Центральный банк Уругвая
Центра́льный банк Уругва́я (исп. Banco Central del Uruguay, BCU), Центральный банк Восточной Республики Уругвай. Штаб-квартира в г. Монтевидео (Уругвай).
Создание Центрального банка (ЦБ) Республики Уругвай предусмотрено ст. 196 Конституции, вступившей в силу 15 февраля 1967 г. ЦБ начал свою работу 3 марта 1967 г. с формированием нового правительства и назначением временного правления регулятора. В это время экономика Уругвая переживала последствия банковского кризиса 1965 г. Крупный дефицит государственного бюджета, долларизация экономики, высокая инфляция и девальвация национальной валюты стимулировали правительство Уругвая к созданию специализированного учреждения для разработки и осуществления денежно-кредитной политики (ДКП). На ЦБ также была возложена ответственность за регулирование деятельности кредитных организаций, надзор за банковской системой, осуществление валютной политики и финансирование банков.
До создания Банка Уругвая, в 1896–1967 гг., роль органа, ответственного за проведение денежно-кредитной политики, выполнял государственный коммерческий Банк Восточной Республики Уругвай (Банк Республики, исп. Banco de la República Oriental del Uruguay, Banco República, BROU). Создан 4 августа 1896 г. С 1907 г. он обладал исключительным правом эмиссии денежных средств на территории страны.
В 1967–1971 гг. Банк Республики и Центральный банк Уругвая выполняли функции монетарного регулятора одновременно. Тем не менее в экономике сохранялась высокая инфляция (в июне 1968 годовая инфляция достигла 183 %) из-за финансирования центральным банком бюджетного дефицита за счёт приобретения государственных долговых обязательств. Одновременно девальвация национальной валюты привела к росту числа банкротств и ЦБ активно финансировал коммерческие банки. В этой ситуации правительство поручило регулятору разработать план стабилизации цен. В качестве номинального якоря была выбрана средняя заработная плата населения. Другие инструменты ДКП были недоступны ЦБ в существовавших на тот момент экономических условиях – процентные ставки устанавливались на законодательном уровне и не использовались в качестве операционной цели монетарной политики, стабильность валютного курса и денежных агрегатов не вызывала доверия экономических агентов из-за большого первичного дефицита бюджета (12,2 % ВВП в 1967) и недостаточного объёма международных резервов (0,6 % ВВП).
С 1971 г. Банк Республики продолжил своё существование в качестве коммерческого банка. В январе того же года ЦБ перешёл от режима фиксированного валютного курса к режиму управляемого плавания, а в декабре 1974 г. – к режиму, в котором обменный курс формируется в рамках валютного коридора (англ. crawling band).
В 1975 г. в связи с высокой инфляцией и девальвацией национальной валюты ЦБ ввёл в обращение новую валюту – новый уругвайский песо (уругвайский песо обменивался на новую валюту в соотношении 1000:1). В 1978 г. ЦБ перешёл к режиму фиксированного валютного курса с возможностью корректировки (англ. crawling peg). Это позволило снизить годовую инфляцию с 83 % в декабре 1979 г. до 11 % в ноябре 1982 г. 17 сентября 1982 г. полномочия ЦБ были расширены за счёт права осуществлять лицензирование финансовых институтов, применять к ним меры принуждения, в том числе отзывать их лицензии. Дополнительно регулятор получил право предоставлять иностранным финансовым учреждениям разрешение на функционирование и открытие филиалов на территории республики. В то же время на ЦБ была возложена функция кредитора последней инстанции. 26 ноября 1982 г. регулятор перешёл к режиму свободного плавания обменного курса (англ. freely floating). В декабре 1990 г. ЦБ вернулся к режиму, в котором обменный курс формируется в рамках валютного коридора.
В 1993 г. Банком Уругвая проведена деноминация, при которой 1 тыс. новых уругвайских песо обменивалась на 1 уругвайский песо. В 1995 г. принят новый закон о ЦБ, согласно которому была повышена независимость ЦБ и ограничено финансирование дефицита государственного бюджета регулятором – введены лимиты на объём кредитов государству в размере 10 % от первичного сальдо бюджета за предыдущий год.
В 2001–2002 гг. в Аргентине произошёл финансовый кризис, спровоцировавший банковскую панику и отток депозитов, выраженных в иностранной валюте, в банковском секторе Уругвая. Это привело к значительному снижению объёмов международных резервов ЦБ и ослаблению возможности удерживать валютный курс в рамках коридора. Чтобы поддержать финансовую стабильность, восстановить репутацию и закрепить ожидания рынка, Банк Уругвая в июне 2002 г. перешёл к режиму таргетирования денежной базы.
С 2003 г. основополагающими элементами стратегии ЦБ стали ослабление контроля за обменным курсом и усиление регулирования финансовой системы. В 2004 г. регулятор перешёл от установления точечного целевого показателя денежной базы к объявлению интервала допустимых значений. Банк Уругвая также ужесточил правила управления валютным риском и риском ликвидности для коммерческих банков, повысив требования к капиталу и ограничив операции с нерезидентами. К концу 2005 г. ЦБ перешёл к режиму инфляционного таргетирования, сформулировав конечную цель ДКП как поддержание инфляции в рамках целевого диапазона 4,5–6,5 %. Основным инструментом денежно-кредитной политики стала учётная процентная ставка (ставка по однодневным межбанковским кредитам).
