Палладианство
Палладиа́нство, направление в архитектуре классицизма 17 – 1-й трети 19 вв., также в неоклассицизме 1-й половины 20 в., развивавшее принципы творчества А. Палладио.
В широком распространении идей А. Палладио большую роль сыграл его трактат «Четыре книги об архитектуре» («I quattro libri dell'architettura», 1570), а также труды его последователей, публиковавших проекты и рисунки Палладио и свои собственные работы. В творчестве Палладио эти мастера ценили прежде всего ясность, компактность и завершённость планировки, строгую упорядоченность, сдержанность, отказ от избыточной декорации, редуцированной до элементов классических архитектурных ордеров, разнообразие решений фасадов с фронтонным портиком, похожим на портик античного храма, с открытой поверхностью стены, обнажёнными углами, оконными проёмами без обрамлений, а также органичную связь архитектуры с окружающей средой. В их постройках воспроизводились и другие композиционные схемы Палладио: трёхчастная композиция из главного корпуса и крыльев, соединённых галереями, купол на главной оси фасада позади фронтонного портика и др.
В Италии первым последователем А. Палладио был архитектор В. Скамоцци, завершивший несколько его построек после смерти мастера. Перестраивая здание Новых Прокураций на площади Святого Марка в Венеции (1583–1640), он использовал нереализованный проект Палладио для Дворца дожей (около 1577); вилла Рокка-Пизана близ Лониго (1574–1576) являлась вариацией на тему Виллы Ротонда (1565–1566, архитектор Палладио; завершена в 1580–1591, архитектор Скамоцци). После смерти Скамоцци палладианская традиция в Венецианской области (Венето) прервалась.
В 18 в. важнейшим центром изучения наследия А. Палладио стала Виченца, где издавались трактаты о его творчестве (Ф. Муттони, О. Бертотти-Скамоцци), строились здания в русле его идей: виллы Корделлина-Ломбарди в Монтеккьо-Маджоре (1735–1742, архитектор Муттони), Капра в Сарчедо (1764), фасад церкви Оньисанти в Ронкаде (1768, оба – архитектор Бертотти-Скамоцци) и др.
Решающая роль в становлении палладианства принадлежит Великобритании, где знакомство с классической традицией европейского зодчества началось с изучения наследия А. Палладио, хотя до начала 18 в. влияние его идей было эпизодическим. Популяризатор классической архитектурной теории, английский посол в Венеции Г. Уоттон покровительствовал архитектору И. Джонсу, первому последователю Палладио в Великобритании. Джонс реализовал идеи Палладио в фасаде банкетного зала Банкетинг-хаус в Лондоне (1619–1622) и дворца Куинс-хаус в Гринвиче (1616–1635; ныне в черте Большого Лондона).
Строгое палладианство сформировалось в английской архитектуре около 1715 г. – оно резко противопоставило себя господствовавшему в то время барокко. Палладианство прежде всего проявилось в строительстве загородных дворцов и вилл аристократов, в том числе в столице и пригородах. Для Р. Бойля, 3-го графа Бёрлингтона, знатока архитектуры, высоко ценившего наследие А. Палладио, работали архитекторы К. Кэмпбелл, У. Кент, Г. Флиткрофт; для Г. Герберта, 9-го графа Пембрука – архитектор Р. Моррис. К представителям палладианства также принадлежали А. Уэр, Дж. Варди, Р. Тейлор, провинциальные архитекторы Дж. Вуд Старший (особняк Р. Аллена, 1742; Палладиев мост, 1755, выстроен Р. Джонсом; вдохновлён нереализованным проектом моста Риальто в Венеции авторства Палладио; оба – в Прайор-парке, Бат, графство Сомерсет), Дж. Пейн (Торнтон-холл в Ингрейве, графство Эссекс, 1764–1770).
В 1715–1720 гг. труд Палладио опубликован в английском переводе итальянского архитектора Дж. Леони; в 1738 г. более точный перевод издал А. Уэр. У Палладио заимствовались не только отдельные мотивы, но и целые фасадные схемы, планировки: например, загородный дворец Мериуорт-касл в графстве Кент (завершён около 1723, архитектор К. Кэмпбелл) – почти точная копия Виллы Ротонда. В английской архитектуре палладианские мотивы преобладали до конца 18 в., однако они дополнялись более свободным декором интерьера (парадные залы особняка Сайон-хаус, 1762–1769, архитектор Р. Адам; ныне в черте Большого Лондона) и мотивами непалладианской архитектуры Возрождения и барокко (Ратуша в Ливерпуле, 1749–1754, архитектор Дж. Вуд Старший; перестройка, 1795, архитектор Дж. Уайетт).
