Кунс Джефф
Кунс Джефф (Jeff Koons; Джеффри Кунс, Jeffrey Koons) (род. 21.1.1955, Йорк, штат Пенсильвания), американский художник и скульптор.
Сын владельца мебельного магазина, занимавшегося также дизайном интерьеров. Семья принадлежала к среднему классу, их эстетические ориентиры были типичными для своего времени – массовая журнальная иллюстрация, натюрморты и пейзажи старых мастеров. Живописные копии подобных работ Кунс ещё ребёнком исполнял для продажи в магазине отца. Подростком увлекался искусством С. Дали. Учился в Колледже искусств Института Мэриленда в Балтиморе на факультете живописи (1972–1975; степень бакалавра искусств, 1976). В 1975 г. по обмену продолжил образование в Школе Художественного института в Чикаго. В годы учёбы был увлечён художниками группы «Чикагские имажисты», чьи работы сочетали влияние ар брют, комикса и сюрреализма: живописец Д. Натт и скульптор Х. К. Уэстерман были в числе преподавателей Кунса в Чикаго, а в особенности повлияла на него манера Э. Пашке – художника позднего поп-арта, соединявшего образы масс-медиа и сюрреалистические клише; Кунс работал ассистентом в его мастерской.
В 1977 г. переехал в Нью-Йорк, работал в Музее современного искусства в отделе членской программы музея (1977–1980). В 1980–1986 гг. товарный брокер на Уолл-стрит, благодаря чему самостоятельно профинансировал производство первых работ и получил независимость от художественного рынка. В 1980 г. состоялась первая персональная выставка Кунса – в Новом музее; в середине 1980-х гг. художник получил известность.
Кунс соединяет приём «найденного объекта» с традицией американского поп-арта. Среди главных свойств его искусства – серийность, произведения подобны «линейкам» промышленных товаров. В серии «Надувные изделия» (1978–1979) Кунс разместил виниловые скульптуры цветов и игрушек рядом с зеркалами: пластические свойства привычных массовых изделий усиливаются благодаря зеркальному отражению и проявляются как индивидуальные признаки, таким образом, само художественное высказывание приобретает черты «автореферентности», закольцовывается.
В сериях «До нового» («Pre-New», 1979) и «Это новое» («The New», 1980–1987) Кунс начал использовать изделия массового производства: пары или триады идентичных пылесосов, чайников, тостеров демонстрировались в подсвеченных витринах. В изъятых из привычного контекста и перенесённых в пространство искусства серийно произведённых предметах на первый план выходят не функциональные, а формальные пластические свойства и незначительные различия в окраске. Уравнивая в значении музейные и магазинные витрины, художник не просто восхищается технической эстетикой, но ставит акцент на неразборчивости покупателей. «Новое» в названии понимается как основа консюмеризма и важнейшая составляющая американской «потребительской религии». Отделённые от зрителя стеклом и представленные на обозрение предметы приобретают значение, схожее с религиозным.
Среди работ из серии «Равновесие» (1983–1998) самой известной стали баскетбольные мячи, плавающие в наполненных дистиллированной водой стеклянных витринах под поверхностью. Необходимое для этого соотношение пресной и солёной воды в резервуарах было рассчитано художником совместно с физиком Р. Фейнманом. Внешне консервативное искусство Кунса, показывающего зрителям хорошо знакомые им вещи, выступало с авангардистских позиций, создавая немыслимые прежде контексты и ситуации. Каждая его выставка собирала противоречивые критические отзывы. «Единственная верная формула художественного успеха в Нью-Йорке – это создание массы работ, заставляющих тех, кто думает, что всё видел, заново задуматься, не была ли нарушена какая-нибудь важная граница», – написал искусствовед А. Данто в обзоре Биеннале Уитни в 1989 г. (цит. по: Arthur Danto’s Critique. 2014). В серию «Банальность» (1988–1989) вошли многократно увеличенные в размерах фарфоровые статуэтки, в том числе скульптура «Майкл Джексон и Бабблз», изображающая певца с его любимцем – шимпанзе. Описывая эти работы, Данто использовал формулировку «видение эстетического ада». Кунс оправдывает и даже превозносит считающийся дурным усреднённый массовый вкус. Резкая и раздражённая реакция критиков связана с тем, что художник предлагает им сойти с экспертных позиций, опуститься на «профанный» уровень и освободиться от стыда, испытываемого от любви к китчевой художественной продукции.
