Обязательные резервные требования
Обяза́тельные резе́рвные тре́бования (англ. reserve requirements), требования центрального банка к коммерческим банкам (кредитным организациям) поддерживать на постоянной основе в форме надёжных и ликвидных активов, чаще всего на счетах в центральном банке, определённый объём средств в зависимости от величины и структуры их обязательств.
Функции обязательных резервных требований и их эволюция
Обязательные резервные требования первоначально использовались как инструмент, направленный на поддержание устойчивости каждого конкретного банка, т. н. микропруденциальный инструмент. Они должны были обеспечивать создание банком определённого запаса ликвидных и надёжных активов, который позволил бы ему покрыть свои обязательства в случае набега вкладчиков, снизить риски банкротства и предотвратить распространение панических настроений.
Впервые обязательные резервы начали применяться в США в середине 19 в. На уровне отдельных штатов и на законодательном уровне они были введены в 1863 г. В числе пионеров использования обязательных резервных требований также была Япония. В то же время уже в конце 19 – начале 20 вв. стало очевидно, что обязательные резервы не позволяют в достаточной мере предотвращать или смягчать банковские кризисы. Во-первых, в случае распространения панических настроений обязательные резервы не покрывали всего объёма оттока средств, а во-вторых, банки сами начинали предъявлять повышенный спрос на ликвидные активы (в том числе на наличные средства), а крупные и более устойчивые банки не стремились оказывать поддержку более мелким. Решением стала эволюция роли центральных банков (начавшаяся с создания Федеральной резервной системы США), которые взяли на себя функцию кредиторов последней инстанции, в случае необходимости предоставляющих ликвидность коммерческим банкам под обеспечение, а также появление и развитие систем страхования вкладов, укрепивших доверие вкладчиков к банкам. Эволюционировала также и система надзора за банковским сектором, и на текущем этапе задачу обеспечения устойчивости отдельных кредитных организаций выполняет система обязательных нормативов, включая нормативы ликвидности.
В середине 20 в. в определённых направлениях академической литературы и в практике отдельных центральных банков обязательные резервные требования стали рассматриваться в качестве инструмента воздействия на денежное предложение. Этот подход был основан на концепции денежного мультипликатора, предполагающей, что обязательные резервные требования ограничивают возможности банков наращивать кредитование, а их изменения влияют на динамику отдельных денежных агрегатов (денежной массы). В рамках концепции денежного мультипликатора банк сначала привлекает депозиты клиентов, получая таким образом необходимую ликвидность, затем часть этих средств направляет на формирование резервов, а оставшиеся средства выдаёт клиентам в форме кредитов. То есть, чтобы прокредитовать кого-либо, банку нужно сначала привлечь депозиты, ведь только депозиты являются источником пополнения банковской ликвидности. Однако на практике, во-первых, при выдаче кредита банк не нуждается в дополнительной ликвидности (его корреспондентский счёт в центральном банке никак не задействуется), а одновременно увеличивает на балансе свои активы и пассивы, зачисляя средства на текущий счёт заёмщика (подробнее см. в статье Создание денег).
Во-вторых, современный центральный банк, выступая кредитором последней инстанции и выполняя задачу обеспечения бесперебойности платежей в экономике, всегда готов пополнить ликвидность банковского сектора в необходимом объёме, т. е. депозиты не являются безальтернативным источником фондирования (в случае если бы центральный банк прекратил предоставление ликвидности, это могло бы привести к срыву в работе платёжной системы, развитию финансовой паники и в крайнем случае полномасштабному финансовому кризису). Наконец, для реального сектора в в 2020-е годы существует множество других источников привлечения средств и финансирования инвестиций, помимо банковского кредита, что размывает связь между его объёмами и конечными макроэкономическими индикаторами, такими как инфляция и экономический рост.
Исследования опыта ряда развитых стран и стран с развивающимися рынками (включая Россию) указывают на отсутствие устойчивой взаимосвязи между уровнем обязательных резервов и кредитования, более широких денежных агрегатов и денежно-кредитными условиями.
