Цифровая валюта (в праве)
Цифрова́я валю́та, совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчётной единицей, и (или) в качестве инвестиций [ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 31 июля 2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте»)]
Сам по себе термин «цифровая валюта» является спорным. Поскольку в настоящее время правовое регулирование обращения цифровой валюты в РФ регулируется Законом «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте», до его принятия в отечественных научных работах юридического и экономического характера, а также в официальных разъяснениях и иных документах российских органов государственной власти использовалось два понятия – «криптовалюта» (Об использовании криптовалют. 2014; Недорезков. 2017. С. 45–49; Кучеров. 2018. С. 16–23) и «виртуальная валюта» (Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют». 2014; Кочергин. 2016. С. 40–51; Ситник. 2019. С. 117–120). Аналогичным образом в зарубежном законодательстве и документах различных международных организаций в первую очередь употребляются именно указанные понятия (Virtual Currencies. 2014; IRS Notice 2014-21. 2014; Virtual Currency Schemes. 2015). Вместе с тем однозначного ответа на вопрос о соотношении понятий «цифровая валюта», «криптовалюта», «виртуальная валюта» до настоящего времени нет.
Представляется, что наиболее общим среди перечисленных категорий является понятие «виртуальная валюта». Её определение было дано, например, в докладе Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) 2014 г. «Виртуальные валюты. Ключевые определения и потенциальные риски в сфере ПОД/ФТ», в котором отмечалось, что виртуальная валюта – это цифровое выражение стоимости, которое может торговаться в цифровой форме и выполняет функции: 1) средства обмена; и (или) 2) меры стоимости; и (или) 3) средства накопления, но не имеет статуса законного платёжного средства (т. е. не является действительным и законным, когда оно предлагается кредитору, ни в одной юрисдикции). Она не эмитируется и не обеспечивается ни одной юрисдикцией и выполняет вышеперечисленные функции только по соглашению в рамках сообщества пользователей виртуальной валюты (Virtual Currencies. 2014).
Европейский центральный банк в докладе «Схемы электронных денег – дальнейший анализ» отметил, что «виртуальные валюты не являются деньгами или валютой с правовой точки зрения. Для целей данного доклада, она определяется как цифровая репрезентация стоимости, не эмитированная центральным банком, кредитной организацией или учреждением электронных денег, которая при некоторых обстоятельствах может быть использована в качестве альтернативы деньгам» (Virtual Currency Schemes. 2015).
Виды цифровой валюты
В настоящее время в обращении находятся разнообразные виртуальные валюты, отличающиеся порядком выпуска, конвертации, обеспечения и т. д. Так, в зависимости от возможности конвертации виртуальной валюты можно выделить:
конвертируемую виртуальную валюту – такая валюта может быть обменена на деньги, товары, работы, услуги и т. д. Как отмечает Служба внутренних доходов США, «виртуальная валюта, которая имеет эквивалент стоимости в настоящей валюте или которая выступает в качестве заменителя реальной валюты, рассматривается как "конвертируемая" виртуальная валюта. Биткоин является одним из примеров конвертируемой виртуальной валюты, может торговаться в цифровой форме между пользователями и может приобретаться или обмениваться на доллары США, евро или другие реальные или виртуальные валюты» (IRS Notice 2014-21. 2014);
неконвертируемую виртуальную валюту – валюту, которая не может быть обменена на соответствующие ценности. К неконвертируемым валютам можно отнести игровые деньги (игровую валюту), т. е. денежные средства, используемые для расчётов в компьютерных играх.
Конвертируемые виртуальные валюты, в зависимости от наличия централизованного органа, осуществляющего их выпуск, делятся на:
централизованные конвертируемые виртуальные валюты – виртуальные валюты, выпускаемые т. н. централизованным эмитентом. К таким валютам можно отнести WebMoney (WM) – знаки стоимости, обращающиеся в рамках расчётной системы WebMoney Transfer, принадлежащей компании WM Transfer Ltd. В России в настоящее время оператор указанных электронных денежных средств не зарегистрирован, в связи с чем WM не могут рассматриваться в качестве электронных денежных средств;
децентрализованные конвертируемые виртуальные валюты – у данных виртуальных валют отсутствует «централизованный эмитент». В качестве разновидности децентрализованных конвертируемых виртуальных валют можно выделить криптовалюту – обращающийся в рамках децентрализованной (пиринговой) сети финансовый платёжный инструмент, представляющий собой цифровую репрезентацию стоимости, для защиты операций и контроля за количеством созданных единиц которой применяются криптографические технологии.
