Форд Том
Форд Том, Томас Карлайл Форд (Tom Ford; Thomas Carlyle Ford) (род. 27.8.1961, Остин, штат Техас), американский дизайнер одежды и режиссёр.
После окончания школы в 1978 г. в Санта-Фе (штат Нью-Мексико) поступил в Бард-колледж в Саймонс-Рок (штат Массачусетс), однако в 1979 г., не окончив обучение, переехал в Нью-Йорк. Изучал историю искусств в Нью-Йоркском университете, но вскоре бросил учёбу и переехал в Лос-Анджелес, где пытался начать актёрскую карьеру и снимался в рекламе. Вернувшись в Нью-Йорк, в 1982–1985 гг. изучал архитектуру в Школе дизайна Парсонс. Во время учёбы увлёкся модой, в течение года стажировался в парижском пресс-офисе модного дома Chloé. В 1986–1988 гг. работал у дизайнера К. Хардвик, в 1988–1990 гг. – в ателье П. Эллиса, где после смерти основателя (1986) главным дизайнером стал М. Джейкобс.
Дизайн одежды
В 1990 г. Д. Мелло, креативный директор модного дома Gucci, пригласила Т. Форда к созданию первой для этого дома женской коллекции прет-а-порте: вместе они должны были вывести компанию из кризиса, который она переживала в 1980-х гг. В 1994 г. Форд сменил Д. Мелло на посту креативного директора и вместе с новым президентом и исполнительным директором фирмы Д. де Соле разработал бизнес-стратегию, позволившую существенно увеличить продажи уже в 1995 г. Для создания нового имиджа марки Форд выбрал гламурные и эротизированные образы, не в последнюю очередь из-за их коммерческого потенциала.
Одним из источников вдохновения для него стала эпоха 1970-х гг., атмосфера модного ночного клуба Studio 54, который Т. Форд посещал в Нью-Йорке, работы дизайнера Р. Холстона и образы Б. Джаггер, экстравагантные рекламные кампании К. Кляйна. В своей осенне-зимней коллекции 1995–1996 гг. Форд сформулировал новую эстетику бренда Gucci, в которой гламурный блеск атласа и лакированной кожи соединялся с чувственной фактурой велюра и шерсти, а лаконичные облегающие модели одежды будто небрежно приоткрывали участки обнажённого тела (в этой же стилистике выполнен алый бархатный костюм из осенне-зимней коллекции 1996–1997, в котором Г. Пэлтроу посетила церемонию вручения премии MTV Video Music Awards телеканала MTV в 1996). Коллекцию весна/лето 1997 дополнил ряд экстравагантных деталей (стринги с логотипом бренда, бикини и набедренные повязки). Форд также отвечал за линейку ароматов и дизайн магазинов Gucci. Работы Форда презентовались на смелых рекламных фотографиях с обнажёнными моделями (коллекции осень/зима 1996, весна/лето и осень/зима 1997, коллекция нижнего белья весна/лето 1997, весна/лето 1998, осень/зима 1999), созданных Фордом в сотрудничестве с фотографом М. Тестино и стилистом К. Руатфель (Ройтфельд).
В 1999 г. компания Gucci Group приобрела дом моды Yves Saint Laurent (YSL) и Форд был назначен его креативным директором (занимал этот пост до 2004). Его работу над коллекциями прет-а-порте сопровождал конфликт с И. Сен-Лораном, в зоне ответственности которого осталось направление от-кутюр. В коллекции YSL весна/лето 2004 Форд представил образ женщины-денди, облачив манекенщиц в шифон, атласные белые смокинги, жилеты на обнажённое тело. В рекламе 2000-х гг. он продолжал придерживаться своего провокационного стиля: скандальные рекламные кампании ароматов от YSL – Opium (2000) и М7 (2002), в которых использованы фотоснимки обнажённого женского (С. Даль) и мужского (С. де Куббер) тела; фотографии коллекции Gucci весна/лето 2003 с моделью К. Касс, которые были встречены критически как проявление сексуальной объективации женщин. В 2004 г. Т. Форд покинул Gucci Group; коллекцию прет-а-порте осень/зима 2004–2005 для последнего показа он наполнил отсылками к собственным работам в Gucci и использовал архивные материалы модного дома за 1977 г.