Под влиянием накопленного опыта к концу 20 в. сформировался новый подход к проведению денежно-кредитной политики, основанный прежде всего на управлении процентными ставками в экономике. Соответствующим образом была переосмыслена и основная функция обязательных резервных требований. В большинстве центральных банков, в особенности перешедших к режиму таргетирования инфляции, включая Банк России, они стали применяться в первую очередь как элемент системы управления ликвидностью банковского сектора (или операционной процедуры центрального банка), ключевой задачей которой выступает стабилизация краткосрочных процентных ставок межбанковского рынка вблизи основной ставки денежно-кредитной политики. Задачей обязательных резервных требований в этом случае становится формирование достаточного, стабильного и предсказуемого уровня остатков средств на корреспондентских счетах банков в центральном банке.
В то же время в ряде центральных банков обязательные резервные требования выполняют и некоторые дополнительные функции. Так, резервные требования могут применяться центральным банком для воздействия на балансы банков; в большинстве случаев, в том числе в России, – для содействия снижению валютизации расчётов и сбережений в экономике. В этом случае центральный банк устанавливает различные (дифференцированные) нормативы обязательного резервирования для различных категорий банковских обязательств: более высокие по тем видам пассивов, наращивание которых он стремится дестимулировать, например по депозитам в иностранной валюте. Если на обязательные резервы не начисляются проценты, то более высокие резервные требования делают издержки использования определённого источника фондирования более значительными. Эти издержки банк может переносить в конечные процентные ставки по своим продуктам, в частности по депозитам в иностранной валюте (хотя банк может компенсировать рост издержек также повышением ставок по кредитам или снижением собственной процентной маржи, что делает эффект увеличения обязательных резервов на денежно-кредитные условия гораздо менее предсказуемым, чем, например, эффект повышения ключевой ставки). В итоге снижается их привлекательность как для банков, так и для их клиентов, а сокращение валютных обязательств может в дальнейшем приводить к сокращению валютных активов банков.
На практике оценить эффективность такого применения обязательных резервных требований достаточно сложно, т. к. валютизация экономики зависит от большого числа макроэкономических, институциональных и геополитических факторов, а меры по её снижению, как правило, принимаются сразу по нескольким направлениям и выделить результат именно дифференциации нормативов обязательного резервирования бывает затруднительно. Однако в ряде эмпирических исследований, прежде всего по странам Латинской Америки, было обнаружено статистически значимое влияние дифференцирования нормативов обязательного резервирования на уровень валютизации банковского сектора.
Рядом центральных банков изменение обязательных резервов использовалось в качестве нестандартного антикризисного инструмента высвобождения ликвидности. Резкое снижение нормативов обязательного резервирования практиковалось центральными банками России, Бразилии, Индии, Китая, Польши, а также Европейским центральным банком (ЕЦБ) и ФРС США в моменты турбулентности на финансовых рынках, включая мировой финансовый кризис 2007–2008 гг. и кризис, связанный с пандемией коронавирусной инфекции. Плюсом такого инструмента является достаточно равномерное распределение высвобождения ликвидности по всему банковскому сектору, что особенно актуально в случае возникновения кризиса доверия на финансовом рынке. В то же время потенциал этой меры ограничен объёмом обязательных резервов, который, как правило, достаточно мал относительно других инструментов центрального банка по предоставлению ликвидности, а также по сравнению с уровнем оттока ликвидности, связанного с кризисными явлениями. Кроме того, снижение обязательных резервов обычно требует некоторого времени с учётом необходимости утверждения решения cоветом директоров центрального банка и соблюдения установленных периодов поддержания или регулирования обязательных резервов. Однако в качестве одного из элементов широкого пакета антикризисных мер снижение обязательных резервов может быть оправданным.
Ещё одним нестандартным вариантом применения обязательных резервов является использование их объёма в качестве индикатора для расчёта необходимого и избыточного уровня средств на корреспондентских счетах в центральном банке, по которым выплачивается соответственно более высокая или более низкая процентная ставка. Такая практика использовалась центральными банками Швейцарии, Японии и ЕЦБ, столкнувшимися с высоким и устойчивым избытком ликвидности банковского сектора, сформировавшимся, как правило, в результате реализации антикризисных программ «количественного смягчения» и приводившим к заметному снижению активности на рынке межбанковского кредитования. В этих условиях центральные банки устанавливали пороговый размер остатков средств на корреспондентских счетах, который необходим банкам для бесперебойной деятельности и осуществления расчётов и на который начисляется более высокая ставка процента, а на прочие средства банков в центральном банке устанавливались более низкие (часто нулевые, а иногда и отрицательные) ставки. Пороговый размер остатков при этом определялся как кратный величине обязательных резервов: например, 7-кратный размер в случае ЕЦБ и 20–30-кратный в разные периоды в Швейцарии. Обязательные резервы были выбраны в качестве индикатора в связи с тем, что они достаточно равномерно распределены по всему банковскому сектору и в целом пропорциональны объёму активов и операций банков, а также имеют устоявшуюся и хорошо известную всем участникам банковской системы методологию расчёта.