В свою очередь, в рамках российского правового поля цифровая валюта – это вид криптовалюты, который соответствует условиям, закреплённым в Законе «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте».
В то же время следует иметь в виду, что есть и иные интерпретации по вопросу соотношения понятий «цифровая валюта» и «криптовалюта». Например, российский учёный-юрист Л. Ю. Василевская разграничивает данные объекты, указывая на то, что цифровые валюты в отличие от криптовалюты не являются денежным суррогатом (Василевская. 2021. С. 17).
Существуют и иные трактовки. Так, обращает на себя внимание тот факт, что Закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте» не содержит указания на технологию распределённого реестра, как основу цифровой валюты [под распределённым реестром понимается совокупность баз данных, тождественность содержащейся информации в которых обеспечивается на основе установленных алгоритмов (алгоритма) (ч. 7 ст. 1)]. При этом в отношении цифровых финансовых активов отмечается, что они могут быть выпущены, учтены и обращаться путём внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределённого реестра, а также в иные информационные системы.
Применительно к цифровым валютам прямое упоминание о распределённом реестре отсутствует. Получается, что цифровые валюты в понимании Закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте» могут быть выпущены, учтены и обращаться как в рамках информационных систем на основе распределённого реестра, так и информационных систем, не основанных на нём.
Косвенным указанием на технологию распределённого реестра является упоминание в определении цифровой валюты узлов информационной системы, которыми на основании ч. 8 ст. 1 Закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте» являются пользователи информационной системы на основе распределённого реестра, обеспечивающие тождественность информации, содержащейся в указанной информационной системе, с использованием процедур подтверждения действительности вносимых в неё (изменяемых в ней) записей.
Можно сделать вывод, что цифровая валюта – более широкое понятие, чем криптовалюта. Так, под определение цифровой валюты подпадают валюты различных компьютерных игр – они являются совокупностью цифровых данных, которые содержатся в информационной системе, могут быть использованы как средство платежа и инвестированы, не выражены в официальных денежных единицах, в отношении них отсутствует обязанное лицо. В то же время очевидно, что под цифровыми валютами, в первую очередь, следует понимать именно криптовалюты. Перспектива регулирования обращения игровых денег на основании норм Закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте» выглядит маловероятной. Между тем для окончательного решения данного вопроса следует дождаться принятия иных федеральных законов.
Таким образом, отсутствие полноценного механизма правового регулирования обращения цифровых валют, его фрагментарный и пробельный характер, недостатки юридической техники Закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте» не позволяют точно и однозначно дать ответ на вопрос о соотношении рассмотренных выше категорий. Далее в настоящей статье понятия «криптовалюта» и «цифровая валюта» будут употребляться как синонимы.
Цифровые валюты не являются деньгами, т. к. не эмитируются государством. Отсюда следует вывод, что цифровые валюты не являются разновидностью денег – безналичными денежными средствами, поскольку они не учитываются по счетам и вкладам в кредитных организациях.
Необходимо отграничивать цифровые валюты и от электронных денежных средств. Согласно п. 18 ст. 3 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе», электронные денежные средства – это средства, предварительно предоставленные одним лицом другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счёта (обязанному лицу). Такие электронные деньги предназначены для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами. В отношении этих электронных денег лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа.
В свою очередь, цифровые валюты не выпускаются субъектом национальной платёжной системы (оператором электронных денежных средств), действующим на основании лицензии (соответствующим оператором может быть только кредитная организация) Банка России.
Тот факт, что цифровые валюты не являются безналичными или электронными денежными средствами, а также не относятся к бездокументарным ценным бумагам, подчёркивается в ч. 11 ст. 1 Закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте».
Закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте» регулирует отношения, связанные с обращением цифровых финансовых активов и цифровых валют. Между тем существует позиция, согласно которой цифровые валюты признаются разновидностью цифровых финансовых активов (Василевская. 2021. С. 3–18). В отношении данной точки зрения следует дать пояснение. Действительно, в своей первоначальной редакции законопроект № 419059-7 признавал криптовалюту разновидностью цифровых финансовых активов. В то же время Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам в своём заключении на указанный законопроект отметил, что «существенным отличием цифровых финансовых активов от цифровых валют будет являться то, что в отношении цифрового финансового актива всегда существует обязанное лицо по требованию (обязательству), которое удостоверяет цифровой финансовый актив, в то же время в отношении цифровой валюты обязанного лица нет, как нет и требования (обязательства), лежащего в её основе. При этом цифровой финансовый актив как разновидность цифрового права, является объектом гражданских прав и в этой связи может выступать законным объектом гражданско-правовых сделок» [О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (проект № 419059-7) : Заключение по Федеральному закону // Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам]. Надо понимать, что в такой интерпретации цифровые валюты не являются объектом гражданских прав, что, однако, не согласуется с положениями ч. 6 ст. 14 Закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте», которая признаёт сам факт возможности совершения гражданско-правовых сделок и/или операций с цифровой валютой. Помимо этого, рассматриваемый закон вносит изменения в целый ряд нормативных правовых актов [в частности, в федеральные законы «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», «О несостоятельности (банкротстве)», «Об исполнительном производстве», «О противодействии коррупции»], признавая цифровые валюты имуществом. Основываясь на этом, Комитет Государственной Думы РФ по финансовому рынку в своём заключении указал на «необходимость внесения изменений корреспондирующего характера в положения Гражданского кодекса Российской Федерации в части отнесения цифровой валюты к объектам гражданских прав» (О цифровых финансовых активах, цифровой валюте).
В 2018 г. в Рекомендации ФАТФ были внесены изменения, которые включили в текст данного документа понятие «виртуальный актив» – цифровое выражение ценности, которое может цифровым образом обращаться или переводиться и может быть использовано для целей платежа или инвестиций. Также обращается внимание на то, что виртуальные активы не включают в себя цифровое выражение фиатных (фидуциарных) валют, ценных бумаг и других финансовых активов, предусмотренных Рекомендациями ФАТФ (Внесение изменений в стандарты ФАТФ и заявление ФАТФ по виртуальным активам. 2018). Таким образом, можно сделать вывод, что виртуальные валюты (в понимании ФАТФ) включают в себя криптовалюты.
В разъяснении, данном в июне 2019 г. Комитетом по интерпретациям Международных стандартов финансовой отчётности (МСФО), отмечено, что «криптовалюта»:
а. цифровая (или виртуальная) валюта, записанная в распределённом реестре, который использует криптографию для обеспечения безопасности;
b. не эмитирована юрисдикционным органом или иной стороной;
c. не влечёт заключение договора между держателем и другой стороной (Holdings of Cryptocurrencies – June 2019).
Очевидно, что криптовалюты с точки зрения бухгалтерского учёта являются активами. Согласно Концептуальным основам представления финансовых отчётов 2018 г., актив – существующий экономический ресурс, контролируемый организацией в результате прошлых событий (Концептуальные основы представления финансовых отчётов). Комитет по интерпретациям МСФО рекомендовал учитывать криптовалюты в качестве нематериальных активов (при этом согласно интерпретации Комитета криптовалюты не подпадают под понятие финансового инструмента или договора).
Вопрос о возможности квалификации криптовалют в качестве финансовых вложений (согласно российским стандартам бухгалтерского учёта) также является спорным. Так, до принятия Закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте» криптовалюты зачастую предлагалось учитывать на счёте 58 «Финансовые вложения» (Шурухина. 2017. С. 57–61). Вместе с тем согласно п. 2 Положения по бухгалтерскому учёту «Учёт финансовых вложений», утверждённого одноимённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 126н, одним из условий для принятия к бухгалтерскому учёту активов в качестве финансовых вложений является наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права, что применительно к криптовалютам в условиях неопределённости правового регулирования их обращения не всегда возможно.
Тем не менее можно говорить, что криптовалюты:
являются активом, т. к. выступают существенным экономическим ресурсом;
носят финансовый характер, поскольку обращаются в рамках особого сегмента финансового рынка, выполняя функции средства платежа и инвестиций;
существуют в цифровой форме.
