Соединённые Штаты Америки. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Соединённых Шта́тов Аме́рики, художественная культура Соединённых Штатов Америки.
Архитектура
В колониальный период (до принятия Декларации независимости США) на территории Соединённых Штатов Америки (США) распространилась европейская культура: испанская (на юге и юго-западе), затем голландская и английская (на северо-востоке) и французская (в низовьях реки Миссисипи). На территории современных штатов Аризона, Калифорния, Техас, Флорида и особенно Нью-Мексико традиции монументального зодчества коренных народов и опыт мексиканского строительства колониальной эпохи отразились в мощных укреплённых зданиях миссий и церквей с их лаконичными формами и резными порталами.
С конца 17 в. упорядочивалась городская планировка на основе прямоугольных схем (план Филадельфии, 1682), но отдельные города и в 21 в. сохранили стихийно сложившуюся сеть улиц (Бостон). Архитектура Новой Англии сформировалась на основе английских традиций.
В середине 18 в. значительное влияние на архитектуру оказывало палладианство: в его духе возводились усадьбы плантаторов колоний Виргиния и Мэриленд, постройки архитекторов Т. Джефферсона и Ч. Булфинча. По плану П. Ш. Ланфана, отразившему идеи эпохи классицизма, в 1790-х гг. началось строительство новой столицы – Вашингтона, где лучевые магистрали и эспланада были наложены на прямоугольную сетку улиц; возведены Белый дом и возвышающееся над городом здание Капитолия.
После 1840-х гг. в архитектуре произошёл поворот к эклектике и историческим стилям, в частности неоготике. Характер массового строительства 19 в. определялся внедрением новых, рациональных типов конструкций: с 1830–1840-х гг. – деревянного «воздушного» каркаса в жилых домах, а с конца 1840-х гг. – металлического каркаса в промышленных, торговых и административных зданиях (постройки инженера Дж. Богардуса).
После Гражданской войны 1861–1865 гг. страна вступила в полосу интенсивного промышленного развития. Рост стоимости земли в деловых центрах требовал увеличения высоты построек. В 1880–1890-х гг. возник новый тип многоэтажных зданий – небоскрёб. В постройках Г. X. Ричардсона неороманский стиль соединился со стремлением к рациональности постройки; его влияние помогло консолидироваться чикагской школе, сложившейся в ходе восстановления Чикаго после пожара 1871 г. Первые здания с полным металлическим каркасом построил У. Ле Барон Дженни. Последователь Ричардсона Л. Г. Салливан искал художественное решение облика высотных зданий. Для общественных сооружений господствующими направлениями были эклектика и в особенности стиль бозар (комплекс Всемирной выставки 1893 в Чикаго, архитектор Д. Бёрнем; работы бюро McKim, Mead & White, К. Гилберта). Проекты городских парков, жилых районов, заповедников разрабатывал ландшафтный архитектор Ф. Л. Олмстед. В русле градостроительного движения «За красивый город» проектировались парадные проспекты, бульвары, общественные сооружения в крупных городах (общественный центр Сан-Франциско, 1910–1930-е гг.). По схеме «города-сада» создавались жилые пригороды.
В начале 20 в. Ф. Л. Райт развивал принципы органической архитектуры. Близки по характеру работы архитекторов Калифорнии – братьев Ч. и Г. Грин и И. Гилла, предвосхитивших ряд черт функционализма. С 1900-х гг. архитектурная фирма А. Кана проектировала крупные комплексы в США и за их пределами (в том числе в СССР), сочетая практицизм экономического расчёта со смелостью инженерных решений. Идеи модернизма получили в США распространение благодаря работам европейских архитекторов-иммигрантов Р. Нёйтры, В. Гропиуса, Л. Миса ван дер Роэ и др. Возводились высотные здания в русле ар деко: 77-этажный «Крайслер-билдинг» (1928–1930, архитектор У. Ван Ален; высота 319 м), 102-этажный «Эмпайр-стейт-билдинг» (1930–1931, архитектурное бюро Shreve, Lamb & Harmon; самое высокое здание в мире в 1930–1972; высота 381 м), комплекс Рокфеллер-центра (1931–1940, архитектор Р. Худ и др.; все – в Нью-Йорке) и др. Ар деко и развивавшееся внутри него направление «стримлайн модерн» широко проявились в коммерческих сооружениях (кинотеатры, придорожные кафе, бензозаправочные станции и т. д.).
