Ярославская школа
Яросла́вская шко́ла, одна из наиболее значительных школ русского искусства в 17–18 вв.
Сложилась в Ярославле и его округе с развитием торговли в Верхнем Поволжье. Особенности ярославской школы архитектуры с живописными композициями храмов (четырёхстолпные пятиглавые, с двухъярусными галереями, крыльцами, встроенными звонницами и приделами) проявляются в 1620 – 1640-х гг. под влиянием псковских, новгородских и московских мастеров и традиций годуновской школы (церковь Николы Надеина, 1620–1622). Расцвет архитектурной школы приходится на середину – 2-ю половину 17 в. (особенно после пожара 1658), когда развивалось два композиционных типа храмов: асимметричный с колокольнями в северо-западном углу (церковь Илии Пророка, 1647–1650; церковь Богоявления, 1684–1692) и симметричный с отдельно стоящими колокольнями (церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, 1671–1687). Приделы нередко перекрывались шатрами (два симметричных в церкви Николы Мокрого, 1665–1672) или главами (два пятиглавых придела в церкви в Толчкове). Создавались храмовые ансамбли из двух церквей, святых врат и колоколен (в слободе Коровники, 1649 – 1680-е гг.). В 1640 – 1690-х гг. в декорации фасадов активно использовались карнизы, ширинки, фризы, колонки, поребрик, изразцы (7-метровый изразцовый наличник церкви Святого Иоанна Златоуста в Коровниках, 1649–1654), в сочетании с цветом кирпичной кладки создающие ощущение особой нарядности. Архитектура ярославской школы влияла на зодчество Углича, Романова и Борисоглебска (ныне Тутаев); она родственна костромской архитектуре 17 в.
Черты ярославской школы в иконописи с особой повествовательностью и эмоциональностью, тёмным колоритом начали закладываться во 2-й половине 16 в. Её расцвет приходится на 1640 – 1710-е гг. Вместе с костромскими мастерами ярославские художники учились и работали в других городах (в 1642–1644 Успенский собор в Московском Кремле расписывали Стефан Духовской, Севастьян Дмитриев, И. Владимиров и др.). Большие объёмы интерьеров ярославских храмов способствовали увеличению количества сюжетов в росписях, в том числе скопированных из голландских изданий Библии. С 1660 – 1670-х гг. под влиянием холмогоро-устюжских мастеров палитра становится светлой, с обилием холодных тонов, иконы изобилуют редкими сюжетами, часто написанными в миниатюрной манере [сцены «Сказания о Мамаевом побоище» (после 1684) внизу иконы «Сергий Радонежский с житием» (17 в., Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник)]. Среди мастеров последней трети 17 – начала 18 вв. – Дмитрий Плеханов, Семён Иванов, Фёдор Игнатьев, Фёдор Фёдоров, династий иконописцев – Ивановы, Игнатьевы, Никитины, Поповы, Семёновы, Сидоровы, Фёдоровы. Высоким уровнем мастерства отличались деревянная резьба (иконостасы и др.) и прикладное искусство.
Черты ярославской школы в архитектуре Ярославля в 1730-х гг. сменяются столичными тенденциями, однако до конца 18 в. сохраняются в окрестных сёлах, где продолжали строить пятиглавые храмы (Воскресенская церковь в селе Левашёво, 1779; Троицкая церковь в селе Диево-Городище, 1787; церковь Спаса Нерукотворного в селе Рыбницы, 1789–1791), часто с шатровыми колокольнями (близ Преображенской церкви в селе Некрасовское, 1770-е гг.). Живопись Ярославля с конца 18 в. также определяет столичное влияние. Композиционные и декоративные особенности архитектуры ярославской школы во 2-й половине 19 – начале 20 вв. повлияли на развитие русского стиля.