Палладианство
Палладиа́нство, направление в архитектуре классицизма 17 – 1-й трети 19 вв., также в неоклассицизме 1-й половины 20 в., развивавшее принципы творчества А. Палладио.
Andrea Palladio. I Quattro Libri dell'Architettura. Venetia, 1570 (Андреа Палладио. Четыре книги об архитектуре). Титульный лист.
Национальная галерея искусства, Вашингтон.В широком распространении идей А. Палладио большую роль сыграл его трактат «Четыре книги об архитектуре» («I quattro libri dell'architettura», 1570), а также труды его последователей, публиковавших проекты и рисунки Палладио и свои собственные работы. В творчестве Палладио эти мастера ценили прежде всего ясность, компактность и завершённость планировки, строгую упорядоченность, сдержанность, отказ от избыточной декорации, редуцированной до элементов классических архитектурных ордеров, разнообразие решений фасадов с фронтонным портиком, похожим на портик античного храма, с открытой поверхностью стены, обнажёнными углами, оконными проёмами без обрамлений, а также органичную связь архитектуры с окружающей средой. В их постройках воспроизводились и другие композиционные схемы Палладио: трёхчастная композиция из главного корпуса и крыльев, соединённых галереями, купол на главной оси фасада позади фронтонного портика и др.
Винченцо Скамоцци. Вилла Рокка-Пизана близ Лониго (Италия). 1574–1576.В Италии первым последователем А. Палладио был архитектор В. Скамоцци, завершивший несколько его построек после смерти мастера. Перестраивая здание Новых Прокураций на площади Святого Марка в Венеции (1583–1640), он использовал нереализованный проект Палладио для Дворца дожей (около 1577); вилла Рокка-Пизана близ Лониго (1574–1576) являлась вариацией на тему Виллы Ротонда (1565–1566, архитектор Палладио; завершена в 1580–1591, архитектор Скамоцци). После смерти Скамоцци палладианская традиция в Венецианской области (Венето) прервалась.
В 18 в. важнейшим центром изучения наследия А. Палладио стала Виченца, где издавались трактаты о его творчестве (Ф. Муттони, О. Бертотти-Скамоцци), строились здания в русле его идей: виллы Корделлина-Ломбарди в Монтеккьо-Маджоре (1735–1742, архитектор Муттони), Капра в Сарчедо (1764), фасад церкви Оньисанти в Ронкаде (1768, оба – архитектор Бертотти-Скамоцци) и др.
Решающая роль в становлении палладианства принадлежит Великобритании, где знакомство с классической традицией европейского зодчества началось с изучения наследия А. Палладио, хотя до начала 18 в. влияние его идей было эпизодическим. Популяризатор классической архитектурной теории, английский посол в Венеции Г. Уоттон покровительствовал архитектору И. Джонсу, первому последователю Палладио в Великобритании. Джонс реализовал идеи Палладио в фасаде банкетного зала Банкетинг-хаус в Лондоне (1619–1622) и дворца Куинс-хаус в Гринвиче (1616–1635; ныне в черте Большого Лондона).
Уильям Кент. Чизик-хаус, Лондон. 1726–1729.Строгое палладианство сформировалось в английской архитектуре около 1715 г. – оно резко противопоставило себя господствовавшему в то время барокко. Палладианство прежде всего проявилось в строительстве загородных дворцов и вилл аристократов, в том числе в столице и пригородах. Для Р. Бойля, 3-го графа Бёрлингтона, знатока архитектуры, высоко ценившего наследие А. Палладио, работали архитекторы К. Кэмпбелл, У. Кент, Г. Флиткрофт; для Г. Герберта, 9-го графа Пембрука – архитектор Р. Моррис. К представителям палладианства также принадлежали А. Уэр, Дж. Варди, Р. Тейлор, провинциальные архитекторы Дж. Вуд Старший (особняк Р. Аллена, 1742; Палладиев мост, 1755, выстроен Р. Джонсом; вдохновлён нереализованным проектом моста Риальто в Венеции авторства Палладио; оба – в Прайор-парке, Бат, графство Сомерсет), Дж. Пейн (Торнтон-холл в Ингрейве, графство Эссекс, 1764–1770).
В 1715–1720 гг. труд Палладио опубликован в английском переводе итальянского архитектора Дж. Леони; в 1738 г. более точный перевод издал А. Уэр. У Палладио заимствовались не только отдельные мотивы, но и целые фасадные схемы, планировки: например, загородный дворец Мериуорт-касл в графстве Кент (завершён около 1723, архитектор К. Кэмпбелл) – почти точная копия Виллы Ротонда. В английской архитектуре палладианские мотивы преобладали до конца 18 в., однако они дополнялись более свободным декором интерьера (парадные залы особняка Сайон-хаус, 1762–1769, архитектор Р. Адам; ныне в черте Большого Лондона) и мотивами непалладианской архитектуры Возрождения и барокко (Ратуша в Ливерпуле, 1749–1754, архитектор Дж. Вуд Старший; перестройка, 1795, архитектор Дж. Уайетт).
