Абло Вирджил
А́бло Ви́рджил (Virgil Abloh) (30.9.1980, Рокфорд, штат Иллинойс – 28.11.2021, Чикаго), американский дизайнер одежды.
Родился в семье эмигрантов из Ганы. Отец работал менеджером на заводе по производству красок, мать – швеёй, от неё В. Абло приобрёл навыки шитья. В 2002 г. окончил Висконсинский университет в Мадисоне с дипломом бакалавра по гражданскому строительству. Продолжил обучение архитектуре в магистратуре Иллинойсского технологического института в Чикаго (2003–2006).
Интерес к моде зародился у Абло благодаря университетскому курсу по истории искусств. В 2006–2010 гг. он публиковал статьи о моде и дизайне в блоге «The Brilliance!». В 2009 г. стажировался в модном доме Fendi в Риме, там же познакомился с музыкантом и дизайнером К. Уэстом. Уже тогда предпочитал реальным фактурам и трёхмерным манекенам плоские экраны компьютеров и работу в программах – графических редакторах, за что Уэст называл его «самым быстрым Photoshop-художником» (kanye west / charlamagne interview). Впоследствии Абло бо́льшую часть проектов создавал при помощи смартфона.
В 2010 г. стал креативным директором агентства Уэста Donda: разработал линию одежды «Pastelle» и руководил оформлением обложки музыкального альбома Уэста и рэпера Jay-Z «Watch the Throne» (2011, дизайнер Р. Тиши, обложка номинирована на премию «Грэмми» в 2012).
В 2012 г. в Нью-Йорке Абло запустил собственный бренд Pyrex Vision: на рубашки марки Ralph Lauren он наносил авторские надписи и продавал их по высоким ценам. В 2013 г. в Милане основал бренд Off-White с логотипом в виде скрещённых стрелок, концепцию которого Абло сформулировал как пространство между чёрным и белым, высокой модой и уличной (Off-White). Стиль одежды Off-White вдохновлён модой 1990-х гг., эстетикой хип-хопа и рэпа. В основе коллекций бренда – уличная одежда (футболки, свитшоты, широкие брюки, мешковатые худи, куртки в стиле ультракэжуал), декорированная граффити-принтами, диагональными полосами, пластиковыми кабельными стяжками и крупными надписями в кавычках, выражающими ироническое отношение Абло к миру высокой моды (например, надпись «Футболка» на футболках, «Шарф» на шарфах). Сочетание обыденного и дизайнерского принесло бренду популярность, среди его поклонников – популярные исполнители Бейонсе, Рианна, К. Уэст. Абло выпускал также линию товаров для дома – Off-White Home. Известен большим количеством проектов, созданных в сотрудничестве с брендами Nike, Byredo, Jacob & Co., Jimmy Choo, Moncler и компаниями IKEA, Vitra, Mercedes-Benz, Evian, Braun, Warby Parker, McDonald’s, Baccarat и др.
Абло позиционировал себя как современного художника и дизайнера-аутсайдера, идущего своим путём. Приёмы постмодернистского заимствования и цитирования легли в основу его художественного метода, М. Дюшана он называл «своим адвокатом» (Virgil Abloh: «Duchamp is my Lawyer»). При создании коллекций Абло сотрудничал с художницей-феминисткой Дж. Хольцер (коллекция весна/лето 2018), граффити-художником Futura (коллекция весна/лето 2020) и др. В 2017 г. по приглашению архитектурного критика О. Стэнеску прочёл лекцию в Школе дизайна Гарвардского университета, в которой обобщил свои взгляды и методы: создание объектов реди-мейд; заключение в кавычки слов для передачи иронии; метод 3 % (необходимая доля изменений для превращения обычного предмета в особенный); поиск компромисса между двумя крайне похожими или крайне непохожими идеями; сохранение признаков незавершённости, «рабочего процесса»; создание дизайна, отражающего умонастроения общества и необходимого ему; одновременное обращение к обывателю и эксперту.
В 2015 г. Абло стал финалистом премии корпорации LVMH. В 2018 г. занял должность креативного директора мужской линии французского дома моды Louis Vuitton, став первым темнокожим дизайнером на этом посту. Он переосмыслил образ респектабельного модного дома и привлёк новую молодую аудиторию. Оставаясь верен уличному стилю, придумал тип сшитых с одеждой аксессуаров – «аксессоморфоз» (англ. accessomorphosis; коллекция весна/лето 2019). Создавал работы на тему глобализации: в коллекции осень/зима 2021 с пришитыми к пуховикам объёмными «макетами» небоскрёбов Чикаго и достопримечательностей Парижа он обратился к автобиографическому эссе Дж. Болдуина «Незнакомец в деревне» (1953), посвящённому переживаниям темнокожего выходца из нью-йоркского округа Гарлем в швейцарском городке. Абло работал с понятиями массового и элитарного, доступного и эксклюзивного, его коллекции поднимали вопрос о ценности оригинального дизайна как такового. Подобный подход принёс ему популярность, но одновременно спровоцировал критику и обвинения в плагиате, например от дизайнера В. ван Бейрендонка.
Неизменным источником вдохновения Абло со времён студенчества оставалась архитектура. Так, на него оказали влияние архитекторы, спроектировавшие корпуса его альма-матер, Иллинойсского технологического института в Чикаго, Л. Мис ван дер Роэ (корпуса Уишник-холл, 1946, Краун-холл, 1956, и др.) и Р. Колхас (кампус-центр «Мак-Кормик Трибьюн», 2003). Впоследствии бюро Колхаса OMA выполнило дизайн интерьеров для бутиков Off-White в Майами (2020) и Париже (2021). Абло также использовал ключевые памятники модернизма как «декорации» для фотосъёмки своих коллекций. Так, он провёл съёмку лукбука предосенней мужской коллекции 2018 бренда Off-White в «Стеклянном доме» архитектора Ф. Джонсона в Нью-Кейнане, штат Коннектикут (1949), предосенней коллекции 2022 для Louis Vuitton – на фоне церкви Сен-Пьер в Фирмини (проект 1963, архитектор Ле Корбюзье; строительство 1971–1978, 2003–2006, архитектор Ж. Убрери) и др.
Абло также выступал как диджей под псевдонимом Flat White. В 2017 г. совместно с дизайнером Б. Келли он представил иммерсивную инсталляцию «Руина» в галерее Store Studios в Лондоне, составленную из предметов, собранных в заброшенных ночных клубах. Как художник принял участие в совместных выставках с Мураками Такаси: «История будущего», «Техниколор 2» и «И Америка тоже» (все 2018, Галерея Гагосяна в Лондоне, Париже и Беверли-Хилс). В 2019 г. в Музее современного искусства в Чикаго прошла его персональная выставка «Фигуры речи».
Абло как гражданский активист приглашал к участию в показах моделей из разных этнических групп и ЛГБТ-сообщества, учредил стипендиальную программу для темнокожих студентов-дизайнеров.