Белелюбский Николай Аполлонович
Белелю́бский Никола́й Аполло́нович [1(13).3.1845, Харьков, ныне Украина – 4.8.1922, Петроград, ныне Санкт-Петербург], российский инженер-проектировщик, учёный в области строительной механики и мостостроения. В 1867 г. окончил Санкт-Петербургский институт инженеров путей сообщения, с 1873 г. профессор там же. В течение нескольких десятилетий возглавлял русскую школу мостостроения. По проектам Белелюбского и под его непосредственным руководством возведено более 50 мостов и тоннелей, в том числе мосты через Волгу, Днепр, Обь, Белую и другие реки. Мост через Волгу у Сызрани, построенный по проекту Белелюбского в 1875–1880 гг., был в то время самым длинным в Европе. При его проектировании Белелюбский предложил метод расчёта подмостовых отверстий (необходимых для пропуска вод), получивший широкое распространение в мире. Белелюбский внёс существенные улучшения в конструкцию металлических пролётных строений; впервые применил свободное опирание поперечных балок на балансиры (модель этого шарнирного опирания была удостоена золотой медали на Эдинбургской выставке в 1890); разработал способ быстрой замены деревянных конструкций мостов на металлические без перерыва движения. Белелюбский руководил первой в России лабораторией по испытанию строительных материалов; многие из предложенных им методов испытаний вошли в международную практику. Проведя всесторонние исследования, Белелюбский показал, что по ряду характеристик отечественные цементы не уступают английскому портландцементу; в результате Россия существенно сократила импорт цемента из Великобритании. Под руководством Белелюбского были разработаны первые в России нормы и технические условия для проведения железобетонных работ (1905–1908). «Курс строительной механики», опубликованный им в 1885 г., был первым полным курсом на русском языке по этой дисциплине.