В 1989 г. Кунс встретил И. Сталлер, известную как порно-звезда под именем Чиччолина (состояли в браке в 1991–1994). Серия «Сделано на небесах» (1989–1991) изображала пару в эротических позах как «новых Адама и Еву». По мнению критика Ф. Бонами, выступившего куратором этого проекта (впервые показан на 44-й Венецианской биеннале, 1990), появление этих живописных работ и скульптур «ознаменовало начало критического хаоса», когда стало невозможно различить хорошее и плохое; глянцевая порнография, включённая в систему искусства, разрушила границы и сделала всё одинаково приемлемым (Bonami. 2011).
В 1990-е гг. Кунс создал ряд работ в общественных пространствах: «растительная» скульптура «Щенок» (1992) стала одним из символов Музея Гуггенхайма в Бильбао (установлена там в 1997). «Собака из воздушных шариков. Цвет фуксии» (1994–2000, Коллекция Пино) вместе с другими объектами размером до 6 м входит в серию «Торжество» (1994–2006): ярко окрашенные и полированные скульптуры из нержавеющей стали воспроизводят фигуры, которые сворачивают из воздушных шариков. Скульптура «Сидящая балерина» (2010–2015; высота 13 м) в 2017 г. была временно установлена перед Рокфеллер-центром в Нью-Йорке. Художника при этом обвинили в точном копировании статуэтки Киевского экспериментального керамико-художественного завода «Балерина Леночка» (1974, художница О. Л. Жникруп; права на использование образа предоставили Кунсу её наследники), т. к. это был бы не первый случай, связанный с нарушением Кунсом авторских прав: художник, работающий с темой копийности и массового вкуса, регулярно сталкивается с судебными исками. Согласно судебному решению 2017 г., скульптура Кунса «Обнажённые» (1988) без разрешения воспроизводит фотографию авторства Ж.-Ф. Боре (1970) (L’artiste Jeff Koons et le Centre Pompidou condamnés pour «contrefaçon» // Le Monde. Дата публикации: 09 марта 2017). Фотография А. Роджерса послужила точной основой для скульптуры Кунса «Набор щенков» (1988): дело слушалось в суде в 1991–1992 гг. и было выиграно истцом (960 F. 2d 301 – Rogers v. Koons // OpenJurist).
В серии «Зеркальный шар» («Gazing Ball»; 2013–2016) воспроизведены хрестоматийные скульптуры и картины, каждая из которых дополнена ярко-синим шаром из полированного алюминия. Он становится фиксирующим на себе взгляд центром композиции, отражает окружающее пространство (включая и самого зрителя) и сворачивает его в точку. Соединяя классические произведения с выглядящим инородно телом, художник совершает радикальный жест апроприации всего художественного наследия.
В конце 2010-х – начале 2020-х гг. Кунс тиражирует свои наиболее известные работы, их изготовляют в его нью-йоркской мастерской многие десятки ассистентов. В 21 в., в ситуации исчерпанности постмодернизма, в глянцевой поверхности скульптур Кунса критики (М. Мис) обнаруживают мрачный и пугающий смысл – товарный фетишизм, одержимость «поверхностью» образа и иллюзорность содержания. Ретроспектива Кунса в Музее американского искусства Уитни (2014) также подверглась критике с позиций социальной ангажированности и расовой проблематики (рецензии Б. Дейвиса, Т. Миккелли).
Кунс – офицер ордена Почётного легиона (2007), почётный член Королевской академии художеств в Лондоне (2010). Награждён Медалью искусств Государственного департамента США (2013).