты по авиационной технике