Таким образом, цифровые валюты могут быть отнесены к цифровым финансовым активам при условии, что последние рассматриваются с широкой точки зрения. Между тем цифровые валюты не являются цифровыми финансовыми активами (ЦФА) в собственном смысле слова, т. е. в значении, закреплённом в Законе «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте». Данный вывод обоснован как с формальной, так и содержательной точки зрения. Формальным основанием для отнесения того или иного объекта к цифровым финансовым активам является признание его таковым на основании положений закона. Вместе с тем, как уже было указано выше, Закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте» разграничивает цифровые валюты и цифровые финансовые активы. При этом следует иметь в виду, что цифровые финансовые активы являются разновидностью цифровых прав, которыми на основании п. 1 ст. 141.1 ГК РФ признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам.
В соответствии с действующим законодательством цифровые валюты не признаются цифровыми правами. С содержательной точки зрения они и цифровые финансовые активы (в понимании Закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте») – разные по своей правовой природе объекты. Как отмечает Т. Э. Рождественская, «с точки зрения гражданского права ЦФА представляют собой классический пример (хоть и критикуемый в литературе) так называемого права на право. С одной стороны, они являются самостоятельным объектом гражданских прав (будучи разновидностью цифровых прав, в соответствии со ст. 128 ГК РФ являются имущественным правом). С другой стороны, ЦФА удостоверяют права обладателя, возникающие с момента совершения соответствующей записи в информационной системе, в рамках которой совершается выпуск ЦФА. Вид и объём прав, которые удостоверяют ЦФА, закрепляются в решении о выпуске» (Блокчейн в платёжных системах ... 2021. С. 88). Цифровая валюта не являются «правом на право», она не соответствует конструкции цифровых прав, закреплённой в Законе «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте».
Признаки цифровой валюты
Исходя из определения, закреплённого в ч. 3 ст. 1 Закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте», можно выделить следующие признаки цифровой валюты:
представляет собой совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения) – цифровая валюта существует в безналичной, электронно-цифровой форме, не являясь при этом безналичными или электронными денежными средствами;
содержится в информационной системе (в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под информационной системой понимается совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий и технических средств);
предлагается и/или может быть принята в качестве средства платежа (функция средства платежа является одной из основных функций денег). Как отмечает учёный-правовед И. И. Кучеров, «как средство платежа деньги функционируют при совершении платежей вне сферы товарооборота. Эта функция проявляется в ситуациях, когда передача денег непосредственно не связана с обращением товаров, работ и услуг» (Кучеров. 2013. С. 37). В частности, деньги используются в качестве средства платежа при оплате налогов, погашении долговых обязательств субъектами гражданского оборота, выдаче и погашении кредитов и т. д. Следует подчеркнуть, что в 2020-х гг. российское законодательство не предусматривает возможности использования цифровых денег в фискальных целях (в частности, для уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей);
не является денежной единицей РФ, иностранного государства и/или международной денежной или расчётной единицей (цифровая валюта является частными денежными средствами, выражена в особых денежных единицах, не относящихся к денежным единицам какой-либо существующей государственной и/или международной валюты). С одной стороны, данный подход отграничивает «настоящие» деньги от цифровой валюты, подчёркивая особую правовую природу последней, с другой – с учётом перспективы введения в оборот цифровых валют центральных банков он позволит в будущем разграничить частные и государственные цифровые валюты;
предлагаются и/или могут быть приняты в качестве инвестиций – ещё одна функция, предопределяющая, что цифровая валюта является имуществом, имеет денежную оценку и может быть вложена в объекты предпринимательской или иной деятельности в целях получения прибыли и/или достижения иного полезного эффекта;
в отношении цифровой валюты отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных [за исключением оператора и/или узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему её правилам], – законодатель ограничил защиту прав участников операций с цифровыми валютами. В целом это соотносится с положениями ч. 6 ст. 14 Закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте», закрепляющей в качестве условия защиты требований, связанных с обладанием цифровой валютой (в отношении лиц, перечисленных в ч. 5 ст. 14 Закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте»), обязательное информирование о фактах обладания соответствующими объектами и совершения операций с ними. В свою очередь, функции операторов и узлов информационных систем сводятся к техническому сопровождению обращения цифровых валют.