Пикториализм в фотографии
Пикториализм в фотографии. Пикториализмом (от англ. рictorial – живописный) называют интернациональное направление в фотоискусстве 1860-х гг. – первой трети 20 в. Оно ставило своей целью сближение фотографического кадра с искусством живописи, имитацию художественной манеры произведений прерафаэлитов, импрессионистов и символистов за счёт использования особых приёмов: технических – мягкий фокус, печать каждого элемента кадра с отдельного негатива, обработка позитивов химическими веществами (бромойль, гуммойл, цианотипия, карбоновая печать, платиновая печать и др.) – и изобразительных (кадрирование). Пикториализм имел большое значение в преодолении фотографией её утилитарной роли, в признании её художественной ценности, повышении её статуса до одного из видов искусства и в значительной степени трансформировал отношение к ней зрителя.
Термин «пикториализм» впервые использован в эссе английского фотографа Г. П. Робинсона «Живописный (или пикториальный) эффект в фотографии» (1869; Robinson H. P. Pictorial effect in photography. London, 1869), где изложены взгляды на фотографию как на средство художественного выражения. Обоснование пикториализма также связано с получившей незадолго до того большую популярность теорией Г. фон Гельмгольца о невозможности фокусировать человеческий глаз одновременно на всех попадаемых в поле зрения объектах и остающихся, таким образом, размытыми в периферийных областях. В то же время в статье британского фотографа П. Г. Эмерсона «Фотография, пикториальное искусство» (Emerson P. H. Photography: a pictorial art // The Amateur Photographer. 1886. Vol 3, March 19. P. 138–139) заявлено и о самостоятельных амбициях фотоискусства, прототипом которого, как и любого другого изобразительного искусства, рассматривалась природа.
Первые опыты пикториалистической фотографии были связаны с желанием воспроизводить многофигурные сцены больших исторических картин и отличались назидательностью (О. Г. Рейландер, «Два образа жизни», 1857). Расцвет этого направления приходится на период с 1885 по 1915 гг. и связан уже не столько с этическими, сколько с эстетическими идеями (А. Стиглиц, К. Гаварден, Льюис Кэрролл, К. Х. Уайт, А. де Мейер, Дж. М. Камерон, А. Л. Коберн, Р. Демаши).
Главный печатный орган движения – журнал Camera Work, издававшийся А. Стиглицем в 1903–1917 гг. в Нью-Йорке. Большую роль в развитии пикториализма играли разнообразные сообщества фотографов: «Братство связанного кольца» (The brotherhood of the linked ring) в Лондоне, «Фото-сецессион» (Photo-secession) в Нью-Йорке, Японское фотографическое сообщество (日本写真会, Нихон сясин-кай) в Токио, Общество французских фотографов (Société française de photographie, SFP) в Париже, Мадридское королевское фотографическое общество (Real Sociedad Fotográfica de Madrid) и другие фотоклубы мира.
Уже в начале 1920-х гг. пикториализм подвергся резкой критике со стороны представителей нового движения документальной фотографии; лидирующее положение в фотоискусстве заняло направление новое видение. Несмотря на это, художественные приёмы пикториализма используются по сей день; особенно долго он сохранял свои лидирующие позиции в области модной фотографии (Э. Стейхен, А. де Мейер).