В январе 2008 г. целевой диапазон инфляции был расширен и составил 3–7 %. Причинами этого изменения стали высокая волатильность на международных финансовых рынках и уязвимость экономики Уругвая к внешним шокам. В период мирового финансового кризиса 2008 г. ЦБ Уругвая повысил учётную ставку с 7,25 до 10 % и дополнительно начал использовать обязательные резервные требования в качестве инструмента денежно-кредитной политики, установив также штрафы для банков, не выполняющих резервные требования, чтобы дедолларизировать экономику и снизить инфляцию.
В принятом 24 октября 2008 г. новом законе о ЦБ были определены его цели: стабильность цен, поддержание устойчивости национальной валюты, обеспечение стабильности и развитие национальной платёжной системы и финансового рынка. В законе также были перечислены функции регулятора: эмиссия наличных денег; использование инструментов, необходимых для достижения целей ДКП; управление международными резервами; предоставление кредитов банкам в случае недостатка ликвидности на рынке; участие в международных финансовых организациях от имени правительства республики; осуществление лицензирования субъектов финансового рынка; содействие распространению финансовой грамотности в стране.
2 декабря 2009 г. ЦБ наделён функцией регулирования фондового рынка, обеспечения прозрачности операций для предоставления полной информации инвесторам и снижения системного риска.
В декабре 2009 г. целевой диапазон инфляции был сужен до 4–6 %.
В июле 2010 г. в закон о ЦБ внесены изменения, которые предусматривают создание в структуре ЦБ Комитета по макроэкономической координации (исп. Comité de Coordinación Macroeconómica) для установления целевых показателей инфляции. В состав комитета входят три члена правления ЦБ, а также министр финансов и два представителя от Министерства финансов. Мандатом на определение параметров денежно-кредитной политики для достижения ценовой стабильности было наделено специально созданное полуавтономное ведомство в структуре ЦБ, подотчётное правительству, – Комитет по монетарной политике (исп. Comitê de Política Monetária, COPOM), состоящий из шести членов ЦБ (три члена правления и три члена штаба).
Из-за высокой инфляции в середине 2011 г. регулятор установил маржинальные (предельные) резервные требования, которые применяются к размеру прироста определённых обязательств банков. Для привлечения средств на корреспондентские счета банков в ЦБ было установлено вознаграждение на минимальный объём резервных требований в национальной и иностранной валюте.
Во время энергетического кризиса 2013 г. Комитет по макроэкономической координации расширил целевой диапазон инфляции до 3–7 %. В 2014 г. на Банк Уругвая возложены полномочия по лицензированию и надзору за финансовыми учреждениями, выпускающими электронные деньги.
В 2017 г. ЦБ выпустил цифровую валюту в рамках проекта e-Peso (электронный песо), ставшего частью государственной программы повышения финансовой доступности и эффективности работы платёжной системы, которая началась в 2011 г. Регулятор и участники пилотного проекта положительно оценили опыт применения цифровой валюты в розничных платежах, отметили высокую слаженность работы и отсутствие технических инцидентов за всё время тестирования. Внедрение цифровой валюты было направлено на повышение контроля за национальным денежным оборотом и дедолларизацию финансовой системы. Однако ЦБ отметил невостребованность полномасштабного выпуска e-Peso в обращение с целью замены бумажных банкнот. Поэтому в апреле 2018 г. пилотный проект e-Peso был закрыт.
В августе 2020 г. Банк Уругвая объявил о планируемом снижении верхней границы целевого диапазона по инфляции в 2022 г. Это, в сочетании с наблюдавшимся в конце 2020 – начале 2021 гг. фактическим замедлением инфляции на фоне пандемии коронавирусной инфекции, стало одним из факторов снижения инфляционных ожиданий до уровней, близких к историческим минимумам (6,64 % в мае 2021). После снятия ограничений, действовавших в период пандемии, инфляция вновь начала расти, достигнув 9,95 % в сентябре 2022 г. В этих условиях для обеспечения стабильности цен и доверия к национальной валюте Комитет по макроэкономической координации перешёл к ужесточению ДКП и сузил целевой диапазон инфляции до 3–6 %.
По состоянию на 2023 г. основными целями ЦБ являются стабильность цен и обеспечение устойчивости национальной валюты. Регулятор также выполняет роль кредитора последней инстанции в банковской системе; осуществляет регулирование и надзор на финансовом рынке с целью обеспечения финансовой стабильности; несёт ответственность за раскрытие финансовой информации контролируемых организаций; отвечает за функционирование платёжной системы; обеспечивает защиту прав потребителей финансовых услуг и инвесторов. С момента своего основания Банк Уругвая является единственным учреждением, ответственным за выпуск банкнот и чеканку монет по всей стране. Для достижения цели ценовой стабильности ЦБ следует режиму таргетирования инфляции. Регулятор использует учётную ставку в качестве инструмента ДКП для удержания инфляции в целевом диапазоне, установленном Макроэкономическим координационным комитетом.