Геллерт Хуго
Ге́ллерт Ху́го (Хьюго; Hugo Gellert; настоящее имя – Хуго Грюнбаум, венг. Hugó Grünbaum) (3.5.1892, Будапешт – 9.12.1985, Фрихолд, штат Нью-Джерси), американский график, живописец, общественный деятель.
В 1906 г. он с семьёй эмигрировал в США. В 1909–1914 гг. получил художественное образование в колледже Купер-Юнион и в Национальной академии дизайна в Нью-Йорке. В 1914 г. посетил Будапешт, познакомился с современным искусством Венгрии, где влияние Венского Сецессиона переплеталось с фольклорными венгерскими мотивами. В результате появились выразительные примитивистские формы в духе стиля модерн, которые оставались характерны для работ Геллерта до начала 1920-х гг. Вернувшись в Нью-Йорк, в 1914–1916 гг. делал эскизы витражных окон для фирмы Л. К. Тиффани. К социалистической тематике Геллерт пришёл в годы Первой мировой войны, создавая иллюстрации для изданий Венгерско-американского рабочего движения Elöre и Uj Elöre, а также леворадикальных журналов The Masses и The Liberator; сотрудничал с Дж. Ридом, М. Истманом, М. Голдом и другими деятелями левых взглядов.
В 1920-х гг. решающее влияние на Геллерта оказало знакомство благодаря Л. Лозовику с русским авангардом. Для его работ с этого момента характерны пластичная манера, символизм и острота образов.
Сотрудничал с различными изданиями как иллюстратор и карикатурист (The New York Times и другие; штатный художник журнала The New Yorker, 1925–1946). Однако активнее он занимался коммунистической, а с конца 1920-х гг. и антифашистской тематикой: в 1926 г. вошёл в редакционный штат нового коммунистического журнала New Masses, был одним из основателей марксистского объединения деятелей искусства «Клуб Джона Рида» (1929–1935). С 1927 г. как сооснователь «Анти-Хорти-лиги», направленной против режима М. Хорти, устраивал политические манифестации в Нью-Йорке, Вашингтоне и др. Создавал плакаты для Коммунистической партии США.
В 1925 г. общался с В. В. Маяковским во время визита поэта в Нью-Йорк, а в 1927 г. сам посетил СССР, где получил заказ на оформление обложек романов и новелл Т. Драйзера («Сестра Керри», опубликовано в 1930, и др.) и других книг.
Геллерт занимался станковой живописью («Автопортрет», около 1923, Центр искусств «Вулфсониан», Международный университет Флориды, Майами), однако его монументальные работы были более оригинальными. Они связаны с политической активностью художника и его желанием обращаться к массовому зрителю, а также с увлечением мексиканским мурализмом. В 1928 г. он выполнил росписи кооперативной столовой Коммунистической партии США в Нью-Йорке (не сохранились), включавшие в том числе изображения В. И. Ленина, Н. Сакко и Б. Ванцетти. В 1932 г. для выставки монументальной живописи в Музее современного искусства в Нью-Йорке представил композицию «Мы, парни, должны держаться вместе (Последняя линия обороны капитализма)» (Центр искусств «Вулфсониан»), где рядом с крупнейшими предпринимателями Дж. Д. Рокфеллером-старшим, Г. Фордом, Дж. П. Морганом и президентом США Г. К. Гувером изображён гангстер Аль Капоне с пулемётом; линия обороны состоит из мешков с золотом. Среди других работ этого жанра – росписи кинотеатра в Рокфеллеровском центре (1932, не сохранились) и вестибюлей жилого комплекса «Сьюард-парк» (1959) в Нью-Йорке.
С начала 1930-х гг. Геллерт обращался к печатной графике, которая позволяла шире распространять идеи, создавал книги художника: «Капитал К. Маркса в иллюстрациях» (1933; издана как «"Капитал" К. Маркса в литографиях» в 1934), «Товарищ Гулливер. Иллюстрированный отчёт о путешествии в эту странную страну: Соединённые Штаты Америки» (1935), «Так говорил Эзоп» (1936), «Век простого человека. Две речи Г. Уоллеса» (1943).
В период маккартизма Геллерт стал объектом внимания Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, в 1946 г. был вынужден переехать в Австралию, однако вскоре вернулся и открыл совместно с Р. Кентом и другими в Нью-Йорке галерею «Искусство сегодня» (1954–1957) для художников, также попавших в «чёрный список» за свои коммунистические взгляды.
Награждён орденом Знамени Венгерской Народной Республики 3-й степени (1981).