Лодий Пётр Андреевич
Ло́дий Пётр Андре́евич [3(15).8.1855, Санкт-Петербург – 20.5.1920, Ростов-на-Дону], российский певец (тенор), режиссёр и педагог.
Сын певца Андрея Петровича Лодия. Пению обучался сначала у отца, затем в Петербургской консерватории (у Дж. Корси и К. Эверарди, 1874–1878). Первоначально выступал как водевильный актёр (под псевдонимом Лидин) на клубных сценах Санкт-Петербурга и в летних театрах. В 1878 г. дебютировал в партии Фауста (одноимённая опера Ш. Гуно) на сцене Мариинского театра, где выступал до 1880 г. и в 1882–1884 гг. Пел на оперных сценах Тифлиса (ныне Тбилиси), Одессы, Москвы, Петербурга (театр «Аркадия»), гастролировал во многих городах Российской империи.
Обладал лирико-драматическим тенором небольшого объёма, «тёплого, мягкого, задушевного тембра», с крепким центральным регистром (Шкафер. 1936. С. 124).
Среди лучших оперных партий: Собинин, Финн и Баян («Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Князь и Дон Жуан («Русалка» и «Каменный гость» А. С. Даргомыжского), Андрей Морозов («Опричник» П. И. Чайковского), Герцог («Риголетто» Дж. Верди), Фра-Дьяволо (одноимённая опера Д.-Ф.-Э. Обера). Первый исполнитель партий Левко [«Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова, 9(21) января 1880, Мариинский театр], Мури [«Сын мандарина» Ц. А. Кюи, 7(19) декабря 1878, Санкт-Петербург, Клуб художников], Вяземского [«Купец Калашников» А. Г. Рубинштейна, 22 февраля (5 марта) 1880, Мариинский театр]. Выступал в оперетте и в драматических спектаклях.
Видный камерный певец, первый исполнитель ряда романсов Э. Ф. Направника, Чайковского, М. А. Балакирева, М. П. Мусоргского, которые часто пел под аккомпанемент авторов.
С 1882 г. преподавал пение в Петербурге (в 1890 организовал здесь собственные курсы с оперным классом, также преподавал в Придворной певческой капелле), в 1887–1890 гг. – в Тифлисе. Среди учеников: его дочь – З. П. Лодий, Е. Ф. Карри, Н. М. Спасский.