Такая система создавала для банков стимулы не накапливать избыточную ликвидность на счетах в центральном банке из мотива предосторожности, а более активно размещать её на межбанковском рынке. Эмпирические исследования также показали, что она имела определённое положительное влияние на прибыльность и кредитную активность банков в сложившихся на момент её применения условиях. В то же время следует отметить, что резервные требования в описанных ситуациях применялись не напрямую, а только в качестве индикативной величины.
В редких случаях повышение обязательных резервных требований при условии, что по обязательным резервам не начисляется процент, может (как правило, неявно) также использоваться центральным банком в качестве дополнительного инструмента абсорбирования избыточной ликвидности в целях снижения собственных процентных расходов и нагрузки на капитал.
Параметры обязательных резервных требований
Норма обязательного резервирования
Под нормативами (нормами) обязательного резервирования понимают коэффициенты (как правило, выраженные в процентах), которые умножаются на объём обязательств банков, подлежащих резервированию, и таким образом определяют величину обязательных резервов. Их уровень устанавливается и изменяется центральным банком в зависимости от целей, для достижения которых он использует обязательные резервные требования. Так, на начальном этапе, когда обязательные резервные требования выступали в роли микропруденциального инструмента, нормативы резервирования в среднем могли быть выше, чем в современных условиях, а в период их применения для предполагаемого воздействия на денежное предложение значительно пересматриваться (в зависимости от желаемой направленности денежно-кредитной политики).
На современном этапе, когда обязательные резервы выполняют в первую очередь функцию одного из элементов системы управления краткосрочными процентными ставками денежного рынка, уровень нормативов резервирования, как правило, является более низким и устойчивым и определяется прежде всего исходя из задачи обеспечить стабильный и предсказуемый спрос банков на ликвидность. То есть нормативы устанавливаются на таком уровне, чтобы необходимость поддержания обязательных резервов, которое в этом случае в основном осуществляется банками за счёт остатков на корреспондентских счетах в центральном банке, являлась основным фактором формирования спроса на эти остатки и перекрывала потребности банков в средствах для проведения платежей, выполнения других регуляторных требований и из мотива предосторожности. Это обеспечивает для банков достаточный запас ликвидности, чтобы осуществлять свою нормальную деятельность, не прибегая к операциям центрального банка слишком часто, и значительно упрощает прогнозирование спроса на ликвидность в целях определения объёмов операций центрального банка, что способствует эффективному управлению краткосрочными процентными ставками межбанковского рынка.
В том случае, если центральный банк применяет обязательные резервные требования для воздействия на структуру банковских балансов, он устанавливает различные нормативы для разных категорий резервируемых обязательств. Кроме того, некоторые центральные банки дифференцируют нормативы резервирования в зависимости от типа кредитной организации, например могут предлагать пониженные нормативы для малых, сельских или специализированных банков, чтобы снизить регуляторную нагрузку на них.
Резервируемые обязательства
Резервируемые обязательства, или база резервирования, – это обязательства банков, к которым применяются нормативы обязательного резервирования. Большинство центральных банков рассчитывают резервируемые обязательства по данным либо в среднем за отчётный период (чаще всего за месяц), либо по состоянию на определённую дату. Состав базы резервирования также может зависеть от того, какую основную функцию выполняют обязательные резервы в системе инструментов центрального банка. Для управления ликвидностью наиболее важно, чтобы резервируемые обязательства изменялись пропорционально общему объёму активов и обязательств банковского сектора, плавно и предсказуемо (для самих банков и центрального банка).