В 2005 г. Т. Форд основал собственную марку Tom Ford, изначально выпускавшую только мужскую одежду. Сквозной мотив коллекций и отражение фирменного стиля марки – костюмы с острыми лацканами и смокинги. Мужской костюм Форд сравнивает с повседневной бронёй, позволяющей чувствовать себя неотразимым (Green. 2019). В фильмах «Квант милосердия» (2008, режиссёр М. Форстер), «007: Координаты "Скайфолл"» (2012), «007: Спектр» (2015, оба – режиссёр С. Мендес), «Не время умирать» (2021, режиссёр К. Д. Фукунага) идеальный шпион Джеймс Бонд (его роль исполнил Д. Крейг) носит костюмы от Tom Ford.
В 2010 г. создана первая женская коллекция. Стиль Т. Форда отличает любовь к роскоши, сочетание строгости и соблазнительности; в дизайне одежды преобладают мягкие на ощупь материалы, а облегающие силуэты чередуются с объёмными (весна/лето 2020, осень/зима 2021–2022). Под этой маркой также выпускаются парфюмерия (с 2006) и косметика (с 2011; Tom Ford beauty – часть фирмы Estée Lauder Сompanies), очки (с 2005, совместно с производителем очков Marcolin) и другие аксессуары, мужское нижнее бельё (с 2018). Коллекции одежды и парфюмерии сопровождаются эпатажными рекламными кампаниями [презентация ароматов «Tom Ford» (2007) и «Neroli Portofino» (2014), лукбук весна/лето 2012].
Т. Форд упомянут в песнях «Tom Ford» (2013) рэпера Jay-Z, «Suit & Tie» (2013) Дж. Тимберлейка и Jay-Z (в клипе Jay-Z одет в костюм от Tom Ford), к концертному туру Тимберлейка «The 20/20 Experience world tour» (2013–2015) Т. Форд создал более 600 костюмов для певца и его команды.
С 2019 г. председатель Совета модельеров Америки (CFDA).
Кинематограф
В работе над своими фильмами Т. Форд выступает не только как режиссёр, но и как автор сценария и продюсер. Он дебютировал в кинематографе в 2009 г. кинолентой «Одинокий мужчина» по роману К. Ишервуда в рамках конкурсной программы Венецианского кинофестиваля. Его второй фильм – «Под покровом ночи» (в оригинале «Nocturnal Animals», «Ночные животные», 2016) – снят по книге «Тони и Сьюзен» О. Райта.
Фильмы Форда, включая работу актёров, были хорошо приняты критиками, отмечены наградами фестивалей, киноакадемий и профессиональных киносообществ. Так, К. Ферт, сыгравший в ленте «Одинокий мужчина» стареющего профессора, получил Кубок Вольпи Венецианского кинофестиваля и премию BAFTA, а также был номинирован на премии «Оскар» и «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль (все – 2009). Фильм «Под покровом ночи» отмечен призом Большого жюри Венецианского кинофестиваля «Серебряный лев», а М. Шеннон, исполнитель роли детектива в этой ленте, в 2016 г. номинирован на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана.
Т. Форд проявляет особенное внимание к визуальному решению своих фильмов, хотя при этом он не выступает ни художником-постановщиком, ни художником по костюмам. Так, действие ленты «Одинокий мужчина» происходит в 1960-х гг., и в ней есть и стремление археологически точно воссоздать стиль эпохи, и нарочитая стилизация.
В фильме «Под покровом ночи» Форд соединил несколько планов повествования: героиня читает роман, который аллегорически представляет историю её отношений с бывшим мужем. Режиссёр играет жанрами, объединяя драму и триллер, добавляя элементы вестерна и явные, в том числе и в музыкальном сопровождении, отсылки к фильмам А. Хичкока. Гламур и чувственность, жестокость и сентиментальность истории подчёркивают пустынные пейзажи Техаса, холодные архитектурные пространства, а также активное включение в кадр произведений современного искусства.
В обоих фильмах Форда важную роль играет визуальный мотив обнажённого тела, причём не только главных героев: это могут быть танцующие в картинной галерее полные пожилые женщины (в начале фильма «Под покровом ночи») или играющие в теннис студенты (в фильме «Одинокий мужчина»).