В годы Второй мировой войны 1939–1945 гг. в США развивалось сборное строительство промышленных и жилых сооружений (архитектор Р. Б. Фуллер и др.); разработанные для нужд корабле- и авиастроения технологии в послевоенный период широко использовались в массовом строительстве, например дома экспериментальной «Программы конкретных исследований» («Case Study Houses») в агломерации Лос-Анджелеса. Лаконичные башни-призмы с навесным стеклянным фасадом (проекты Л. Миса ван дер Роэ, бюро Skidmore, Owings & Merrill) стали образцом для офисных зданий по всему миру, однако в рамках позднего модернизма архитекторы Э. Д. Стоун, Ээро Сааринен, Л. Кан, П. Рудолф, К. Роч, И. М. Пей и др. использовали мотивы исторических стилей и широко экспериментировали с формой. Принципы экологической архитектуры исследовал П. Солери. К первым в мире музейным сооружениям с оригинальной архитектурой, призванной привлечь посетителей, принадлежит здание Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке (1959, архитектор Ф. Л. Райт).
Во 2-й половине 20 – начале 21 вв. продолжали возводиться небоскрёбы рекордной высоты: 110-этажные башни-близнецы нью-йоркского Всемирного торгового центра (1966–1973, архитектор Ямасаки Минору; высота 415 и 417 м; разрушены 11 сентября 2001), «Сирс Тауэр» в Чикаго (ныне «Уиллис Тауэр»; 1974; высота 442 м), «Уан Уорлд трейд сентер» в Нью-Йорке (2006–2014; высота 541 м; оба – архитектурное бюро Skidmore, Owings & Merrill).
С 1970-х гг. в архитектуре США получил распространение постмодернизм, среди его ведущих представителей – Р. Вентури, Д. Скотт-Браун, Ч. Мур, М. Грейвс, Ф. Джонсон. Современный тип гостиницы с многоэтажным атриумом был разработан Дж. Портманом. С середины 20 в. население из центральных городских районов переселялось в пригороды с малоэтажной застройкой; там возникли крупные торговые (моллы; архитектор В. Грюн и др.), позднее – офисные и промышленные комплексы.
К концу 20 в. началось возрождение городских центров, где ныне создаются районы смешанной застройки и общественные пространства, в том числе на месте промышленных зон (парк-променад Хай-Лайн на бывшей железнодорожной эстакаде в Нью-Йорке, 2006–2019, архитектурное бюро Diller Scofidio + Renfro, бюро ландшафтной архитектуры Field Operations и ландшафтный дизайнер П. Аудолф). Ведущие архитекторы США конца 20 – начала 21 вв.: Ф. Гери, Р. Мейер, Т. Мейн, П. Айзенман, С. Холл, Х. Ян, Р. Виньоли, Дж. Ганг; ландшафтные архитекторы: Л. Олин, К. Густафсон, К. Смит, Дж. Харгривс и др.
Изобразительное искусство
В изобразительном искусстве колониального периода господствовала портретная живопись, лишь на юго-востоке католические миссионеры развивали религиозное искусство. Портреты 17 – начала 18 вв., создававшиеся под влиянием европейской (преимущественно английской) живописной традиции, точны и правдивы (Г. Хесселиус, Дж. Смайберт, Р. Фик, Дж. С. Копли, Б. Уэст и др.); Уэст одним из первых писал сцены из истории США в классицистическом духе. Героическое воодушевление эпохи Войны за независимость 1775–1783 гг. нашло отражение в исторических композициях Дж. Трамбалла; в портретах Р. Эрла, Ч. У. Пила, Г. Ч. Стюарта созданы психологические образы героев революции (Дж. Вашингтон, Т. Джефферсон) и рядовых современников. С начала 19 в. черты романтизма проявились в живописи У. Олстона, в пейзажах «школы реки Гудзон» (Т. Коул, Дж. Ф. Кенсетт). Получил распространение парадный портрет (Дж. Нигл, ряд произведений С. Морзе). В 1-й половине и середине 19 в. развивались жанровая живопись (У. С. Маунт, Дж. К. Бингем, И. Джонсон), портрет (Т. Салли), пейзаж (акварели орнитолога Дж. Дж. Одюбона).
Искусство США 2-й половины 19 в. находилось под сильным влиянием европейского салонного искусства; особняком стоит творчество А. П. Райдера, близкое символизму. Формируется искусство американских живописцев-реалистов, опиравшихся на местную традицию и опыт европейского искусства (У. Хомер, Т. Эйкинс, Дж. Иннесс). С импрессионизмом были связаны Дж. Уистлер, М. Кэссетт, Дж. С. Сарджент (все работали преимущественно в Европе). Среди скульпторов видное место занимал О. Сент-Годенс, автор памятников, портретов, надгробий.
