Власов Степан Григорьевич
Вла́сов Степа́н Григо́рьевич (Стефан) [28.9(10.10).1854, по данным Ежегодника Императорских театров 1858, станица Гундоровская Области войска Донского, ныне в составе г. Донецк, Ростовская область – 1919, там же], российский певец (бас), педагог, заслуженный артист Императорских театров (1907).
Из донских казаков. В 1877–1882 гг. обучался в Московской консерватории (классы Дж. Гальвани, Э. О. Тальябуэ). В 1882–1885 гг. совершенствовался в вокальном искусстве в Вене; выступал в Турине, Флоренции и других городах Италии.
В 1885–1887 гг. пел в Частном оперном театре Н. С. Кроткова в Москве (дебютная партия – Царь Египта в «Аиде» Дж. Верди). Исполнил здесь в том числе партии Деда Мороза и Лепорелло в московских премьерах опер «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова [8(20) октября 1885, художники В. М. Васнецов, К. А. Коровин, в партии Снегурочки – Н. В. Салина] и «Каменный гость» А. С. Даргомыжского [17(29) декабря 1886, художник В. Д. Поленов, в партии Дон Жуана – П. А. Лодий], Ивана Сусанина («Жизнь за царя» М. И. Глинки, художник И. И. Левитан).
В 1887–1907 гг. солист московского Большого театра (дебютировал в партии Сусанина). Обладал мощным басом-кантанте богатого красками тембра с обширным верхним регистром, позволявшим петь помимо басовых партии для баритона; имел хорошие сценические данные. Первый исполнитель ряда партий на сцене Большого театра, среди них: 2-й латник («Волшебная флейта» В. А. Моцарта, 1889), Глашатай («Лоэнгрин», 1889) и Вотан («Зигфрид», «Валькирия» Р. Вагнера; 1894, 1902), Кичига («Чародейка» П. И. Чайковского, 1890), Нилаканта («Лакме» Л. Делиба, 1892), Дед Мороз («Снегурочка» Римского-Корсакова, 1893), Верейский («Дубровский» Э. Ф. Направника, 1895), Пётр [«Пряничный домик» («Гензель и Гретель») Э. Хумпердинка], Федул («Федул с детьми» В. А. Пашкевича, В. Мартин-и-Солера), Капулетти («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно; все – 1896), Норфольк («Генрих VIII» К. Сен-Санса, 1897), Галицкий («Князь Игорь» А. П. Бородина), Голова («Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова), Цунига («Кармен» Ж. Бизе; все – 1898), Князь Владимир («Забава Путятишна» М. М. Иванова, 1899).
В числе других партий (указаны годы первого выступления): Светозар (1887) и Руслан (1890; «Руслан и Людмила» Глинки), Добрыня Никитич («Рогнеда», 1887), Владимир Красное Солнышко («Юдифь», 1897), Элиаким (1888) и Ерёмка (1903; «Вражья сила» А. Н. Серова), Гудал («Демон» А. Г. Рубинштейна), Мельник («Русалка» Даргомыжского; обе – 1889), Дон Базилио (1890, «Севильский цирюльник»), Мельхталь (1893; «Вильгельм Телль» Дж. Россини), Мефистофель («Фауст» Гуно, 1891; одноимённая опера А. Бойто, 1894), Плумкетт («Марта» Ф. фон Флотова, 1891), Сен-Бри («Гугеноты» Дж. Мейербера, 1895), Каспар («Волшебный стрелок» К. М. фон Вебера, 1898), Кочубей («Мазепа» Чайковского, 1899), Добрыня Никитич (одноимённая опера А. Т. Гречанинова, 1903), Старый жрец («Волшебная флейта» Моцарта, 1906).
Принял участие в первых исполнениях опер «Мария Бургундская» (Филипп, 1888) и «Тушинцы» (Максим, 1895) П. И. Бларамберга, «Гарольд» Э. Ф. Направника (Сенешаль, 1888), «Сон на Волге» А. С. Аренского (Домовой, 1890), «Последний день Бельсаруссура» А. Н. Корещенко (Бельсаруссур, 1892), «Алеко» С. В. Рахманинова (Старый цыган), «Иоланта» П. И. Чайковского (Эбн-Хакиа; обе – 1893), «Мелузина» И. Ю. Трубецкого (Царь духов, 1895). По воспоминаниям А. В. Оссовского (1955), небольшая роль Старого цыгана из оперы «Алеко» в исполнении Власова «выросла в значительный, полный большого смысла образ великодушного, отрешившегося от человеческих страстей, умудрённого жизнью старика, воплощённый с трогательной искренностью и простотой этим прекрасным певцом, хранителем реалистических традиций русской оперной сцены» (Оссовский. 1988. С. 348).
Всего в репертуар певца входило 58 партий. Лучшие среди них – Мельник, Мефистофель («Фауст» Гуно) и Руслан. «Те, кто помнит богатырскую фигуру Власова в "Руслане", его привлекательные и очень задушевные лирические интонации в широко льющихся басовых кантиленах, имеют основание причислить его наряду с петербургским В. И. Касторским к лучшим воплотителям эпического образа, созданного Глинкой» (Яковлев В. В. Избранные труды о музыке. Т. 3. Москва, 1983. С. 311). В партии Руслана состоялся прощальный бенефис Власова в Большом театре 28 февраля (13 марта) 1907 г.
Гастролировал по России в составе оперного товарищества под управлением А. А. Эйхенвальда (1902, Иркутск, Городской театр; Нижний Новгород, Большой ярмарочный театр), оперной труппы Л. Д. Донского (1904, Саратов). Выступал в концертах, в том числе неоднократно в пользу Донского землячества вместе с солистами Большого театра (Л. В. Собиновым, М. А. Дейша-Сионицкой, А. Фострём и др.). В 1900 г. вместе с Собиновым совершил концертное турне по городам юга России.
В 1907–1915 гг. преподавал пение в Москве, в 1915–1917 гг. – в Новочеркасске.
Записывался на грампластинки в Санкт-Петербурге в 1903 г. (стансы Нилаканты из оперы «Лакме» Л. Делиба, баллада «Ермак» В. Э. Добровольского, фирма «Граммофон»; хранятся в Государственном театральном музее имени А. А. Бахрушина) и на приватных фонографических цилиндрах в 1899 г. (песня «Казак» С. Монюшко, ариозо Сусанина «Ты не кручинься, дитятко моё» из оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки; коллекция директора Императорских театров И. А. Всеволожского; ныне в собрании Российского национального музея музыки).
В Донецке (бывшая станица Гундоровская) Власову установлен памятный знак (2011).