Туполев Андрей Николаевич
Ту́полев Андре́й Никола́евич [29.10(10.11).1888, сельцо Пустомазово Корчевского уезда Тверской губернии, ныне не существует, находилось между деревнями Абросимово и Симоново в Кимрском районе Тверской области – 23.12.1972, Москва], российский авиаконструктор, академик АН СССР (1953), генерал-полковник-инженер (1968), Герой Труда РСФСР (1926), трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). Отец А. А. Туполева. В 1918 г. окончил МВТУ. В 1916–1918 гг. участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским – организатор и один из руководителей ЦАГИ; в 1918–1936 гг. член коллегии и заместитель начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению. В 1922–1924 гг. руководил работами по внедрению дюралюмина в самолётостроение; в 1924–1925 гг. создал АНТ-2 и АНТ-З – первые советские цельнометаллические самолёты. Использование дюралюмина в конструкции самолётов позволило Туполеву впервые в стране перейти от конструкции биплана к моноплану. В 1934 г. сконструировал многомоторный самолёт АНТ-20 «Максим Горький» (8 двигателей, полезная аэродинамическая площадь более 100 м2, пассажировместимость до 60 человек). С 1936 г. А. Н. Туполев – первый заместитель начальника и главный инженер Главного управления авиационной промышленности Наркомтяжпрома, одновременно возглавлял выделенное из системы ЦАГИ КБ с заводом опытных конструкций (авиационный завод № 156). В 1937 г. арестован, работал в закрытом КБ НКВД – ЦКБ-29 (так называемая Туполевская шарага); в июле 1941 г. освобождён со снятием судимости, реабилитирован в 1955 г.
Под руководством А. Н. Туполева спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно; на его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов, в том числе на АНТ-4 в 1929 г., беспосадочные перелёты в США через Северный полюс экипажей В. П. Чкалова и М. М. Громова на АНТ-25 и др. Большое число самолётов-бомбардировщиков, торпедоносцев, разведчиков (ТБ-1, ТБ-3, СБ, ТБ-7, МТБ-2, Ту-2) и торпедных катеров (Г-4, Г-5) конструкции А. Н. Туполева применялось в боевых действиях в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. В послевоенные годы под его руководством разработан ряд военных и гражданских самолётов: первый советский реактивный бомбардировщик Ту-12 (первый полёт в 1947), тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт Ту-16 (1952); первый реактивный пассажирский самолёт Ту-104 (1955), первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский лайнер Ту-114 (1957), ближние и средние магистральные самолёты Ту-124 (1960), Ту-134 (1963), Ту-154 (1968). Совместно со своим сыном руководил созданием ряда сверхзвуковых самолётов, в том числе первого в мире пассажирского Ту-144 (первый полёт 31 декабря 1968 выполнил Э. В. Елян). Туполев А. Н. воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших многие самолётные ОКБ.
Туполев А. Н. – почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971). Почётный гражданин Парижа (1964), Нью-Йорка и Жуковского (1968).
Ленинская премия (1957), Государственная премия СССР (1943, 1948, 1949, 1952, 1972), премия имени Н. Е. Жуковского (1958). Награждён орденами Ленина (1933, 1945, 1947, январь 1949, декабрь 1949, 1953, 1958, 1968), Трудового Красного Знамени (1927, 1933), Большой золотой медалью ФАИ (1958), Золотой медалью Общества основоположников авиации Франции (1971). Именем Туполева названы Авиационный научно-технический комплекс (Москва), Казанский авиационный институт (1973, с 1992 Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева), остров в Обской губе Карского моря, улицы, скверы и т. п. В 1973 г. учреждены Золотая медаль и премия имени А. Н. Туполева АН СССР; с 1994 г. премия имени А. Н. Туполева (РАН).