В начале 20 в. доминировали реалистические тенденции, среди которых выделилась группа «Восьмёрка» во главе с Р. Хенри, получившая, наряду с близкими к ней живописцами, название «Школа мусорных вёдер» за свою приверженность сюжетам из жизни бедняков, рабочих и т. д. (Дж. У. Беллоуз, Дж. Слоун, Дж. Лакс, У. Глаккенс и другие живописцы и графики).
Событием, сильно повлиявшим на эстетические ориентиры американского искусства, стала «Арсенальная выставка» («Armory Show»; 1913) в Нью-Йорке, представившая новейшие течения европейского искусства – импрессионизм, постимпрессионизм, фовизм, кубизм. Несмотря на неприятие со стороны публики и критики, она способствовала становлению принципов модернизма и авангардизма в искусстве США (Ман Рей и др.). Важную роль сыграла деятельность фотографа-пикториалиста А. Стиглица и его нью-йоркской галереи «291», выставлявшей, наряду с фотографиями (Э. Стейхен, К. Х. Уайт, А. Л. Коберн и др.), произведения европейских мастеров и новаторские работы американских художников, посещавших Европу и учившихся там.
Уже в 1910-х гг. возник абстракционизм (С. Дейвис, А. Дав, М. Рассел, С. Макдоналд-Райт). Направление прецизионизма сосредоточилось в основном на изображении индустриальных пейзажей, машинных систем и т. д. с точностью и ясностью инженерного чертежа (Ч. Шилер, Ч. Демут, Н. Спенсер, П. Дикинсон). Сложилась политическая графика, отмеченная лапидарностью стиля (Х. Геллерт, А. Янг, Р. Майнор, У. Гроппер, Ф. Эллис, Дж. Бёрк). Р. Кент, Э. Хоппер, И. Ч. Берчфилд развивали реалистические традиции в живописи и графике, в частности в жанре пейзажа (Кент, «Гора Равноденствия, зима», 1921, Художественный институт, Чикаго). К числу значительных скульпторов принадлежали Дж. Г. Борглум, Дж. Эпстайн, У. Зорах, П. Маншип. На рубеже 1910-х – 1920-х гг. в Нью-Йорке возникло движение афроамериканских деятелей искусства, получившее название «Гарлемская школа» (А. Дуглас, П. Хайден и др.).
Изображения пейзажей американского Запада, уклада жизни малых городов, характерных человеческих типов определили влиятельное в 1930-х гг. направление риджионализма (Г. Вуд, Т. Х. Бентон, Дж. С. Карри). Успехом начало пользоваться наивное искусство [А. М. Мозес (Бабушка Мозес), Х. Пиппин, Дж. Кейн]. Идиллическим описаниям «американских сцен» противостояло направление социального реализма, откликавшееся на события Великой депрессии и другие общественные проблемы (Б. Шан, Р. Марш, Р. Сойер, У. Гроппер). В творчестве Э. Хоппера предстала тема одиночества человека в холодной урбанистической среде («Полуночники», 1942, Художественный институт, Чикаго). В 1930-х гг. в живописи США возник сюрреализм (Дж. О'Кифф, отчасти А. Олбрайт и О. Пикенс), здесь некоторое время работали его европейские представители (С. Дали, И. Танги). В 1932 г. А. Адамсом было основано объединение фотографов «Группа F/64», следовавшее принципам прямой фотографии (Э. Уэстон, В. Э. ван Дайк).
Направление абстрактного экспрессионизма, сформировавшееся после Второй мировой войны (Дж. Поллок, В. де Кунинг, М. Ротко, А. Горки, Р. Мотеруэлл, С. Твомбли), вывело искусство США на международную арену (см. статью Нью-йоркская школа). В формах геометрической абстракции работал иммигрировавший из Германии Й. Альберс; в 1950-х гг. сложилось течение постживописной абстракции (Ф. Стелла, Э. Келли, М. Луис, Дж. Олитски, К. Ноланд).
В середине 1950-х гг. Р. Раушенберг и Дж. Джонс начали создавать картины с включёнными в них реальными объектами и механическими повторениями «имиджей» массовой культуры. Созданное ими направление получило название поп-арт; его представители (Э. Уорхол, Дж. Розенквист, Р. Лихтенштейн, К. Олденбург, Т. Вессельман, Э. Рушей и др.), вовлекая в живопись визуальные образы городской среды, находили различные способы художественного преобразования фотографий, витринных муляжей, изображений на рекламных щитах и т. д. (Уорхол, «Банки с супом Campbell's», 1962, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Художники фотореализма (Ч. Клоус, М. Морли, Р. Эстес, Р. Коттингем, Д. Эдди, Р. Гоингс) также работали с «готовым» изображением, переводя фотографию на крупный холст в мельчайших деталях.