Томас Джефферсон. Дом на плантации Монтиселло (ныне Шарлотсвилл, штат Виргиния). Возведён в 1769–1784, перестроен в 1796–1809.Английское палладианство оказало решающее влияние на архитектуру Ирландии и британских колоний. Крупнейшие представители палладианства в Ирландии – Э. Л. Пирс (загородные дворцы: Каслтаун-хаус, 1720-е гг.; Белламонт-хаус в Кутхилле, графство Каван, между 1725 и 1730), Р. Касл (Кассельс) (дворцы в Дублине: Рассборо-хаус, 1741–1755; Картон-хаус, около 1739; Ленстер-хаус, 1745). В британских колониях в Северной Америке палладианство стало важнейшей составляющей местного колониального стиля. К этой линии относится и творчество крупнейшего архитектора США Т. Джефферсона [дом на плантации Монтиселло (Монтичелло), 1769–1784, перестроен в 1796–1809].
В континентальной Европе наиболее ранние примеры палладианства обнаруживаются в Голландии (Маурицхёйс в Гааге, 1633–1644, архитектор П. Пост по проекту Я. ван Кампена; ныне художественный музей), Швеции [дом дворянского собрания Риддархюс («Рыцарский дом») в Стокгольме, 1641–1672, архитекторы С. и Ж. де ла Валле, Ю. Вингбонс; Ратуша в Гётеборге, 1672, архитектор Н. Тессин Старший].
Классицизм 18 в. во многих европейских странах сформировался под влиянием английского палладианства. Даже архитекторы, далёкие от принципов палладианской архитектуры, иногда строили в «английском вкусе»: например, здание Оперного театра в Берлине (1741–1743, архитектор Г. В. фон Кнобельсдорф; перестраивался; ныне Государственная опера на Унтер-ден-Линден), дворец Малый Трианон в Версале (1762–1768, архитектор А.-Ж. Габриель). В 18 – 1-й трети 19 вв. палладианство распространилось в других странах Европы – например, в Польше (дворец в Любострони, 1795–1800, архитектор С. Завадзский; Бельведерский дворец в Варшаве, 1818–1822, Я. Кубицкий) и Дании (здание суда в районе Нюторв в Копенгагене, 1805–1815, архитектор К. Ф. Хансен).
Джакомо Кваренги. Английский дворец в Петергофе. Строился в 1781–1796 с перерывом в 1787–1792. Фотография из альбома с видами зданий Петербурга и его окрестностей. 2-я половина 19 – начало 20 вв.В России архитектура зрелого классицизма определена влиянием Дж. Кваренги и Ч. Камерона, которые, хотя и не были последовательными палладианцами и часто обращались напрямую к античному наследию, принесли в Россию английские и итальянские традиции палладианства. Так, благодаря Кваренги тип загородного дворца с трёхчастной композицией и купольным залом на центральной оси получил в России широкое распространение (усадьба Ляличи, ныне Брянская область). Дворец в Павловске (1782–1787) – самая масштабная постройка Камерона – до перестройки его В. Бренной представлял собой хрестоматийную палладианскую виллу. Софийский собор в Царском Селе (ныне г. Пушкин; 1782–1788), также принадлежащий авторству Камерона, имеет сходство с центрическими купольными виллами А. Палладио, В. Скамоцци и У. Кента.

Самым последовательным представителем палладианства в России был Н. А. Львов. Он издал в своём переводе 1-й том труда Палладио (1798); влияние итальянского мастера прослеживается во многих его усадебных (Знаменское-Раёк, ныне Тверская область) и культовых (собор Борисоглебского монастыря в Торжке, 1785–1789) постройках. И. Е. Старов возвёл в русле палладианства Таврический дворец в Санкт-Петербурге (1783–1789), недостроенный дворец Екатерины II в Пелле (ныне в черте г. Отрадное Кировского района Ленинградской области; 1785–1789, сохранился частично). Расцвет отечественного палладианства совпал с расцветом русских усадеб: в течение всей 1-й трети 19 в. их строили в традициях Кваренги и Львова, поэтому палладианский фасад стал почти обязательным признаком дворянского загородного дома и символом усадебной культуры.
Иван Фомин. Главный дом усадьбы князей Гагариных Холомки, Псковская область. 1913–1914. Палладианство в российской архитектуре 20 в. развивалось в творчестве мастеров неоклассицизма: И. А. Фомина, использовавшего принципы усадебной архитектуры 18 в. (усадьба князей Гагариных Холомки в Псковской области, 1913–1914) и И. В. Жолтовского, сыгравшего ключевую роль при повороте отечественной архитектуры от авангарда к советскому неоклассицизму (см. «Освоение классического наследия»). Жолтовский цитировал А. Палладио ещё в дореволюционных постройках (особняк Г. А. Тарасова на улице Спиридоновка в Москве, 1909–1912), а затем во многих сооружениях советского периода (жилой дом на Моховой улице, 1932–1934, и др.). По его просьбе Е. П. Рябушинской был выполнен перевод «Четырёх книг об архитектуре» (1936), изданный тем не менее под именем Жолтовского (Печёнкин. 2019).
Иван Жолтовский. Жилой дом на Моховой улице в Москве. 1932–1934.В Сочи, где Жолтовский возвёл дом Управления уполномоченного Совета Министров СССР по курорту Сочи – Мацеста (1936; ныне Сочинский художественный музей имени Д. Д. Жилинского), санатории середины 20 в. приобрели узнаваемый облик палладианского дворца (самый ранний и масштабный пример – санаторий имени Г. К. Орджоникидзе в Кисловодске, 1935–1937, архитектор И. С. Кузнецов), хотя архитектура советского неоклассицизма не является палладианской по своей сути.