Инфляционные ожидания
Инфляцио́нные ожида́ния, ожидания экономических агентов относительно будущего уровня инфляции в экономике.
Инфляционные ожидания важны, т. к., основываясь на них, фирмы, потребители и государство планируют свою хозяйственную деятельность, заключают долгосрочные контракты и строят прогнозы ключевых макроэкономических переменных. Многие актуальные макроэкономические модели учитывают инфляционные ожидания – например, кривая Филлипса, модель гиперинфляции Кагана, динамическая стохастическая модель общего равновесия.
В зависимости от способа формирования принято выделять адаптивные и рациональные ожидания. Адаптивные ожидания формируются экономическими агентами на основании информации об инфляции, наблюдаемой в предыдущие периоды:
,
где – ожидаемый уровень инфляции, – фактический уровень инфляции в период . Частным случаем адаптивных ожиданий являются статические ожидания, формируемые следующим образом:
Рациональные ожидания формируются экономическими агентами на основании всей доступной им информации о макроэкономической действительности. Иными словами, в этом случае ожидаемая инфляция равна условному математическому ожиданию фактической инфляции при условии всей доступной экономическим агентам информации.
Таким образом, на рациональные инфляционные ожидания, помимо уровней инфляции предшествующих периодов, может влиять ряд других факторов. Например:
действия центрального банка и его заявления по поводу будущих мер денежно-кредитной политики;
действия правительства и его заявления по поводу будущих мер бюджетно-налоговой политики;
экзогенные шоки, с которыми сталкивается экономика;
публикации в средствах массовой информации.
В зависимости от того, в какой степени центральный банк влияет на формирование ожиданий, их называют заякоренными или незаякоренными. Заякоренность инфляционных ожиданий означает, что фирмы и домашние хозяйства верят в то, что в среднесрочной перспективе инфляция будет соответствовать тому целевому уровню, который декларирует центральный банк. В условиях заякоренных ожиданий экономические агенты не меняют их в ответ на временные шоки, с которыми сталкивается экономика, полагая, что центральный банк справится с задачей возвращения инфляции к выбранному им таргету. Обеспечение заякоренности инфляционных ожиданий является условием успешной реализации режима инфляционного таргетирования.
На практике инфляционные ожидания обычно измеряются при помощи специальных опросов. В России такие опросы проводит фонд «Общественное мнение», который затем предоставляет информацию Банку России.
Исторически важность учёта инфляционных ожиданий при выборе мер экономической политики была осознана макроэкономистами не сразу. Традиционные кейнсианские модели 1-й половины и середины 20 в. не придавали инфляционным ожиданиям большого значения, что привело к ошибкам при стимулировании экономики и существенному росту инфляции в США в 1970-е гг. Это повлекло за собой кризис кейнсианского подхода к описанию макроэкономической реальности. С тех пор в соответствии с идеями М. Фридмана и Р. Лукаса инфляционные ожидания стали неотъемлемой частью макроэкономического моделирования не только в неоклассических, но и в неокейнсианских моделях.
Важность инфляционных ожиданий обусловлена тем, что они являются самоисполняющимся пророчеством: если фирмы и домашние хозяйства ожидают высокую инфляцию в будущем, то они будут закладывать соответствующий рост цен в заключаемые контракты на рынках труда и конечной продукции. Однако если многие контракты будут заключены с учётом повышения цен, то рост общего уровня цен в экономике станет реальностью.