О'Кифф Джорджия
О'Ки́фф Джо́рджия, Джорджия Тотто О'Кифф (Georgia Totto O'Keeffe) (15.11.1887, Сан-Прейри, штат Висконсин – 6.3.1986, Санта-Фе, штат Нью-Мексико), американский живописец.
Училась в школе Художественного института в Чикаго (1905–1906), затем в колледже «Лига студентов-художников» в Нью-Йорке (1907–1908) у У. М. Чейза. Начинала свою деятельность как художник печатной рекламы в Чикаго. В 1912 г. обучалась в гравюрном классе А. Бимента при Виргинском университете (Шарлотсвилл); в 1914 г. вернулась в Нью-Йорк.
Познакомившись с новейшими течениями в европейском искусстве, с теорией В. В. Кандинского, в 1915–1916 гг. создала серии абстрактных рисунков и акварелей, которые поставили О'Кифф в ряд художников американского авангарда. В 1916 г. состоялось её знакомство с А. Стиглицем, завершившееся браком в 1924 г.
Индивидуальный стиль Дж. О'Кифф складывался под воздействием абстракционизма и фотоискусства. В её произведениях природный мотив (чаще всего цветок), подвергаясь декоративной стилизации, сближается с орнаментикой модерна. Формы цветочных растений геометризуются, сводятся к овалу, эллипсу, сфере, спирали, симметрично распластываются, сохраняя чёткость контуров. Такие особенности и приёмы фотоискусства, как отстранённость видения, жёсткие очертания форм, фрагментация объекта и крупный план, отклонения камеры от вертикальной оси, в живописи О'Кифф служат целям абстрагирования («Петуния № 2», 1924, галерея Петерс, Санта-Фе, штат Нью-Мексико; «Белая роза», 1927, Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк; «Чёрный ирис», 1926, Музей Джорджии О'Кифф, Санта-Фе, и др.). Формы настолько отдаляются от натуры, что флоральные мотивы часто уподобляются органам животных.
В 1920-х гг. в творчестве О'Кифф появляются урбанистические пейзажи («Город ночью», 1926, Институт искусств, Миннеаполис; «Нью-Йорк под луной», 1925, Собрание Тиссена-Борнемисы, Мадрид).
Длительные ежегодные посещения Нью-Мексико обогатили её тематический репертуар видами пустынных ландшафтов, затерянных в них поселений, изображениями скелетов животных («Чёрный крест, Нью-Мехико», 1929, Художественный институт, Чикаго; «Близ Абикью, Нью-Мексико», Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Череп оленя», 1936, Музей изящных искусств, Бостон; «Череп мула с розовыми пуансеттиями». 1936. Музей Джорджии О'Кифф, Санта-Фе).
В конце жизни художница, почти потерявшая зрение, занялась керамикой.