В 1960-х гг. в искусстве США складывались новые методы, которые вышли за пределы традиционных видов живописи, скульптуры, графики. Минимализм (редукция форм к простейшим геометрическим формам) проявился как в живописи, так и, особенно, в скульптуре (К. Андре, Д. Джадд, Р. Моррис, Б. Науман, Д. Флейвин). «Искусство объекта», восходящее к реди-мейд М. Дюшана, к «найденному объекту» сюрреалистов, переросло в новую форму инсталляции – малого ассамблажа или обширного энвайронмента, т. е. пространственной композиции, составленной из предметов, скульптур, фотографий, видеоизображений (Э. Кинхольц, С. Левитт, К. Олденбург). Направление лэнд-арта, откликавшееся на экологическое движение, создавало инсталляции на природе (Р. Смитсон, М. Хейзер, Н. Холт). К этому направлению примыкало «упаковочное искусство» (Христо и др.). C наступлением второй волны феминизма распространилось феминистское искусство (Л. Буржуа, Л. Берлявски-Невельсон, Дж. Хольцер, К. Смит).
Возникли совершенно новые, динамические виды искусства – оп-арт, кинетическое искусство (А. Колдер, Д. Р. Смит, Р. Липполд), хеппенинги и перформансы (А. Капроу, Дж. Кейдж, Дж. Дайн, Олденбург и др.). Создатели концептуального искусства сводили искусство к словесному высказыванию, жесту, мысленному представлению (Дж. Кошут, Дж. Бальдессари, Р. Барри, С. Левитт, М. Бохнер, Х. Хааке, Д. Хьюблер). Развитие кинематографа, телевидения, электронных технологий вызвало к жизни ТВ-арт, а затем видеоарт (Пайк Нам Джун, Р. Серра, Б. Виола, Б. Науман, Л. Андерсон). Фотография также заняла значительное место в современном американском искусстве (Д. Арбус, Г. Виногранд, Л. Фридлендер).
В 1970-х гг. в круг внимания профессиональных художников и критиков вошло уличное искусство (стрит-арт, граффити), его ключевыми представителями были Ж.-М. Баския и К. Хэринг. В 1980-х гг. отчётливо проявились ретроспективные тенденции, вернулись традиционные виды живописи и скульптуры с фигуративными сюжетами. Направление неоэкспрессионизма представлено работами Л. Голуба, Д. Салле, Э. Фишля, Дж. Шнабеля. Творчество Дж. Кунса, работающего в различных видах и жанрах, наполнено отсылками к историческим стилям и современной массовой культуре. В конце 20 – 21 вв. искусство фотографии развивается в жанрах репортажа (С. Маккарри), уличной (У. Кляйн, У. Эгглстон), журнальной (И. Пенн, Э. Лейбовиц) и концептуальной (Н. Голдин, С. Шерман) фотографии.
Декоративно-прикладное искусство и дизайн
В декоративно-прикладном искусстве США выделяются мебель и серебряная утварь 17–18 вв., стекло в стиле модерн (Л. К. Тиффани). Американские дизайнеры 1-й половины 20 в. (Р. Ф. Лоуи, У. Д. Тиг и др.) своими новаторскими проектами способствовали активизации промышленности и выходу страны из экономического кризиса 1930-х гг. В середине 20 в. развивалось направление т. н. аэродинамического дизайна (Н. Бел-Геддес и др.), «стайлинга» и коммерческого дизайна (Х. Эрл, Г. Дрейфус). В русле органического дизайна работали Ч. и Р. Имз, Ээро Сааринен, Дж. Нельсон, постмодернизма – М. Грейвс, Р. Вентури и др.
В 21 в. работают как дизайнеры массовой продукции (С. Уилсон, бюро Antenna Design, Lunar, И. Беар и др.), так и сближающиеся с современным искусством экспериментаторы (Д. Беншетрит, С. Эррасурис).
Среди ведущих графических дизайнеров 20 – начала 21 вв.: Л. Билл, П. Ранд, Б. Томпсон, М. Глейзер, С. Басс, И. Чермаев, Т. Гейсмар, М. Бирут; дизайнеров одежды: Эдриан, К. Кляйн, О. Кассини, Д. Каран, Д. фон Фюрстенберг, Т. Форд, М. Джейкобс, В. Абло.