Некоторые центральные банки исключают из базы резервирования определённые категории пассивов, в том числе наиболее устойчивые или значимые для развития банковского сектора: чаще всего это долгосрочные обязательства перед физическими и юридическими лицами (на срок свыше 1–3 лет) или средства, полученные от правительства, организаций развития или международных организаций. Общепринятой практикой является невключение в состав резервируемых обязательств, возникающих в результате операций на межбанковском рынке и операций с центральным банком. Это делается для того, чтобы избежать двойного счёта (т. к. банк-кредитор, от которого банк-заёмщик получил средства, уже сформировал обязательные резервы по своим обязательствам) и возможных искажений в работе первого этапа трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. В то же время центральные банки стремятся не делать состав резервируемых обязательств слишком узким, чтобы не создавать возможности для регуляторного арбитража, т. е. ситуации, когда банки манипулируют данными, чтобы фиктивно вывести обязательства из состава базы резервирования.
Форма поддержания резервов
Форма поддержания определяет, в каких активах банки могут поддерживать средства обязательных резервов. Теоретически это могут быть любые достаточно надёжные и ликвидные активы. На практике к ним чаще всего относятся средства на счетах в центральном банке и наличные средства в кассе банков (исторически в этом качестве также могли выступать иностранная валюта, государственные ценные бумаги и даже средства на счетах в других коммерческих банках). В большинстве центральных банков, применяющих обязательные резервы прежде всего для управления ликвидностью, используется механизм усреднения обязательных резервов (полного или частичного). В этом случае банки могут поддерживать средства обязательных резервов непосредственно на своих обычных корреспондентских счетах в центральном банке (а не на специально выделенных для этого счетах), и не ежедневно на одном и том же уровне, а в среднем за определённый период – период усреднения. В этом случае у банков сохраняется значительная гибкость в управлении собственной ликвидностью, т. к. в каждый конкретный день они могут снизить остаток средств на корреспондентском счёте, если это потребуется для выполнения собственных платёжных обязательств или для кредитования другого банка, нуждающегося в ликвидности, а нарастить его в целях усреднения могут позднее, когда, напротив, будут иметь приток ликвидности или смогут привлечь средства в рамках операций центрального банка на открытом рынке по ключевой ставке. Это снижает потребность банков в использовании операций постоянного действия по привлечению или абсобрированию ликвидности и способствует стабилизации краткосрочных процентных ставок межбанковского рынка вблизи основной процентной ставки денежно-кредитной политики.
В большинстве центральных банков периоды усреднения составляют от нескольких недель до 1–1,5 месяца, синхронизированы с графиком основных операций центрального банка по управлению ликвидностью и часто также с графиком принятия решений по ставке денежно-кредитной политики (т. к. изменение ставки в течение периода усреднения может создавать стимулы для неравномерного выполнения усреднения банками, если у них сформировались определённые ожидания направления пересмотра ставки).
Платность
Платность определяет, начисляет ли центральный банк процентный доход на величину обязательных резервов, поддерживаемую банками в той или иной форме, и по какой процентной ставке. В том случае, если обязательные резервы являются неоплачиваемыми, они формируют дополнительные альтернативные издержки для банков (которые могли бы разместить эти средства в доходные активы, если бы не были вынуждены удерживать их на неоплачиваемых счетах) и, по сути, выступают в роли дополнительного «налога» на банковскую деятельность, который банки могут переносить в конечные ставки для своих клиентов, прежде всего депозитные.
Исторически центральные банки не оплачивали обязательные резервы, а по состоянию на середину 2023 г. практика в этом отношении достаточно неоднородна. В каждом конкретном случае выбор зависит как от основных функций обязательных резервов, так и от их уровня: чем он выше, тем больше будут издержки для банков и соответствующие побочные эффекты. Неоплачиваемые обязательные резервы создают для банков больше стимулов для того, чтобы манипулировать данными и искусственно выводить обязательства из базы резервирования, что требует более пристального мониторинга со стороны центрального банка. Кроме того, высокие издержки по поддержанию обязательных резервов могут ухудшать положение банков относительно других участников финансового рынка, не подпадающих под аналогичные требования. Чтобы избежать подобных эффектов, ряд центральных банков оплачивает средства обязательных резервов по основной ставке денежно-кредитной политики или несколько ниже. В то же время, если обязательные резервы используются для управления балансами банков, они, как правило, не оплачиваются. Так, если центральный банк стремится способствовать девалютизации и устанавливает повышенные нормативы по обязательствам в иностранной валюте, это будет снижать их привлекательность именно в том случае, если обязательные резервы по ним не оплачиваются.