«Сокольники» (станция метро)
«Соко́льники», станция Сокольнической (1-й) линии Московского метрополитена, памятник российской архитектуры.
Расположена в районе Сокольники в Восточном административном округе Москвы на стыке улиц Русаковской и Стромынки с Сокольнической площадью. Открыта 15 мая 1935 г. в составе первой очереди станций Московского метрополитена.
Недалеко от будущей станции на Русаковской улице 7 ноября 1931 г. был создан опытный участок для проверки возможности строительства метро по парижскому способу закрытой проходки (памятная доска на доме 13 по Русаковской улице). Прокладку прилегающих тоннелей начали летом 1933 г., а в марте 1934 г. приступили к сооружению конструкции самой станции. Бетонные работы были закончены уже в августе того же года. Станция строилась в крайне сложных геологических условиях: при раскрытии котлована на глубине 9 м строители наткнулись на песок-плывун. Для сохранения устойчивости окружающих пород всю территорию рассекли траншеями, из которых непрерывно откачивали воду.
От станции «Сокольники» 15 октября 1934 г. отправился первый пробный состав из двух вагонов, а 15 мая 1935 г. от неё же началось регулярное движение поездов с пассажирами. Макет станции выставлялся на Всемирной выставке 1937 г. в Париже, проект был удостоен Гран-при.
Проект станции выполнили архитекторы «Метропроекта» Н. А. Быкова, И. Г. Таранов, инженер-конструктор В. И. Дмитриев. Конструктивно она представляет собой колонную трёхпролётную станцию мелкого заложения, в перронном зале два ряда по 23 колонны с шагом 7 м, ширина платформы 15 м, а высота перекрытия от платформы 6 м.
Квадратные в сечении колонны станции облицованы серо-голубым мрамором с уральского Уфалейского месторождения с добавлением белого Коелгинского мрамора на капителях и лабрадорита у цоколей, окружённых на полу по периметру полосой белого мрамора. Плиты чёрного и серого гранита в 1990 г. уложены в шахматном порядке на полу платформы взамен асфальта.
Путевые стены покрыты зеленовато-жёлтой плиткой, разбитой широкими швами на квадратные блоки. Верхний ряд дополнен ритмичным декором с квадратами из 9 голубых плиток, а нижний пояс облицован продолговатыми плитками из чёрного марблита. Название станции выполнено никелированными буквами на подложке из чёрных керамических плиток. В 1982 г. в начале путевой стены в сторону станции «Красносельская» сделан вывод вентиляционной шахты, декорированный металлической решёткой с узором из квадратов и восьмиугольников.
Перекрытия в средней части платформенного зала оформлены узкими лепными филёнками и декоративными вентиляционными решётками, а в боковых нефах – балочными кессонами. Изначально в середине каждого кессона находился небольшой светильник-шар из молочного стекла, а между колоннами было подвешено по два крупных светильника той же формы. В 1972 г. их заменили на лампы дневного света (по состоянию на 2023 запланирована реставрация с возвращением оригинальной схемы освещения).
Наземный вестибюль в виде двух устоев-«пропилей» с гранитным цоколем, перекрытых плоской плитой, находится в начале аллеи, ведущей к парку «Сокольники». Сравнительно небольшое здание, похожее на парковый павильон, спроектировано в эстетике постконструктивизма и ар деко. Архитекторам пришлось уменьшить габариты вестибюля в 1,5 раза по распоряжению Л. М. Кагановича, который курировал строительство метро (Костина. 2019. С. 157).
Лестничные марши в вестибюле устроены таким образом, чтобы потоки пассажиров не пересекались. Входные группы расположены в среднем проёме, а выходы – в крыльях вестибюля с внешней стороны. В перекрытие встроен светильник-витраж с вписанной в белый круг красной пятиконечной звездой (восстановлен в 2018). Над входными группами на внутренней стороне портала, немного выступая на фронтальную сторону, помещены барельефные фризы со стилизованно-обобщёнными фигурами метростроевцев, которые по эскизам архитекторов Быковой и Таранова выполнил скульптор П. В. Митковицер. Со стороны Стромынки на тумбах-выступах по сторонам от портала были установлены реалистичные гипсовые фигуры дискобола и волейболистки работы того же автора (вскоре были утрачены; в 2018 на их месте появились реплики). Двери для выхода пассажиров фланкированы гранитными вазонами. Над вестибюлем в 2019 г. установлена светящаяся надпись «Метро», аналогичная той, что существовала в первые годы после открытия (утрачена до 1940).
Стены промежуточного аванзала покрыты жёлто-коричневой глазурованной керамической плиткой с панно из молочно-белых плиток, положенных вкосую. Лестницы из вестибюля ведут в подземный кассовый зал полуциркульной формы с шестью восьмигранными и шестью квадратными колоннами, облицованными коелгинским мрамором с дополнением уфалейским мрамором у оснований. Стены кассового зала также облицованы мрамором из месторождения Коелга, заменившим первоначальную облицовку из марблита.
Проход пассажиров на станцию с момента открытия осуществлялся через трёхчастный коридор, где соблюдалась схема строгого разделения пассажиропотоков: средняя часть была предназначена для входа, а боковые, за восьмигранными колоннами и невысокими решётками, – для выхода. Проход выходит на мостик с лестничными спусками в средней части станционного зала. В торцах платформы были сделаны лестницы с глухими площадками, восточная с 2023 г. используется для пересадки на Большую кольцевую линию (сохранён участок пола с оригинальной шестигранной метлахской плиткой).
Пересадка на одноимённую станцию Большой кольцевой линии (11-й линии).
Комитет по культурному наследию г. Москвы присвоил в 2007 г. станции «Сокольники» статус выявленного объекта культурного наследия.