Английское палладианство оказало решающее влияние на архитектуру Ирландии и британских колоний. Крупнейшие представители палладианства в Ирландии – Э. Л. Пирс (загородные дворцы: Каслтаун-хаус, 1720-е гг.; Белламонт-хаус в Кутхилле, графство Каван, между 1725 и 1730), Р. Касл (Кассельс) (дворцы в Дублине: Рассборо-хаус, 1741–1755; Картон-хаус, около 1739; Ленстер-хаус, 1745). В британских колониях в Северной Америке палладианство стало важнейшей составляющей местного колониального стиля. К этой линии относится и творчество крупнейшего архитектора США Т. Джефферсона [дом на плантации Монтиселло (Монтичелло), 1769–1784, перестроен в 1796–1809].
В континентальной Европе наиболее ранние примеры палладианства обнаруживаются в Голландии (Маурицхёйс в Гааге, 1633–1644, архитектор П. Пост по проекту Я. ван Кампена; ныне художественный музей), Швеции [дом дворянского собрания Риддархюс («Рыцарский дом») в Стокгольме, 1641–1672, архитекторы С. и Ж. де ла Валле, Ю. Вингбонс; Ратуша в Гётеборге, 1672, архитектор Н. Тессин Старший].
Классицизм 18 в. во многих европейских странах сформировался под влиянием английского палладианства. Даже архитекторы, далёкие от принципов палладианской архитектуры, иногда строили в «английском вкусе»: например, здание Оперного театра в Берлине (1741–1743, архитектор Г. В. фон Кнобельсдорф; перестраивался; ныне Государственная опера на Унтер-ден-Линден), дворец Малый Трианон в Версале (1762–1768, архитектор А.-Ж. Габриель). В 18 – 1-й трети 19 вв. палладианство распространилось в других странах Европы – например, в Польше (дворец в Любострони, 1795–1800, архитектор С. Завадзский; Бельведерский дворец в Варшаве, 1818–1822, Я. Кубицкий) и Дании (здание суда в районе Нюторв в Копенгагене, 1805–1815, архитектор К. Ф. Хансен).
В России архитектура зрелого классицизма определена влиянием Дж. Кваренги и Ч. Камерона, которые, хотя и не были последовательными палладианцами и часто обращались напрямую к античному наследию, принесли в Россию английские и итальянские традиции палладианства. Так, благодаря Кваренги тип загородного дворца с трёхчастной композицией и купольным залом на центральной оси получил в России широкое распространение (усадьба Ляличи, ныне Брянская область). Дворец в Павловске (1782–1787) – самая масштабная постройка Камерона – до перестройки его В. Бренной представлял собой хрестоматийную палладианскую виллу. Софийский собор в Царском Селе (ныне г. Пушкин; 1782–1788), также принадлежащий авторству Камерона, имеет сходство с центрическими купольными виллами А. Палладио, В. Скамоцци и У. Кента.
Самым последовательным представителем палладианства в России был Н. А. Львов. Он издал в своём переводе 1-й том труда Палладио (1798); влияние итальянского мастера прослеживается во многих его усадебных (Знаменское-Раёк, ныне Тверская область) и культовых (собор Борисоглебского монастыря в Торжке, 1785–1789) постройках. И. Е. Старов возвёл в русле палладианства Таврический дворец в Санкт-Петербурге (1783–1789), недостроенный дворец Екатерины II в Пелле (ныне в черте г. Отрадное Кировского района Ленинградской области; 1785–1789, сохранился частично). Расцвет отечественного палладианства совпал с расцветом русских усадеб: в течение всей 1-й трети 19 в. их строили в традициях Кваренги и Львова, поэтому палладианский фасад стал почти обязательным признаком дворянского загородного дома и символом усадебной культуры.
Палладианство в российской архитектуре 20 в. развивалось в творчестве мастеров неоклассицизма: И. А. Фомина, использовавшего принципы усадебной архитектуры 18 в. (усадьба князей Гагариных Холомки в Псковской области, 1913–1914) и И. В. Жолтовского, сыгравшего ключевую роль при повороте отечественной архитектуры от авангарда к советскому неоклассицизму (см. «Освоение классического наследия»). Жолтовский цитировал А. Палладио ещё в дореволюционных постройках (особняк Г. А. Тарасова на улице Спиридоновка в Москве, 1909–1912), а затем во многих сооружениях советского периода (жилой дом на Моховой улице, 1932–1934, и др.). По его просьбе Е. П. Рябушинской был выполнен перевод «Четырёх книг об архитектуре» (1936), изданный тем не менее под именем Жолтовского (Печёнкин. 2019).
В Сочи, где Жолтовский возвёл дом Управления уполномоченного Совета Министров СССР по курорту Сочи – Мацеста (1936; ныне Сочинский художественный музей имени Д. Д. Жилинского), санатории середины 20 в. приобрели узнаваемый облик палладианского дворца (самый ранний и масштабный пример – санаторий имени Г. К. Орджоникидзе в Кисловодске, 1935–1937, архитектор И. С. Кузнецов), хотя архитектура советского неоклассицизма не является палладианской по своей сути.